Вернуться в прошлое возможно / «Дом культуры СССР» в Центральном выставочном зале «Манеж»

Выпуск №6-256/2023, Выставки

Вернуться в прошлое возможно / «Дом культуры СССР» в Центральном выставочном зале «Манеж»

Крупный выставочный проект «Дом культуры СССР», организованный РОСИЗО совместно с ведущими российскими музеями, приурочен к 100-летию со дня образования Страны Советов. В основе его концепции феномен домов культуры, которые с первых шагов советского государства рассматривались как мощные идеологические центры. Уже в 1920-е годы ДК и рабочие клубы представляли собой многофункциональные комплексы с выставочными и концертными залами, библиотеками, художественными мастерскими, театральными подмостками. Сегодня их сравнивают со своеобразной лабораторией советской культуры, где каждый желающий мог заниматься самообразованием, самосовершенствоваться.

Тот же принцип заложен в экспозиции «Дом культуры СССР», состоящей на 13 тематических разделов. В них представлены восемь направлений советского искусства, в том числе архитектура, скульптура, фотография, музыка, кино, театр. Каждый зал абсолютно самостоятелен - своего рода «выставка в выставке», отражающая наиболее знаковые культурные явления и погружающая в эпоху строительства социализма. Более 700 экспонатов из фондов Третьяковской галереи, Русского музея, Музея Москвы, Музея Архитектуры, Бахрушинского музея и других крупных собраний воспринимаются не только как свидетельства истории, но и как важные маячки для ее понимания и осмысления. Организаторы выставки подчеркивают, что «Дом культуры СССР» - это размышление о наследии, оставленном нам советским периодом, воспоминание о большой единой стране, где возник особый художественный мир.

Образ советского театра, воссозданный кураторами этого направления Ольгой Галактионовой и Андреем Райкиным, представлен как многогранное явление и одна из вершин мирового театрального процесса. Это пространство сложилось из самых разных школ и направлений, а наиболее знаковыми стали система Станиславского как образец высокого реализма, биомеханика Мейерхольда, основанная на принципе «от внешнего к внутреннему», синтетический театр Вахтангова с его особым акцентом на актерской импровизации. Позднее, так или иначе, это нашло отражение в творчестве Олега Ефремова, Юрия Любимова, Петра Фоменко, Марка Захарова и других признанных мастеров советского театра. Неразрывность этой связи подтверждают экспонаты - эскизы, макеты и фрагменты декораций, сценические костюмы, редкие фотографии и видеозаписи.

Каждый предмет, наполняющий театральный зал «Дома культуры СССР», можно без преувеличения назвать уникальным. В каждом - дух времени, энергия творца. Сергей Эйзенштейн, начинавший как театральный художник, в 1922 году выступил автором костюмов для спектакля-буффонады «Хорошее отношение к лошадям» В. Маяковского, поставленного в театре Мастфор (Мастерская Фореггера). Они не дошли до нас, но сохранились эскизы, которые сегодня находятся в фондах Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина. Один из них, обозначенный как «1-ая дамочка», вошел в экспозицию.

Не меньшую ценность представляют другие экспонаты из бахрушинской коллекции - макеты декораций Вадима Рындина к спектаклю «Гамлет», постановленному в 1954 году Николаем Охлопковым в Московском академическом театре им. Вл. Маяковского, Эдуарда Кочергина к «Гамлету», созданному в 1972 году Камой Гинкасом в Красноярском ТЮЗе, Сергея Бархина к «Царской охоте» Романа Виктюка 1977 года в Государственном академическом театре имени Моссовета. К легендам театральной сцены отсылают кукла «Опереточная певица» художницы Веры Тереховой из «Необыкновенного концерта» Сергея Образцова и Семена Самодура, фрагмент декорации спектакля Марка Захарова «Юнона и Авось» по эскизам Олега Шейнциса. Все это воспринимается особенно остро еще и потому, что рядом, на экранах мониторов, оживают сами авторы: Олег Шейнцис размышляет о молодом поколении театральных художников, Эдуард Кочергин вспоминает о работе над спектаклем «История лошади», звучат фрагменты последнего интервью Марка Захарова... Стирая границы времени, в зону тишины врывается голос Владимира Высоцкого - это редкие кадры из документального фильма 1971 года «Быть или не быть», запечатлевшие историю создания «Гамлета» на репетициях Юрия Любимова.

И, кажется, еще хранят актерскую энергетику костюмы, которые тоже составляют важную часть истории советского театра. Больше 40 лет разделяют сценические образы Тартальи и Бригеллы по эскизам Игнатия Нивинского из «Принцессы Турандот» Евгения Вахтангова. Первый выполнен в 1922 году, второй датируется 1963 годом, и это уже из спектакля, восстановленного Рубеном Симоновым. Невозможно без волнения рассматривать костюм Холстомера из культовой постановки Г.А. Товстоногова «История лошади» по повести Л.Н. Толстого «Холстомер», в котором в 1975 году к зрителю вышел Евгений Лебедев. Или расшитые серебряными нитями парадный камзол и кюлоты Фигаро, созданные Вячеславом Зайцевым для Андрея Миронова - исполнителя главной роли в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», премьера которого состоялась в Московском театре Сатиры в 1969 году.

Атмосфера театральной среды того времени и в черно-белых фотографиях Николая Гриценко, Иннокентия Смоктуновского, Алисы Фрейндлих, Андрея Миронова, в документальных кадрах 1970-х годов, на которых у Театра на Таганке, Театра имени Моссовета собрались толпы людей. Наполненные до отказа залы без лишних слов подтверждали необходимость и важность творческого диалога режиссеров, актеров, зрителей. Это поднимало над обыденностью, призывало к размышлению, давало ощущение внутренней свободы.

 

Фото автора

Фотогалерея