ОРЕНБУРГ. Самое главное

Выпуск № 7-257/2023, В России

ОРЕНБУРГ. Самое главное

Когда давно и хорошо знаешь театр, но никогда не бывал в городе, где он ежевечерне принимает своих зрителей, испытываешь к поездке двойной интерес: видишь город, оцениваешь на спектаклях реакции не гастрольной или фестивальной публики, театралов, составляющих значительную часть зрительного зала, а жителей города, тех, кто неотрывен от повседневья места и времени и приходит в эти стены каждый за своим. Кому-то хочется отвлечься от будней с их заботами и проблемами, кому-то просто развлечься, кому-то задуматься и разделить чувства героев...

Спектакли художественного руководителя Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького Рифката Исрафилова я полюбила с той давней советской поры, когда он возглавлял театр в Уфе и покорял зрителей многих городов нашей и других стран незабываемыми и десятилетия спустя постановками «Не бросай огонь, Прометей!», «Долгое-долгое детство», «Тринадцатый председатель», «Бибинур, ах, Бибинур». В Оренбурге появились «Раба своего возлюбленного», «Отец», «Капитанская дочка», «Ричард III», «Маскарад», «А зори здесь тихие...» и другие поистине знаковые работы. Они с успехом прошли в Москве, а также на различных фестивалях.

Рассказывать подробно о Рифкате Исрафилове смысла нет - его знают и высоко ценят не только в России, слава его начиналась в СССР и лишь преумножалась с годами и десятилетиями. Унаследовав у своих выдающихся педагогов ГИТИСа М.О. Кнебель и А.А. Попова пожизненную приверженность к традиционному русскому психологическому театру, Исрафилов обогатил его не только национальным колоритом, но и чертой, без которой он мог бы остаться догмой - чутким слухом к изменяющимся временам. По складу своего ума, души, характера и профессионализма режиссер может принимать или отвергать догмы, навязывая зрителю лишь свое ощущение. Для опытного режиссера важнее, чтобы каждый из разновозрастной зрительской массы, людей различных слоев общества, с различным опытом, в том числе и театральным, был вовлечен в орбиту происходящего на сцене.

А для этого необходимо обращаться к классике, мировой и отечественной, в равной мере воспитывающей зрителей и труппу.

Пригласив посмотреть новые спектакли театра трио московских критиков, Рифкат Исрафилов проявил непоказное благородство: в первый вечер мы познакомились с работой не худрука - с премьерой артиста и режиссера Александра Федорова «Обыкновенная история» по роману И.А. Гончарова. Написанная десятилетия назад инсценировка Виктора Сергеевича Розова стала невероятно популярной в последнее время. И это не удивительно: пришла пора, когда на первый план выступило понятие «фортуна» - едва ли не ключевое для первого романа начинающего писателя, в котором соединены на равных материальные блага и блестящая карьера.

Чрезмерно усложненная, во многом не до конца оправданная сценография (художник Андрей Климов) порой мешала восприятию так же, как вынесенные на программку цитаты из романа. Для человека, с литературным источником не знакомого, они ничего не раскроют, ни к чему не подготовят, лишь пробудят настрой лирико-пессимистический. Путь Александра Адуева (Дмитрий Татаринцев) от восторженного и наивного юноши, отправляющегося в Петербург в надежде «Отчизне посвятить души прекрасные порывы», не проходит точно акцентированных моментов разочарования, не свидетельствует о постепенном накоплении опыта. И потому его возвращение в имение больным воспринимается как не душевный, а исключительно телесный недуг. Отчасти происходит это и потому, что слишком схожими в трактовке режиссера оказались капризная девушка Наденька (Александра Бражникова) и экзальтированная вдова Юлия Тафаева (Юлия Ковальчук); слишком «смазанными» граф Новинский (Дмитрий Гладков) и мать Наденьки Мария Михайловна (Зинаида Карпович); почти выброшена трогательная линия слуг Аграфены (Мария Губанова) и Евсея (Сергей Кунин)... Зачем-то в финале спектакля тонкое, стильное музыкальное оформление Тамары Пикулевой взрывается музыкой арии Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст»: «Люди гибнут за металл...» Разве об этом роман?..

Но довольно перечислений того, что не случилось. Тем более, что случилось нечто очень важное: пронзительный по интонации и душевной глубине монолог матери Александра Анны Павловны (Наталья Панова), провожающей сына в дорогу. И словно со страниц романа сошедшие Петр Иванович Адуев (Сергей Тыщенко) и его жена Елизавета Александровна (Юлия Каштанова). Артисты настолько точно, глубоко и искренне проходят свой путь постижения истины, пустых, преходящих и подлинных ценностей, что от каждой минуты их сценического существования порознь и вместе невозможно оторваться. И верится, что Петр Иванович возродит свою жену к новой жизни, пробудит ее душу от глубокого сна, в который она впала, приняв измену себе самому Александра как свою собственную...

Работы Рифката Исрафилова всегда привлекали меня каким-нибудь неожиданным поворотом восприятия, порой ошеломляющим поначалу, но по размышлении оказывающимся удивительно созвучным времени. Так произошло и на этот раз в двух его спектаклях - «Собака на сене» Лопе де Веги и «Бесприданница» А.Н. Островского.

Замечательный художник Тан Еникеев оформил комедию плаща и шпаги в виде передвижных деревьев, в «изнаночных» арках которых удобно скрыться от посторонних любопытных глаз, передвижной скамьи, неподвижных величественных лестниц, атрибутов дворца, действующего фонтана в центре сцены. На фоне этого движущегося и неподвижного роскошества сменяют друг друга бурные любовные события. И хотя действие происходит, как известно, в Неаполе, с первых минут перед нами разворачивается испанский мир: танец тореадоров со строгими лицами и широким размахом плащей (балетмейстер Наталья Ренева, музыкальное оформление Тамары Пикулевой) обещает корриду и желание Теодоро (Максим Меденюк) отбыть в финале именно в Испанию.

По традиционному восприятию виденных в разных театрах спектаклей и любимого зрителями телевизионного фильма по пьесе великого испанца, битва женщин идет за красавца-секретаря вдовы Дианы де Бельфлор, но Исрафилов сдвигает оптику: перед нами не страстный молодой человек, мечущийся от одной к другой, а «жертва матриархата», не выбирающая, а подчиняющаяся более сильной, чем он, женщине. Если вспомнить, какое количество женщин в последнее время представлено во властных структурах различных уровней едва ли не по всей планете - станет искренне жаль этого несколько растерянного статного красавца, которым, словно шариком, играя партию в пинг-понг, перебрасываются графиня Диана (Юлия Дмитриева) и ее служанка Марсела (Юлия Каштанова). Да и Тристан, ловкий лакей (Эдуард Султанбеков), лишь играет в манипулятора. И, надо отдать должное режиссеру и артисту, с самого начала пародирует активность, понимая: повлиять может разве что на обретение героем отца. Идет игра, просто игра, в которой предсказуемы не только победа и поражение, но власть женщины, задумавшей всё решить по-своему...

К 200-летнему юбилею Александра Николаевича Островского Рифкат Исрафилов приготовил достойный подарок, выпустив в нынешнем театральном сезоне премьеру «Бесприданницы». Хорошо известная по многочисленным постановкам и фильму Эльдара Рязанова «Жестокий романс», пьеса прозвучала в Оренбургском театре, как это почти всегда у Рифката Исрафилова, во многом по-новому.

Известно, что современники драматурга восприняли «Бесприданницу» неоднозначно. Да и сам Островский понимал, что она отличается от других его произведений. Не случайно Александр Николаевич писал начальнику репертуара П.С. Федорову, посылая «Бесприданницу»: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений». Вероятно, в восприятии современников она не вызвала особого интереса в силу того, что была не бытовой, а «иноприродной».

Выдающийся литературовед, тонкий знаток театра Владимир Лакшин очень точно отмечал: «Чем больше живешь, тем больше понимаешь жизнь и тем меньше склонен учить. В такой пьесе, как «Бесприданница», подкупает не только мысль художника - мысль нравственная и гуманная. В ней сама глубь жизни, желание постичь ее загадку, коснуться живой диалектики доброго и дурного в людях. И тут шаблон готового морализма отлетает как старая шелуха... Название пьесы читается как бытовое объяснение беды Ларисы: она бесприданница. Но одиночество ее так огромно, что, мнится, причиной тут не одна необеспеченность, бедность, а вообще несовместимость души с этим миром».

Кроме того, сыграла свою роль в отношении пьесы и привычка видеть героями Островского яркие типы купцов (Лакшин отмечал, что персонажи «Бесприданницы» предстают «уже не хозяевами лавок Гостиного двора, а «полированными» негоциантами») или несчастных мелких чиновников, что не позволило разглядеть зарождение новой формации. Надо было, чтобы прошло более века, для подлинного расцвета - роста едва намечавшейся прослойки до размеров элиты общества. И вот они перед нами: стоящий над всеми по богатству, возрасту и положению «миллионщик» Кнуров (Владимир Бухаров), выросший вместе с Ларисой Огудаловой и ставший уважаемым молодым купцом Вожеватов (Эдуард Султанбеков), заезжий лощеный красавец Паратов (Максим Меденюк)... Они говорят на одном языке, понимая друг друга даже без слов, легко жертвуют чувствами ради обогащения, но, представляясь нам различными, по сути, являют три возраста одного и того же персонажа: разгульного, душевно невоспитанного, воспринимающего себя хозяином жизни человека, который приобрел внешний лоск, а нутро осталось прежним. Капитализация общества во времена Островского начиналась - нам же досталось ее буйное цветение в самых причудливых и разнообразных проявлениях... Потому так точно расставлены в спектакле Рифката Исрафилова акценты общности, глубинного единения этих персонажей: одним блеском вспыхивают глаза всей троицы, когда принято решение во что бы то ни стало унизить Карандышева; ехать за Волгу, умыкнув Ларису из дома жениха; поизмываться вволю над Робинзоном (Роман Ефимов, работа которого несколько чрезмерна в стремлении быть смешным); разыграть Ларису в «орлянку»...

Все, что осуществляется этой компанией властелинов мира, каковыми они себя мыслят и изображают, можно без преувеличения счесть приметами сегодняшнего бытия: безнравственного, но широкими волнами прокладывающего свою дорожку отнюдь не только в юные и неокрепшие души.

Да и Карандышева, блистательно сыгранного Дмитрием Гладковым, к страдальцам не причислишь. Он рвется в круг избранных, одержимый одновременно непомерными амбициями и жаждой самоутверждения любой ценой. Он стремится в это общество, скорее всего, не из возвышенного чувства к Ларисе, а из желания примкнуть к кругу Кнурова-Вожеватова именно с ее помощью.

Каждый характер раскрыт, психологически убедителен (несколько необычна, но очень интересна трактовка режиссером и артистом Вожеватова), но самые эмоционально воздействующие мгновения связаны с величественным разливом Волги на заднике сцены (художник Тан Еникеев), с финалом первого акта, когда река словно приближается к нам тревожным водоворотом. Когда циничная, ловкая и расчетливая Харита Игнатьевна (Мария Губанова), яркая, красивая женщина внезапно осознает, чем, скорее всего, завершится отъезд светящейся счастьем Ларисы (Альбина Демченко) за Волгу. И венчает спектакль горький и прекрасный символ: умирающая девушка на набережной, за ее спиной вновь приблизится к нам бурлящая река, возникнет на экране медленно уходящая в бездну фигура в белой сорочке, а когда она исчезнет, на фоне голубого неба пролетит белая птица...

Спектаклем, завершающим десант в Оренбург, был «Месяц в деревне» И.С. Тургенева, поставленный Борисом Морозовым с московской командой: художником Андреем Климовым, композитором Григорием Гоберником, художником по свету Евгением Виноградовым.

Спектакль удивительно красив, сценография и музыка создают пленительную атмосферу усадьбы, мерная жизнь которой неожиданно нарушается студентом Беляевым (Дмитрий Татаринцев), всколыхнувшим, сам того не желая, давно привычную тоску дома Ислаевых. В него влюбляется еще не осознавшая этого сама юная Верочка (Юлия Каштанова ярко, сильно проживает жизнь наивной и светлой девушки, столкнувшейся с неведомой ей, но оскорбительной страстью, ставшей в один момент из друга предательницей воспитавшей ее Натальи Петровны). К Беляеву испытывает неодолимую тягу Наталья Ислаева (Наталья Лавриненко), кажется, в самом воздухе разливается бесконечное столкновение эмоций Аркадия Ислаева (Дмитрий Воропаев), его матери Анны Семеновны (Надежда Величко), Ракитина (Сергей Шахмуть), но главные персонажи этой истории остаются довольно безучастными (кроме Верочки), что обедняет действие. К сожалению, не раскрылась в спектакле важная для Тургенева линия любви-отчаяния, безысходности, которая у автора точно выражена в трех состояниях - первой, почти неосознанной влюбленности, женской страсти и неожиданно устроенной судьбы старой девы Лизаветы Богдановны (Ирина Прохорова), которой досталась бессловесная роль компаньонки Ислаевой-старшей. Отсутствие этой линии не позволило раскрыться в полной мере одному из интереснейших персонажей, доктору Шпигельскому (Эдуард Султанбеков), появления которого в имении остались невнятными, так и не предложившему в спектакле «на выгодных условиях» брак Лизавете Богдановне.

Что-то не случилось в «Месяце в деревне»: редкие вспышки эмоций не восполнились ощущением проживаемой день ото дня жизни обитателей этого уютного, но способного каждую минуту взорваться бытия членов семьи Ислаевых и наезжающих в дом людей. Хотя и в самой пьесе есть некая загадка, крайне редко поддающаяся разгадыванию...

И еще одно впечатление от этой поездки останется надолго. В театре открылась Малая сцена, камерное помещение, в котором довелось присутствовать на поэтическом спектакле «Знакомый ваш Сергей Есенин».

Замечательный, широко известный артист Олег Ханов выступил на этот раз автором, режиссером и исполнителем музыкально-литературного спектакля по стихам, романсам и песням на стихи Сергея Есенина. И это не музыкально-литературная композиция, а именно спектакль, в котором оживает не просто жизнь и судьба поэта, а его внутренний мир, по сей день не оставляющий равнодушных. Стихи, песни и романсы, многие из которых давно уже воспринимаются как народные, звучат в исполнении артисток с прекрасными голосами Ольги Бересток, Александры Бражниковой, Юлии Ковальчук и Сергея Тыщенко по-настоящему волнующе. Что же касается стихов в исполнении Олега Ханова, каждое из них проживается артистом в тщательно, обдуманно выстроенной композиции не по хронологии, а по извилистости жизненного пути. Так поэма «Черный человек» звучит не в финале, а ближе к началу, словно призывая слушателя уловить и в других, вполне безоблачных стихах, глубину натуры, духовной жизни поэта. Звучат фрагменты «Времен года» П.И. Чайковского (пианист Антон Васильев), а зрителю дается возможность пережить вместе с артистом различные периоды жизни, мысли и чувства создателя стихов.

Олег Ханов каким-то поразительным образом молодеет на подмостках, глаза его загораются огнем живой причастности к тому, о чем говорится, будь то любовь к родной природе или к женщине, мысли о чем-то важном для него и - важном для страны. И возрождается почти забытое впечатление от школы отечественного театра, которая звалась некогда художественным чтением и подарила нам великих мастеров жанра.

К поэме «Анна Снегина», которая завершает спектакль, написана оригинальная музыка известного башкирского композитора Урала Идельбаева - чувственная, мелодичная, передающая мягко и ненавязчиво плавными переходами настроение не только поэмы, но и ее исполнителя...

Вот такой оказалась поездка в незнакомый город, успевший за несколько дней одарить и снегопадом, и ярким солнцем, и дождем, и ветрами - всеми причудами весны, которая наступает все более властно. И еще - ощущением, что театр живет в этом городе полноценной, насыщенной жизнью, в которой просто не бывает ровного и тоскливого течения. А потому зрительный зал всегда полон и, судя по случайно подслушанным репликам, почти каждый спектакль смотрят по несколько раз.

Это и есть главное...

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея