ЧЕЛЯБИНСК. Свой взгляд

Выпуск № 7-257/2023, В России

ЧЕЛЯБИНСК. Свой взгляд

Несмотря на безусловную актуальность пьес А.Н. Островского, «Сердце не камень» относится к той части его произведений, что редко воплощаются на сцене из-за особенной многогранности героев и глубины их внутреннего духовного движения, требующих тщательного выбора сценического решения и манеры исполнения ролей.

Теперь дом Каркуновых воздвигнут и на сцене Нового художественного театра. Режиссер-постановщик Евгений Гельфонд предложил свой взгляд на бессмертную комедию. Режиссер почти полностью опускает социальный аспект пьесы, концентрируясь на ее нравственном, духовном смысле. Так коллизия вокруг огромного наследства старого купца Потапа Потапыча Каркунова становится всего лишь фоном для внутренней эволюции двух столпов постановки - Каркунова и его жены Веры Филипповны.

Каркунов (Александр Майер) - самодур, не беспокоящийся о чувствах окружающих его людей. Посвятив свою жизнь разгулу, жадный Каркунов вдруг начинает беспокоиться о собственной душе, предчувствуя скорую смерть. Ведь душе не войти в Рай, когда в ней нет сострадания к ближнему и любви. Однако страх смерти не умаляет эгоизма Потап Потапыча. Не понимая истины настоящей любви и прощения, он готов «похоронить» жену вместе с собой, запретив ей выходить замуж после своей смерти, и купить отпущение грехов, раздав весь свой капитал бедным и нуждающимся, игнорируя проповеди Исайи Даниловича Халымова (Павел Мохнаткин).

Для своего племянника Константина Лукича (Константин Талан) Каркунов лишь «наследство». И тот скачет вокруг дяди, словно бесенок, стараясь заслужить расположение, символически подчеркивая своим поведением близость Каркунова вовсе не к Раю. Неспроста Константин скажет, что и совесть он уже потерял, а бессовестный герой в человеческой антропологии Островского то же самое, что и безбожник. Для Веры Филипповны Каркунов - «хозяин», «сам». Поработитель, а не муж.

Вера Филипповна (Ксения Бойко) - женщина изначально спокойного и сильного характера. Давно свыкнувшись с заточением в доме Каркунова, она усыпила в себе излишние «чувства» и нашла замену отсутствующей любви мужа в любви общечеловеческой, христианской. Несмотря на долгое уединение, Вера Филипповна не стала чуждой людям, однако ее понимание греха и праведности ярко выделяет эту женщину среди других героев. От того она без гордости говорит о богатствах Каркунова, не замечая зависти Ольги Дмитриевны (Татьяна Кельман) и Аполлинарии Панфиловны (Наталья Шолохова). С материнской заботой относится к юродивой ключнице Огуревне (Евгения Зензина), и единственная понимает ее сбивчивый и странный язык. С широтой души по-доброму смеется с другими героями, не замечая истинного значения их слов. Однако преданность мужу, порожденная крепостью христианской веры, ограничивает героиню в полноте возможного счастья. Любовь к другому мужчине, измена - грех, несмотря на жестокость Каркунова. Это хорошо показано в мизансцене разговора Веры Филипповны и Ераста (Дмитрий Николенко) у церкви. То приближаясь к Ерасту, снимая с головы белый платок, то отдаляясь от него, накидывая платок вновь на голову, Вера Филипповна Ксении Бойко мечется между интересом молодого мужчины к ней и страхом перед этим интересом, заливаясь уже истеричным смехом и рыданиями. Ераст был в шаге от того, чтобы стать «бессовестным», однако милость Бога, что уберегла Веру Филипповну от его обмана, оборачивается спасением и для него. В сцене разоблачения романтической связи Ераста и Ольги Дмитриевны (жены племянника Каркунова) герой Дмитрия Николенко стоит, опустив голову и вытянув руки по швам. Но ни страх потери работы, ни беспокойство за дальнейшую судьбу Ольги Дмитриевны не наполняют его душу.

Ераст испытывает стыд перед Верой Филипповной, стыд за то, что хотел обмануть ту, которую на самом деле полюбил. Благодаря этому скрытому глубоко внутри чувству герой смог пробудить в Вере Филипповне ее желание быть любимой. И именно поэтому Ераст, вставший на путь совести, в конце наталкивает Веру Филипповну на мысль, которую она принимает: человек не сможет вечно любить весь мир, если его в этом мире никто не любит.

В своей полноте эволюция героев раскрывается в момент признания Веры Филипповны выйти замуж после смерти мужа. Потап Потапыч хотел бы убить жену из-за беспредельной ревности, но не может. Теперь она - спасительница его души, готовая помнить и уважать его после смерти. И Потап Потапыч вновь полюбил жену, но уже как ангела-хранителя. И с этой обретенной любовью и прощением он может со спокойствием дожить оставшиеся годы. Вера Филипповна готова раскрыть свою душу и преумножить «общечеловеческую» любовь чувствами к мужчине, но будет ли это Ераст - неизвестно. Герой Дмитрия Николенко «нависает» над героиней, как готовая обрушиться в любой момент скала, ожидая: отдастся ли она только проснувшимся желаниям или обуздает их силой и спокойствием, чтобы выбрать в будущем человека, который не стоял на грани потери совести.

Этот спектакль о любви. Но не о любви в привычном понимании слова, а о любви как основе человеческой души, данной Богом; силе, способной сделать жизнь по-настоящему счастливой, если принять ее во всех возможных ипостасях.

Каркунов Александра Майера самодур, давно утвердившийся во власти, холодный и почти лишенный эмоций. Его сдержанность хорошо иллюстрирует отсутствие любви в герое. Только в двух моментах актер позволил себе «излить чувства». Слегка забеспокоиться и засуетиться, когда речь зашла о душе Каркунова и наполниться гневом, услышав признание Веры Филипповны о желании замужества. Александр Майер расставил эмоциональные акценты исключительно в важных для Каркунова аспектах, проиллюстрировав его внутреннюю эволюцию: от выхолощенности потерявшей любовь души до погружения в блаженное спокойствие, при осознании подлинной верности жены и христианской любви в своей жизни.

Вера Филипповна Ксении Бойко женщина внутренне сильная, с достойным спокойствием и простотой принимающая свою тяжелую судьбу. Ксения Бойко прекрасно показала, насколько страшен для Веры Филипповны грех. С верной осторожностью актриса передает едва уловимый хрупкий интерес Веры Филипповны к Ерасту. И с мягким, но уверенным напором показывает решимость пойти наперекор мучившему ее мужу.

Перед Константином Таланом в роли Константина Лукича Каркунова стояла сложная задача - взять на себя чуть ли не всю комическую часть постановки. Вечно мечущийся, бесноватый и немного коварный Каркунов вышел у Константина Талана «на ура», вызывая улыбки и смех.

Схожая задача стояла и перед Александром Балицким в роли гуляки-странника Иннокентия. Через сбивчивую речь, слезы, угрозы, до боли скрюченные пальцы артист показал сбившегося с пути человека, преступника и пьяницу, уже начавшего терять человеческий облик. Иннокентий - черт, вихрь пороков. Неспроста впервые герой появляется, выползая из лаза, расположенного в самом низу декораций, словно демон из преисподней. По этой же причине он не может даже прикоснуться к беззащитной Вере Филипповне, намереваясь то ограбить ее, то убить, ведь, по его словам, она «уж очень в вере крепка».

Ераст Дмитрия Николенко - герой раздвоенный, побывавший на грани совести и бессовестности. Всегда сдержанный именно из-за этого в проявлении свои душевных порывов в первой половине спектакля, он начинает открываться в эпизодах взаимодействия с Верой Филипповной. Пережитый стыд и осознание собственных ошибок хорошо прочитываются в языке тела героя, переданного артистом.

Композицию спектакля можно назвать «мозаичной». Большинство героев раскрываются в нескольких сценах, постепенно углубляющих и усложняющих их характеры, формируя в финале спектакля целостные образы. В результате знакомство с героями происходит точно так же, как и знакомство с реальными людьми: от первого впечатления до внутренних переживаний и познания черт характера. Так, например, Константин Лукич из заискивающего перед дядей племянника превращается в интригана, а потом почти в состоявшегося вора и убийцу. А его жена Ольга Дмитриевна из немного глупой, но очаровательной женщины, ходившей за мужем по пятам, преображается в изменницу, обеспокоенную лишь стоимостью своих нарядов. Подобная композиция позволяет не оставить ни одного героя «нераскрашенным» и дать множеству сформированных характеров сложиться в одну историю подобно фрагментам большой мозаики.

Музыка композитора Игоря Лютикова - основа построения образов и движения чувств. Символическая роль отведена даже инструментам, оказавшимся в руках актеров в начале спектакля. Так, Вера Филипповна, перебирающая клавиши пианино, в отдалении от других героев, играющих на трубах, гитарах и флейтах, сразу же показывает свою некую отдаленность от привычного другим потока жизни. А дуэт на трубах главной героини и Ераста, стоящих напротив друг друга, говорит о зарождении любви: музыки из сердца в сердце. Финальная же песня всех героев на возвышении декораций навевает мысль о том, что в конце своей истории все мы будем равны, какие бы грехи за душой не прятали.

Сценография спектакля идет вслед за главной целью режиссерского решения. Художник по костюмам Екатерина Прямоносова использует полупрозрачную легкую ткань, так создается впечатление, что героев видишь насквозь и замечаешь все, что обычно сокрыто. Художник-постановщик Елена Гаева создает дом Каркуновых из бледных деревянных досок. Благодаря этому декорации не перетягивают на себя внимание, и герои становятся единственным ярким пятном, за которым волей-неволей всегда будешь следить.

Стоит отметить, что режиссеры и в мизансценировании, и в сценографии спектакля явно стремились передать одну из особенных черт героев Островского. Они всегда говорят от души, являются теми, кто они и есть на самом деле. Ни больше, ни меньше. Будь то расстановка актеров на сцене, сценический костюм или декорации, всё в спектакле Е. Гельфонда и Р. Щукиной направлено на полное раскрытие образов, на показ души героев.

Спектакль «Сердце не камень» сконцентрирован не на обличительной, а на нравственной стороне пьесы Островского. На сцене звучали и получали свое объяснение такие важные для драматурга понятия в понимании человека, как «совесть», «сердце», «душа». Спектакль поднимает восприятие любви на философский уровень. Чего очень не хватает современному человеку, по большому счету забывающему о глубине собственной души в суматохе дней. Любовь разрушающая, любовь объединяющая, любовь, прощающая и всегда рождающая новую жизнь.

 

Фото Валерия ЗВОНАРЁВА

предоставлены театром

Фотогалерея