Трагическая сказка одиночества / «Царь-девица» в Театре Романа Виктюка

Выпуск № 7-257/2023, Премьеры Москвы

Трагическая сказка одиночества / «Царь-девица» в Театре Романа Виктюка

В основе спектакля «Царь-девица» в Театре Романа Виктюка одноименная поэма Марины Цветаевой. Поэма является авторской переработкой сказки, имеющей около сорока вариантов. Поэтесса, переосмыслив русскую народную сказку, записанную ученым-фольклористом А.Н. Афанасьевым, сохраняя фольклорные корни истории, создала на ее основе знаковое произведение Серебряного века.

Спектакль поставил ведущий актер Театра Романа Виктюка Дмитрий Бозин, который так говорит о поэме: «Взяв за основу старинную сказку, Цветаева создала удивительное пространство, где люди говорят с ветром и морем, где чувства людские равны стихиям. Каждый вздох, каждый слог распахивается в пространство природы. Но в то же время каждое слово трогает и пробуждает именно сокровенную суть человека, его тайну. «Царь-девица» - не детская сказка, это трагедия, но она полна юмора и волшебства».

Главная героиня поэмы Царь-девица - яркий и непростой, женский сказочный и одновременно драматический персонаж.

Сюжет прост: жена старого пьяницы-царя влюбляется в пасынка, но он отвергает ее. Колдун рассказывает ей, что царевичу предстоит встретиться с богатыршей-воительницей Царь-девицей, которая и станет его суженой. Мачеха просит колдуна помешать свиданиям, и он делает так, что юноша засыпает при каждой встрече с суженой. Не сумев его разбудить, Царь-девица погибает. Проснувшись и узнав об этом, царевич убивает Колдуна и в отчаянии прыгает в воду, чтобы найти ее. Мачеха узнает, что юноша утонул и молит Ветер о смерти. Ветер рассказывает, что царевич соединился с Царь-девицей, а затем поднимает коварную царицу и бросает на землю. Она умирает, а горе-царя казнит народ...

На одной из подвижных стен-плоскостей, ограничивающих игровое пространство, огромные стрелы, неумолимо нацеленные на героев. В центре пустого пространства сцены нечто, похожее на лепесток огромного волшебного цветка (художник Владимир Боер).

Колыбель-корабль - центр сценической композиции - колыбель для спящего царевича и боевой корабль воинственной Царь-девицы. Колыбель - символ начала жизни и корабль - символ пути от жизни к смерти - знаковые символы поэзии Серебряного века. Поворачиваясь и превращаясь в полусферу, колыбель-корабль становится прозрачным экраном, сквозь который мы увидим любовное свидание Царевича и Царь-девицы. То ли реальное, то ли вымышленное, то ли во сне, то ли наяву. Как и все произведение Цветаевой, здесь все проникнуто тайной и неизбежностью неумолимых стрел судьбы.

Театр представляет поэму о любви, решая ее средствами пластического и поэтического театра. Завораживающая мелодекламация и условная пластика - актерские средства, которыми в этом театре владеют легко и виртуозно, создавая магическое театральное действо. Нельзя не отметить работу хореографа Артура Ощепкова и музыкальное оформление спектакля Людмилы Платоновой.

Поэма написана ярким самобытным языком, стилизованным под старославянские напевы, по словам Дмитрия Бозина, исполняющего в спектакле две роли - Колдуна и Ветра, - это погружение в саму стихию Серебряного века.

Для Бозина обращение к постановке цветаевской поэмы вполне закономерно. У актера есть собственная программа, составленная из произведений Цветаевой, он пропитан миром этой поэзии, ее нервом и ритмом, пространство спектакля - этой таинственной сказки - оживляется его режиссерской и актерской фантазией. Недаром его Колдун, а потом и Ветер становятся едва ли не центральными персонажами действа. Черный колючий «дикобраз» с острыми шипами на спине, на высоких копытах - странное фантастическое существо творит свой магический ритуал. Он преобразует чувства людей в стихии, превращаясь сам в черную стихию, сбрасывая убаюкивающую маску Колдуна и превращаясь в разрушительную маску Ветра.

Коварную Царицу-мачеху и Царь-девицу также исполняет одна актриса - Виктория Савельева. Два женских образа - словно две ипостаси всепоглощающей женской страсти. Дева Воительница предстает перед нами на котурнах из человеческих черепов, величественная и ужасающая, но и прекрасная в своих доспехах. Богиня войны появляется в сопровождении Няньки (Дмитрий Жойдик, он же исполнитель роли пропойцы Царя). Гротескные и такие разные образы актер передает не только движением и пластикой, но и мгновенными музыкальными переходами ритма и голоса.

В начале этого действа Царица-мачеха, в легком белом хитоне, почти бесплотное существо, все больше подчиняясь страсти и темной колдовской силе, превращается в черного злого демона. Добиваясь своего, переодеваясь в черные одежды, она исполняет экстатический ритуальный безумный танец.

Художник по костюмам Евгения Панфилова предельно стилизует костюмы всех героев.

Мужественная дева, сбрасывающая свои доспехи смерти, становится любящей женщиной, а изнеженный хрупкий Царевич (Станислав Мотырев), почти незаметно, но все же постепенно взрослеет. В начале спектакля он предстает в белой рубашке с длинными, до пола рукавами - печальный мечтательный Пьеро - любимый образ Серебряного века. Затем переодевается в костюм испанского тореадора - образ и символ игры со смертью.

Цветаева изменила счастливый конец сказки, сочинив трагедию о поиске любви и одиночестве, о героях, находящихся в постоянном душевном движении и не имеющих возможности обрести счастье с любимым. Почему так происходит? Можно долго разгадывать поэтические символы, которыми пронизаны поэма и спектакль. А можно просто подчиниться его магической музыке, не находя ответа на вопросы. Ведь так же известно, что часто вопрос может открыть человеку больше, чем данный на него ответ.

 

Фото Полины КАПИЦЫ

предоставлены пресс-службой Театра Романа Виктюка

Фотогалерея