Роман Акимов. Разговор о человеке (Москва)

Выпуск № 7-257/2023, Лица

Роман Акимов. Разговор о человеке (Москва)

Драматург, лауреат и победитель международных писательских конкурсов, режиссер, педагог, создатель театрального центра «Аутоника» в Москве, - таков творческий, интеллектуальный и профессиональный багаж нашего героя.

Все, кто впервые сталкивается с Романом Акимовым, прежде всего обращают внимание на его замечательную внешнюю фактуру (уроки фехтования и танцев не прошли даром), дальше замечаешь какую-то «напряженную» легкость и взгляд - цепкий, внимательный, ироничный. Но, несмотря на остроту ума и даже саркастичность, он остается неисправимым романтиком, эстетом с чутким художественным вкусом. Почитайте его пьесы, и вы поверите и в справедливость, и в мечту, и в высшее счастье.

Недавно у Романа Акимова вышла отдельной книгой пьеса «Планета Шутов», как мне кажется, заслуживающая особого внимания на сегодняшнем изрядно зашлакованном драматургическом рынке.

- Насколько мне известно, это не первый ваш литературный опыт?

- Всё верно, сейчас у меня в широком доступе четыре издания, а книга «Планета Шутов» оформлена еще и моими иллюстрациями. Стоит сказать, что эта пьеса также входит в мой отдельный сборник «Для больших и малых», где изначально была идея по объединению и изучению различных культур - Японии, Скандинавии и Европы, частью которой мы являемся. Если говорить о новой истории, ее душой стало идеалистичное желание по искоренению конфликтов внутри наших семей, насколько это возможно. «Планета Шутов» психологична, в ней даются ответы на сложные жизненные ситуации. Более того, я уверен, что совместные чтения по ролям могут объединить в своем художественном мире всех членов семьи. Во всяком случае, мне бы очень этого хотелось. Для чего, собственно, книга и создавалась.

- Я читал ваши пьесы, и отдельные из них пронзительны до кома в горле. Вы невероятно глубоко чувствуете детскую душу, ее тревоги и беды. Личный опыт?

- Например, события «Планеты Шутов» происходили фактически на моих глазах, правда, во взрослом возрасте. Другое дело, что я художественно защитил главных героев и дал им совершенно другую дорогу, пусть и в книге. Жизнь беспощадна, особенно к детям. Рождаясь, мы сразу впадаем в необходимость абсолютного выживания; взрослея, проходим через череду внешних и внутренних испытаний, они могут не только укреплять, но и разрушать. Важна фигура родителя, ведь он должен являться маяком в огромном жизненном шторме! Но, как мы зачастую видим, не каждый может брать на себя ответственность дающего свет - порой из-за недостатка или полного отсутствия света собственного. Вот и сталкиваемся с тем, как жизненный шторм разбивает о скалы тех, кто должен быть под защитой.

Самое страшное, что за последние лет десять сей вихрь стал совершенно поражающей силы, и у многих за это время в голове повернулось: это не беда, а манна небесная. Конечно, это страх и бегство от действительности, полное неприятие происходящего. Просто необходимо уяснить: чем сильнее бегство взрослого, тем страшнее последствия для ребенка. У меня у самого маленькая дочь, и я делаю все возможное, чтобы она развивалась свободной, уверенной в себе, гармоничной личностью.

- А вы видели спектакль по своей пьесе «Песнь об отваге и дружбе» в Омском государственном театре куклы, актера, маски «Арлекин»?

- Имел такое удовольствие. У сибиряков постановка названа «Отважные козлики Ингвар». Режиссером выступила Елизавета Гордеева, ученица Руслана Кудашова, сейчас она главный режиссер Кировского театра кукол. Несмотря на молодость, Елизавета настоящий мастер. Также сейчас в Москве у меня реализуются два проекта по моим пьесам, с нетерпением жду их премьеры.

- Если не секрет, что вы намереваетесь ставить и где?

- Не стану пока называть театр, но речь идет об А.Н. Островском, у которого в этом году юбилей - 200 лет! Я обратился к его одной из лучших пьес - «Талантам и поклонникам». Спектакль будет традиционный, зрительский, то, что сегодня в театре встретишь нечасто. Для меня главное - разговор о человеке и тех проблемах, которые за столетия не исчезли. Помните, у драматурга: «Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу: пьесу можно и прочесть»? К слову, в роли Князя Дулебова будет выступать народный артист РФ, профессор ГИТИСа, Алексей Игоревич Шейнин, человек удивительного обаяния и таланта. Нынешний год у него тоже юбилейный - 75 лет!

- А «Гамлет» ваш тоже «традиционный»?

- Мой «Гамлет» объединит не просто различные времена, но и целые поколения, отраженные в этой великой трагедии. Евангелический шифр, который в ней скрыт, тоже должен быть четко отражен в постановке. Драматургическая основа будет включать разные переводы, в том числе и не совсем точный, но изумительно поэтичный пастернаковский. Говоря о традиционности - больше нет, чем да. Но иногда отхождение от принятой традиционности открывает дорогу к художественному целому.

- У вас есть педагогический опыт, который и позволил создать свою особую театральную систему?

- Да, начиная с моей работы в ГИТИСе, я довольно долгое время веду научно-педагогическую, режиссерскую практику, являющуюся моей основной профессиональной деятельностью. Дело в том, что классическое театральное образование уже не соответствует тем художественным задачам и требованиям, которые ставит перед собой сегодняшнее время. Об этом стараются не говорить, потому как сразу всплывает ответный вопрос: а что было сделано, кроме постоянных ярких заявлений о том, что всё у вас хорошо и прекрасно, чтобы предотвратить данную ситуацию? Но это непростой, долгий и болезненный разговор, особенно для тех, кто на самом деле имеет четкое понимание о происходящем.

- На чем основана и как работает ваша «Аутоника»?

- Это ни в коем случае не отрицание опыта прошлого при превращении своих идей в сознательную уникальность. Только на плодородной почве удач и ошибок ушедшего времени можно найти эффективность и неповторимость, сделав шаг в сторону. Сразу вспоминается стихотворение Роберта Фроста «Неизбранная дорога»: порой нетоптаная дорога определяет путь. Так и у нас.

Если кратко, «Аутоника» - система, основанная на современных психологических исследованиях в области психоанализа и человеческого бессознательного. Ее основные принципы строятся вокруг природы восприятия, реакционности и самосознания. Помимо всего, «Аутоника» открывает совершенно новый принцип сценического и социального существования. Предметом нового театра будет являть не действие, а трансформация (превращение). Человек, который находится в системе «Аутоника», постигает все происходящие в нем психические процессы. Он учится распознавать механизмы изначальных импульсов внутри своего сознания. Далее он учится их осознавать и применять в сценическом пространстве, опираясь на художественные ассоциации и символы, рождающиеся рефлекторно в его разуме.

В нашем театральном центре мы уделяем особое внимание созданию художественного образа. «Аутоника» включает специальную систему «горизонтов», в которой есть место артистическим этюдам, в них рождается совершенно другой уровень партнерского взаимодействия. Помимо всего, важна и физическая подготовка артиста. Каждый понимает, что тело - инструмент, который должен быть готов к любой задаче.

Это, конечно, небольшой процент того содержания, что включает «Аутоника». Думаю, в ближайшее время поэтапно будут выходить книги об этой системе артистической подготовки, и уже сегодня идет работа над первым изданием.


Разговаривая с Романом, я все время вспоминал фразу одного из героев «Планеты Шутов»: «На Планете Шутов все любят танцевать, а в воздухе витает запах свежеиспеченного хлеба, там можно плакать и смеяться от счастья...» На самом деле, в его пьесах улавливается что-то андерсеновское и уайльдовское. Они похожи отчасти на сказки через детей к взрослым, этакий «двойной адресат». Несмотря на щемящую грусть и горькую иронию, в них есть настоящая дружба, самопожертвование и любовь. Там порой оживают самые неожиданные предметы, герои не погибают, а, скорее, отправляются на ту самую планету, где и «витает запах свежеиспеченного хлеба» и плачут от счастья.

 

Фото из архива Романа АКИМОВА

Фотогалерея