Только лучшее / XXIV Международный Брянцевский фестиваль детских театральных коллективов (Санкт-Петербург)

Выпуск №8-258/2023, Фестивали

Только лучшее / XXIV Международный Брянцевский фестиваль детских театральных коллективов (Санкт-Петербург)

Ежегодный Брянцевский фестиваль собрал обширную программу: в афише постановки из Санкт-Петербурга, Набережных Челнов, Сухума, Ванадзора, Ярославля, Макеевки, Березников, Минска, Лопатино... На сцене - дети от 4 до 18 лет, растворяющиеся в театральной стихии, азартные, вдумчивые, готовые к серьезной работе. Каждый день мастер-классы по сценической речи, движению, актерскому мастерству и сторителлингу от ведущих режиссеров и артистов города, для руководителей студий - профессиональные обсуждения спектаклей. Масштабный фестиваль, посвященный в этом году 140-летию со дня рождения основателя театра Александра Брянцева, закончился 17 марта гала-концертом, на котором объявили лауреатов и насладились театральными выступлениями участников и известных творческих коллективов Санкт-Петербурга.

К участию в фестивале поступило более 150 заявок от детских театральных студий разных стран. Члены жюри остановились на 20 лучших разножанровых работах - от сказки до бытовой драмы - исполненных в неподражаемом авторском прочтении.

Первый фестивальный день подарил знакомство как с пронзительными философскими текстами, так и полными юмора и красоты русскими народными сказками. Фантазия по мотивам произведений С. Писахова и Б. Шергина «Небывальщина» (театр «Леля» ГБУДОДДТ «Олимп», Выборгский район Санкт-Петербурга, режиссеры Елена и Мария Качаловы) подчеркивает спасительную роль совместного песенного творчества. Юные актрисы с радостью осваивают фольклор: давно забытые слова и традиции русского мира познаются с добром и полны созидательного начала. Звонкоголосые девушки, соперничающие в выдумках, обретают единение и направляют талант своей души на всеобщее счастье.

Невероятной глубиной наполнена другая работа - «Волчонок» по книге «Дорогой длинною» А. Вертинского (образцовый детско-юношеский драматический театр-студия «Дуэт» ДДЮТ, Московский район Санкт-Петербурга). Спектакль пронизывает живое исполнение музыкальных композиций Вертинского, отражающих этапные события в его жизни. Жизненные перипетии и страдания наполнили талантливую душу Вертинского непреодолимой тягой к искусству. Главную роль воплощают два актера, представляющие разные возрастные ипостаси героя: погруженный в рефлексию о прошлом, пытающий осознать себя юноша и пронзительный, смешной, искренний мальчик. Актеры балансируют на грани трагического и комического и с особым удовольствием погружаются в озорную, детскую стихию баловства. Спектакль стал лауреатом 1 степени, а режиссеры Ирина и Аршад Алекперовы получили специальный приз имени Н.Н. Иванова.

О предательстве и языке любви животных беседуют в работе «Бигль Бублик ищет дом» по произведению А. Орловой (музыкальный театр «ФаСоль», Санкт-Петербург) в постановке Дарьи Демчук. На сцене никаких декораций - только дети и их безграничная энергия. Добрая, полная любви история заканчивается драматично: потерявшемуся щенку находят замену. Артисты с увлечением погружаются в исследование мира улицы и общества брошенных животных, которым никто не рад. Так любовь и равнодушие ежечасно соприсутствуют в жизни каждого человека. Танго крысы и щенка напоминает встречу влюбленных и наполняет сердце надеждой, что герои будут счастливы. Спектакль получил диплом лауреата 3 степени.

В философской притче «Чайки» по мотивам Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (синтез-студия «Мост», г. Коммунар Гатчинского района), режиссер Анастасия Бурлак размышляет о жизненных целях человека, столкновении личности и общества, смещении ориентиров. Всегда рождаются герои, готовые самовыражаться, не принимать устоявшиеся законы и, во многом, выбивать почву из-под ног окружающих. Метафоричные высказывания о том, что целью жизни является еда, а не полет, запреты: чайка не может летать в темноте - порождают бунт свободомыслящей птицы и последующее изгнание из стаи. Но это только начало пути. Красивая история о желании раскрыть свое предназначение и истинную природу созвучна сердцам юных артистов, определяющих себя. Ничто не может остановить человека в желании быть собой, что подчеркнул образ чайки Флетчер - актриса играла свою роль со сломанной ногой.

Желание проанализировать взаимосвязь между миром детей и взрослых, найти предпосылки к ожесточению человека, создать гармоничное общество предпринимаются в спектакле «Король Матиуш Первый» по книге Я. Корчака (детский музыкальный театр «Серебряный ключик» ГБУКДЦ «Ижорский» г. Колпино, режиссеры Светлана Елякина, Елена Павлович). В работе используют изобразительные возможности театра теней, исполняют польскую колыбельную и повествуют о пути юного мальчика-короля к пониманию жизни. Иллюзии рушатся, друзья предают, но вера в человека и добро дает свои плоды.

Завершился первый фестивальный день спектаклем «По щучьему велению» в инсценировке Т. Петровой (театр-студия «Мы» ГБУ ПМДЦ «Фрунзенский» Дом молодежи «Купчино» Санкт-Петербурга, режиссер Марина Чижик). История рассказывается речитативом и адаптируется под современность: так, многофункциональной деталью становится любимая всеми подростками продуктовая тележка, превращающаяся и в печь, и в трон. Режиссером спектакля найден хороший выразительный язык и юмор. Зажигательная сказка напоминает о том, что в любви использовать магию невозможно, необходимо самостоятельно найти нужные слова. Венчается спектакль призывом загадать одно общее желание, и зрители вместе с артистами произносят: «Чтобы всем было хорошо!» Позитив заполняет зал. Олеся Лапотникова за роль Царевны награждена дипломом «Яркая творческая индивидуальность».

Второй фестивальный день стал возвращением к классическим произведениям. В основе спектакля «Деточки. Достоевский» (театральная студия «Сквозное действие» театральной школы «Я-Актер» Санкт-Петербург, режиссер Виктория Аминова) - сюжетные линии разных романов: «Идиот», «Преступление и наказание», «Неточка Незванова», «Братья Карамазовы». В центре интереса творческой команды - чистота ребенка и жестокость окружающего мира. Страшные истории несчастливого детства и покалеченные судьбы детей наполнены мечтой о счастье и другой жизни. Ульяна Ялова за роль Неточки получила диплом «Яркая творческая индивидуальность».

«Соляной бунт» по поэме П. Васильева (театр-студия «Горошины», Санкт-Петербург, режиссер Евгения Латонина) поразила осознанностью ребят и основательностью погружения в материал. Юным артистам удалось создать художественный мир произведения: зрители проносятся сквозь череду событий жизни атамана-казака, со страстью празднующего свадьбу, усмиряющего бунт и приходящего в руки смерти. Единение народа и в горе, и в радости, умение чувствовать жизнь максимально, невозможность одиночной оценки ситуации рисует многогранность бытия. Фольклорное, напевное начало, музыка стиха сыграны с жаром и искренностью. Максим Бедерников за роль Атамана отмечен дипломом «Яркая творческая индивидуальность».

Русские народные сказки остаются в центре режиссерского интереса. Постановка «Гуси-лебеди» (театральная студия «Юла» МБУК Культурно-досуговый центр «Самарский» п. Лопатино Самарской области, режиссер Юлия Майоршина) незамысловатыми средствами рисуют историю взросления главной героини. Узнаваемые символы реальности, будь то громкоговоритель, с помощью которого печка предлагает свои пирожки прохожим, находят отклик в зрительном зале.

К творчеству Сергея Есенина обратились в спектакле «Черный человек» (театральная студия «Балагуры» ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга «Академический», режиссеры Ирина Шейкина и Яна Осипова). Артисты исследуют тему саморефлексии и самобичевания: герой анализирует свой путь и пытается осознать, остался ли он верен себе. В спектакле исполняются и другие произведения поэта: так стихотворение «Я обманывать себя не стану» артист произносит, изображая марионетку, вступая тем самым в диалог с фразой: «Казаться улыбчивым и простым - самое высшее в мире искусство». Дмитрий Аристов за роль юного Есенина награжден дипломом «Яркая творческая индивидуальность».

Особое яркое впечатление оставила постановка «Коза, баран и другие» по сказкам Г. Тукая (театральная студия «Экспромт» МАУДО «Детская хореографическая школа», Набережные Челны, режиссер Дмитрий Филин). Случилось знакомство с национальным татарским фольклором, зрители узнали о проделках Шурале, Водяной, козы и барана. Зажигательные напевы песни «Ай, былбылым», народные костюмы и танцы наполняют радостью познания культуры другого мира.

Творчество для детей и о детях насыщено особым взрослым подтекстом. Спектакль «Это - да! Это - нет!» по стихам Ю. Мориц (школа-студия-театр «Перевоплощение» ГБОУ СОШ № 27 им. И.А. Бунина ОДОД «Невский берег» Василеостровского района Санкт-Петербурга, режиссер Виктория Воробьева) позволяет забыть о рациональном восприятии мира и начать познавать его впервые. Особое восприятие действительности, сопротивление привычному, желание, чтобы все было по-своему, напоминает взрослым о том, как важно не отступаться от своих мечтаний. Спектакль стал лауреатом фестиваля 2 степени.

Завершился второй фестивальный день пластической постановкой «Чернильное сердце» по роману К. Функе (детский театр танца «Чучело», Центр современного танца Санкт-Петербурга, режиссер Вячеслав Малыгин). Выразительный язык тела без слов рассказывает о том, как захватывающий мир книг начинает поглощать реальность. Энергичное, фантазийное действо о силе художественного вымысла позволяет каждому считать особые интонации, но главной темой остается поиск света и дороги к истине. Анастасии Хаюзко за роль Главной героини вручили диплом «Яркая творческая индивидуальность».

Третий фестивальный день обратился к современной драматургии и культовым сюжетам. Музыкальный спектакль «Возвращение в страну Оз» по Л. Баум (детская театральная студия при Русском театре драмы им Ф.А. Искандера, г. Сухум, Абхазия, режиссер Джамбул Жордания) размышляет о том, что каждому нужен свой дом. Дружба и взаимовыручка позволяют героям воплотить свои мечты в реальность, а волшебство оказывается таким незначительным по сравнению с жизнью. Костюмированный спектакль полнозвучно рисует сказочный мир и представляет особое видение любимых персонажей. Ева-Мария Полякова за роль Тотошки получила диплом «Яркая творческая индивидуальность».

Постановка «Я связь миров» (театр-студия «Александрино» при Центральной детской библиотеке Кировского района Санкт-Петербурга, режиссеры Алла Белоусова и Максим Зарецкий) погружает в поэтические произведения русских поэтов. Взросление человека и познание новых совершенств мира и себя - в центре стихотворений Цветаевой, Мандельштама, Блока, Турбиной, Фета, Брюсова, Набокова, Тарковского, Теплова, Козлова. Артистам удается передать лиричность и невесомость мира поэзии.

К советской драматургии обратились в спектакле «Детки в клетке» по инсценировке повести В. Железникова «Чучело» Т. Разнодорожней (театральная школа «Росинка», культурно-спортивный центр «Азот» г. Березники Пермского края, режиссер Екатерина Лабурец). Сюжет ведет Лена, рассказывающая своему дедушке (символично представленном в виде вешалки с плащом - мир взрослых не может помочь) о своем пути в мир. Ребята искренне размышляют о том, что такое быть собой, какой ценой дается честность. Девочка проходит сложный путь, но события не ожесточают ее, а, напротив, порождают еще большее милосердие. Как заклинание она произносит: «Никогда не травить других!» В итоге спектакль становится исповедью и покаянием не сколько Чучела, а всего класса. Мария Петухова за роль Железной кнопки награждена дипломом «Яркая творческая индивидуальность».

Постановка «Большая меховая папа» по книге К. Драгунской (детский театр «Чемодан», г. Минск, Беларусь, режиссер Ольга Смолюгова) знакомит с деревушкой с незатейливым названием «Ежкины кошки»: за баловство учитель вызывает отцов ребят к директору, и дети судорожно пытаются их найти. Испытав множество приключений, в том числе мистических, им удается достичь счастья - и папы спускаются с гор. Грустная история имеет два пласта и сыграна легко и гармонично.

Запоминающейся оказалась работа «Новое платье короля» по сказке Х.К. Андерсена (Ванадзорская театральная студия при Лорийском областном отделении СТД Армении, г. Ванадзор, режиссер Элфик Зограбян). Яркие реакции, сверкающие глаза, родной язык - ребятам удалось во всей красе проявить непосредственность национального характера и оригинальность восприятия мира. Модные швеи в деловых костюмах, замирающий от восторга Король, придворные - все играют с наслаждением. Спектакль подталкивает к размышлениям о том, насколько человек зависит от общественного мнения и отказывается верить самому себе даже в самых очевидных случаях.

Семейную монодраму Юлии Поспеловой «Лёха» (детский киножурнал «Компот», Ярославль, режиссер Владимир Вобликов) разыгрывают три девушки. Погружение в такую простую и близкую многим жизнь человека, под старость нежданно встретившего свою любовь, рассказана с нежностью и вниманием к узнаваемым приметам времени. Актрисы чутко воспринимают поэтическое начало пьесы, со светом и теплом передают ее исповедальную интонацию и рассказывают о том, как человеку всю жизнь не хватало другого человека. Спектакль вызвал огромный эмоциональный отклик и получил «Гран-при» фестиваля.

В рамках внеконкурсной программы рассказали «Притчу о блудном сыне» Г. Толстоногова (православный театр «Пчелки» воскресной школы при Храме святого Андрея Первозванного, г. Макеевка ДНР, режиссер Юлия Шевелева). Юные артисты говорят на вечные темы: о юношеском желании свободы, родительской готовности отдавать, раскаянии и принятии, рисуя объемные образы персонажей.

XXIV Международный Брянцевский фестиваль подарил немало положительных эмоций, предоставил возможность поработать на профессиональной площадке, помог вырасти в художественном плане и завязать дружеские контакты, а также во всем многообразии представил театральное творчество детей мира. Отрадно, что ребята увлечены литературой и искусством, бесстрашно погружаются в эту стихию. А значит, будущее в надежных руках!

 

Фото Татьяны НИКИШКИНОЙ

Фотогалерея