У него все живы / «Живые и мертвые. Солдатами не рождаются» в Театре имени Н. Гоголя

Выпуск №8-258/2023, Премьеры Москвы

У него все живы / «Живые и мертвые. Солдатами не рождаются» в Театре имени Н. Гоголя

Предпремьерный показ спектакля «Живые и мертвые. Солдатами не рождаются» по второй книге трилогии Константина Симонова в постановке Полины Агуреевой, блистательной актрисы Театра «Мастерская Петра Фоменко», дебютировавшей в качестве режиссера, прошел 2 февраля в городе-герое Волгограде. Специальный показ фрагмента спектакля состоялся в рамках празднования 80-летия победы в Сталинградской битве, там, где выковывалась будущая Победа. А уже через несколько дней - премьера на IV Зимнем международном фестивале искусств Юрия Башмета в Москве на сцене Театра имени Гоголя.

Полина Агуреева сделала инсценировку, сохранив подлинную, живую интонацию автора - война жестоко, не щадя, проверяет каждого на силу любви к родной земле, к окружающим людям, на способность совершить нравственный подвиг и пожертвовать собой ради новых поколений, которые не узнают ужасов войны. В ошибках, влекущих за собой страшные потери, в боли от вечной разлуки, в ярости, сомнениях крепнет дух русского человека, находящего в себе мужество защитника отечества и христианское милосердие. Художественная правда неотделима здесь от исторической. Создателям спектакля, так же, как и писателю, важна не только документальная точность, сколько, прежде всего, достоверность внутреннего состояния и перемен, происходящих с людьми в трагических условиях войны, когда жизнь идет бок о бок со смертью, а каждодневная опасность и тяжелейший ратный труд становятся рутиной. Со временем это неожиданно осознается как подвиг, когда надежда борется с отчаянием, а жажда жизни - с готовностью отдать ее во имя других.

Герои Симонова оказываются выше смерти, их простые и понятные человеческие чувства оправдывают поступки, приближают день Победы, наполняют каждый миг, отведенный им, житейскими радостями и высоким смыслом, желанием созидать. Остаться человеком в любых обстоятельствах - вот основа их существования.

Символично, что спектакль вошел в репертуар обновленного Театра имени Гоголя, который во главе с художественным руководителем Антоном Яковлевым поставил перед собой смелую этическую и эстетическую задачу - уберечь чистоту и смысловую наполненность театрального процесса от модной деконструкции, цинизма и мизантропии, свойственной нашему времени, а значит, вернуться к разумному идеализму, поиску красоты, вдохновения, человеческих связей.

Действие спектакля разворачивается на ступенях, ведущих от авансцены к заднику - стене, на которой появляются тени ушедших боевых товарищей, обломки зданий пострадавшего от немцев города. По бокам расположился небольшой оркестр - скрипки, альты, виолончели - камерный ансамбль «Солисты Москвы» в гимнастерках и ушанках. Дирижер Юрий Башмет сидит к зрителям спиной в генеральской шинели. На войне время несется с бешеной скоростью, и музыка, написанная Валерием Вороновым, точно передает тревожное ожидание решающего боя за Сталинград. На сцене, выстроенной амфитеатром, рождается гармония слова и музыки. В финале звучит шубертовская «Фантазия» фа-минор для фортепиано в четыре руки в исполнении Святослава Рихтера и Бенджамина Бриттена, которая была опубликована после смерти композитора. Минорная тональность передает трогательность и лиричность истории неразделенной любви. И вдруг заедает патефонную пластинку: молодая жизнь, полная надежд, внезапно обрывается, невосполнимость этой потери сводится к скупым строкам в похоронке, и уникальная планета под названием Человек так и остается неузнанной, потерянной где-то во Вселенной. И сколько их было - таких юных и безымянных героев...

Генерал-майору Серпилину (Илья Шакунов) предстоит взять высоту Бугор, в то время как в Москве у него умирает жена. Очередной страшный, но обычный для фронта нравственный выбор: оперативно решить военные задачи, взять населенный пункт и на день перенести заслуженный отпуск, или прямо сейчас отправиться домой, чтобы успеть попрощаться с женой. В Москве он встретит военного врача Овсянникову (Варвара Насонова), с которой в свое время вышел из окружения. Она только что из больницы - еле выжила после ранения, долго восстанавливалась. Серпилин исполняет ее заветную мечту еще из мирной жизни - попасть в Большой театр на Уланову. Билетик «достает» сам Башмет. А после молодая женщина снова отправится на передовую спасать и лечить солдат, оставаясь верной жизненному принципу - кто, если не я? Трагическое нередко соседствует с минутами счастья. Именно на фронте Овсянникова встретит свою любовь - храброго комбата Синцова (Федор Малышев), который в свои годы уже овдовел, друга - в лице доброго и по-детски непосредственного замполита Левашова (Иван Добронравов), разделит всеобщую радость от долгожданного освобождения Сталинграда. Но дожить до Победы ей, как и многим ее товарищам, будет не суждено.

Фокус режиссерского внимания направлен на бескомпромиссного, резкого, честного Серпилина, который, заботясь о пользе дела и сохранении жизни своих солдат, спорит с командармом Батюком (Алексей Вертков) и членом военсовета армии Захаровым (Максим Литовченко). Пространство лестницы, придуманное художником Марией Митрофановой, ускоряет действие и передает восприятие войны генералом. В центре событий - он, одинокий человек из плоти и крови, к нему со всех сторон стекаются за помощью люди, приносятся сводки последних новостей. Каждый день он должен принимать решения, от которых зависят десятки тысяч людей. Жизнь каждого для него представляет высшую ценность. И жить в таком режиме становится тем сложнее, чем честнее его поступки.

В спектакле появляется виновный в гибели батальона майор Барабанов (Владимир Кочетков). Мучимый совестью, он пытается покончить с собой. А другой персонаж, старый генерал-майор Кузьмич (Николай Чиндяйкин), отказывается ложиться в госпиталь пока не нейтрализует двадцать пять немецких дивизий, находящихся в окружении в ледяной ловушке. Судьбы у всех разные, однако цель общая - закончить победой одну из самых ожесточенных и кровопролитных битв в истории человечества.

Центральным моментом спектакля стал разговор Серпилина с отставным генерал- лейтенантом Росляковым (Юрий Беляев) о том, кто несет ответственность за неудачи первой половины войны. Столкновение двух сильных характеров выражают старое и новое понимание будущего страны, нравственных основ мироустройства.

В финале на стене проходят кадры черно-белой кинохроники Сталинградской битвы. Артисты кратко докладывают о судьбе своих персонажей - имя, фамилию, дату и место гибели. Просто, лаконично, без пафоса и трагизма. Но слезы зрителей становятся важнейшим подтверждением того, что без Памяти не будет правды, рассеются смыслы, распадутся ценности. И жизнь всех воинов, отдавших свою жизнь за Родину, продолжается до тех пор, пока о них помнят.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея