И плач, и песня, и молитва…/ Владимир Гадалин (Краснодар)

Выпуск №8-258/2023, Лица

И плач, и песня, и молитва…/ Владимир Гадалин (Краснодар)

В одной старинной легенде говорится, что боги приходили на землю в лебедином обличье и, наблюдая жизнь человеческую, плакали. Плач этот услышали люди и превратили его в песню, а песня стала молитвой...

Так и живем - не то плачем, не то поем, не то молимся...

Рассказал мне об этом солист-вокалист Краснодарского музыкального театра Владимир Гадалин. Тридцать пять лет служит он в театре. Еще недавно известное лишь узкому кругу ценителей оперы, его имя и голос обретают все больше привкус славы. Но обо всем по порядку.

Вначале была матушка-Волга, раздольная, неторопливая, прекрасная, как песни о ней, которые с самого детства слушал, а потом сам пел Володя Гадалин. И так слились в его душе песня и водный простор (в мечтах - морской, настоящий), что выбор между ними был нелегким. Друзья советовали учиться музыке, но зов моря оказался сильнее. И выпускник мореходки Владимир Гадалин ходил по морям, по волнам матросом, потом электромехаником. Может там, в дальних походах, и стал он все явственнее слышать зов музыки. А может быть, судьба, вначале отпустившая на вольный ветер, решила призвать его к истинному служению. Кто знает. Однако «морской волк» едет в столицу и поступает в музыкальное училище имени Гнесиных. А по окончании ему удается совместить две давних своих любви - музыку и море. Произошло это в Севастополе, в Черноморском ансамбле Военно-Морского Флота.

На Кубань Гадалин приехал, заинтересовавшись музыкальной и духовной деятельностью Виктора Гавриловича Захарченко. Пел в Кубанском казачьем хоре. К песне-плачу прибавилась песня-молитва, и душа обрела крепкую опору в искренней вере.

Но что может быть выше для певца, чем оперная сцена? И Гадалин переходит в хор Краснодарского музыкального театра. Шаг на сцену был сделан, но неизвестно, сколь долгим был путь хориста к оперным партиям, если бы не встреча с профессионалом, дирижером Большого театра России народным артистом РФ Фуатом Мансуровым.

«Голос есть, а петь не умеешь», - сказал ему Мансуров после прослушивания. Дирижер поверил в артиста, и пошла работа. Кроме вокального нужно было осваивать и актерское мастерство. Ведь начать предстояло - ни больше ни меньше - с партии дона Базилио в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини! Это теперь, радуясь свободе и раскрепощенности артиста, мы восторженно аплодируем, когда пройдоха Базилио, уходя из дома Бартоло, все тянет и тянет последнюю ноту, а сам оглядывается виновато и шевелит недвусмысленно пальцами то над резной шкатулкой, то над бронзовой чернильницей, - так и уходит за кулисы, махнув рукой, но ноту не прерывая. И трудно поверить, что еще совсем недавно Гадалин и представить себе не мог, как это он будет одновременно петь, смотреть на дирижера и играть свою роль.

И вот - Мефистофель в премьере оперы Ш. Гуно «Фауст».

«Зрительское признание - это только начало большой работы, - говорит Владимир Гадалин. - Мефистофеля нужно петь всю жизнь, пока есть голос и здоровье. Я очень люблю эту партию. Образ нам, людям, почти родной. Это наше сомнение. Когда мы сомневаемся, подобны кораблю без руля. Потерянное человеком управление тут же берет на себя мой герой - Мефистофель. Поэтому всегда нужно крепко держать в руках руль веры и рулить в сторону света и добра».

Сам Гадалин руль своей судьбы крепко держит в сильных мужских руках, которые не боятся никакой работы. В театре, как известно, заработки невелики. И будь ты хоть Фауст, хоть Мефистофель, в ведомости расписываешься как простой бюджетник. А потому было время, Володя Гадалин, солист-вокалист Краснодарского музыкального театра, вставал в пять утра, заваривал чай, жарил яичницу, надевал оранжевый жилет и шел убирать свой участок, недалеко от родного театра. К этой работе он относится с уважением, считая, что профессия дворника - дворянского рода. Но, думается, дело не в профессии, а в человеке. Какого он рода? Если человеческого, то и петь, и плакать, и молиться он будет от всей души. В музыкально-драматическом спектакле «Наш маленький Париж» по роману Виктора Лихоносова, Гадалин сыграл кубанского атамана.

Михаил Бабыч - последний наказной атаман Кубанской области, персона, которая заслуживает внимания из-за своего символического значения в истории Кубани. Владимир увлеченно работал над характером своего персонажа. Убежденный монархист, человек, большую часть жизни отдавший военной службе, руководивший областью девять лет, повлиявший на культуру и историческое наследие Кубани, был смещен с должности после Февральской революции и затем жестоко убит в Гражданскую войну. За короткое сценическое время Гадалин сумел прожить трагическую судьбу этого героического человека.

Такими же яркими и запоминающимися были его герои в классических опереттах Париджи «Фиалка Монмартра» И. Кальмана, граф Омонай в «Цыганском бароне» И. Штрауса, а также в отечественных и современных опереттах, музыкальных комедиях и мюзиклах. Каждого из них Гадалин наделял индивидуальными жестами, мимикой, особыми сценическими движениями. Все это помогло создать на сцене убедительные образы.

Фотогалерея