В одном ковчеге / Донецкий республиканский академический молодежный театр из Макеевки

Выпуск №8-258/2023, Гастроли

В одном ковчеге / Донецкий республиканский академический молодежный театр из Макеевки

В начале апреля в Москве завершился масштабный гастрольный тур Донецкого республиканского академического молодежного театра из Макеевки, который начался 6 марта нынешнего года и проходил по девяти российским городам. Это стало возможным благодаря «Большим гастролям», организованным федеральным государственным учреждением культуры «Росконцерт» согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры РФ. Этот проект существует в России с 2014 года и проводится по нескольким направлениям, в том числе зарубежному, межрегиональному, студенческому, а также по организации гастролей ведущих театров страны и негосударственных коллективов.

Выступления донецких артистов проходили в рамках направления по поддержке детских и молодежных театров. Меньше чем за месяц они преодолели тысячи километров пути, представили в общей сложности 28 показов для 12 500 тысяч зрителей, получили сотни благодарных отзывов. Им довелось выступать на самых разных сценических площадках - в Тюменском молодежном театре «Ангажемент» им. В.С. Загоруйко, Курганском государственном театре драмы, Свердловском государственном академическом театре драмы, Каменск-Уральском театре «Драма номер три», Нижнетагильском драматическом театре им. Д.Н. Мамина-Сибиряка, Серовском театре драмы им. А.П. Чехова, Первоуральском театре драмы «Вариант», во Дворце культуры города Ревды Свердловской области. По словам директора Донецкого РАМТа Владислава Слухаенко, труппа работала в очень напряженном графике, представляя в каждом городе по три спектакля и играя их за два дня.

Для гастрольной поездки Донецкий молодежный выбрал четыре свои лучшие работы. Это спектакль «Левша» по мотивам одноименного рассказа Н.С. Лескова, жанр которого определен как драматический фарс «с человечкиной душой» (режиссер-постановщик М. Жданович, художник А. Григоров). Повествуя о бесконечной щедрости славянской души и непревзойденных талантах русских мастеров, авторы размышляют о Божьем даре, особом предназначении каждого человека и его ответственности за будущее своей страны. Созвучен с «Левшой» и «Человек из Подольска» - оптимистическая трагедия по пьесе Дмитрия Данилова, поставленная Александром Лебедевым. «Случайный человек» по мотивам пьесы Екатерины Гузёмы «Вся правда о моем отце» также создан Александром Лебедевым, выступившим и автором сценографического решения. Символично, что его премьера состоялась в ноябре прошлого года в Мариуполе и вызвала горячий отклик зрителей. На контрасте с трагическим сюжетом «Случайного человека» легко и жизнерадостно прозвучал музыкальный спектакль «У ковчега в восемь» по пьесе Ульриха Хуба, авторами которого стали режиссер-постановщик Арутюн Киракосян, художник-постановщик Светлана Кон и композитор Павел Бодров. У этого спектакля счастливая сценическая судьба: в прошлом году на IV Международном театральном фестивале «Поговорим о любви», проходившем в Новошахтинске при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, он был награжден дипломом в номинации «Лучший детский спектакль» и получил приз зрительских симпатий в категории «Спектакль для детей».

«Случайным человеком» и «У ковчега в восемь» Донецкий РАМТ завершил «Большие гастроли», сыграв эти спектакли на Маленькой сцене прославленного Российского академического молодежного театра.

Включив в репертуар «Случайного человека», театр, прежде всего, ориентировался на молодого зрителя. И все же рассказанная с подмостков история одной семьи, где одновременно уживались жестокость и равнодушие родителей по отношению к дочери, касается всех поколений. Это монолог молодой женщины, которой просто необходимо высказаться, скинуть тяжкое бремя детских страхов, потерь и обид. Героиня Екатерины Гулай напоминает оголенный нерв, в ее исповеди звучат подчас страшные подробности. Она обращается к залу не за сочувствием, а в попытке объяснить, почему стала такой - ожесточенной, озлобленной, с катастрофическим внутренним разломом.

Большой лист бумаги, где детской рукой нарисована счастливая семья - папа и мама держат за руки маленькую улыбающуюся девочку с ярким бантом на голове - постепенно покрывается некрасивыми черными потеками. Рассказывая о себе, героиня спектакля выбирает только одну краску, лишая прошлое ярких оттенков. И чем дальше раскручивается лента воспоминаний, тем сильнее ее убеждение, что она - случайный человек на Земле. Эти пренебрежительные слова, сказанные когда-то отцом в ее адрес, сломали судьбу. Девушка вырежет с того рисунка изображение девочки, оставив на полотне зияющую пустоту, положит своего «внутреннего ребенка» в рюкзак и уйдет. А у зрителя, при всей трагичности повествования, в финале все же появится надежда, что теперь она сумеет начать жизнь с чистого листа, заново нарисует ее светлыми и нежными красками.

Библейский сюжет о Всемирном потопе, положенный в основу пьесы Ульриха Хуба, разыграл замечательный актерский ансамбль, свободно существующий в заявленном жанре, пластичный и музыкальный. Человек-оркестр Владимир Грачев, исполняющий одновременно роли Ведущего и Ноя, владеет множеством инструментов, включая гитару, бонго, трещотки и губную гармошку. Кажется, никогда не перестанет спорить и ссориться троица пингвинов, но они не бросят друг друга в беде. Случись хоть потоп. Трогательные и доверчивые персонажи спектакля «У ковчега в восемь» - Третий пингвин Александра Кузьмина, Второй пингвин Кристины Вовк (во втором составе Анастасия Казиева). А Вадим Басалыгин, исполнитель роли Первого пингвина, покоряет еще и мастерским владением фортепиано, легко совмещая актерскую игру и джазовые импровизации, которые рождаются на глазах у зрителя. Оксана Плюха наделила свою Голубку острогротесковым характером, но в ее преданном служении Богу подлинное, без высокопарности, самоотречение во имя всего живого. Их ковчег благополучно пройдет через бури и достигнет желанной и цветущей земли. И никто на борту не окажется лишним.

 

Фото предоставлены пресс-службой РАМТа

Фотогалерея