«Фонтан любви, фонтан печальный…» / «Бахчисарайский фонтан» в Московском областном государственном театре «Русский Балет»

Выпуск №8-258/2023, Мир музыки

 «Фонтан любви, фонтан печальный…» /  «Бахчисарайский фонтан» в Московском областном государственном театре «Русский Балет»

В 1820 году Александр Сергеевич Пушкин, находящийся в южной ссылке, по приглашению Раевского путешествует по Крыму, посещает Гурзуф, Ялту, Херсонес, Бахчисарай и Симферополь. В 1820 году с семьей Раевских поэт прибывает в Бахчисарай, который был тогда похож на древний восточный город, хотя ханский дворец сохранился в нем лишь отчасти.

Покинув север наконец,
Пиры надолго забывая,
Я посетил Бахчисарая
В забвенье дремлющий дворец.

В 1736 году на территории дворца произошел большой пожар, поэтому Пушкин видел только некоторые его комнаты, отреставрированные в европейском стиле. Да и сам фонтан тогда бездействовал и пребывал в запустении. Тем не менее, он долго стоял возле «фонтана слез», сорвал две розы и положил их к фонтану. Уже в нынешнее время хранители восстановленного дворца каждый день отставляют здесь две свежие розы в память о поэте.

Фонтан был сконструирован по приказу хана Гирея мастером Омером в 1764 году. Исторический хан Гирей был жесток и беспощаден. Новая наложница гарема прекрасная Диляра смогла растопить его сердце, но не смогла жить в неволе и скоро умерла. Хан был безутешен, и мастер создал изящный фонтан, с которого, подобно слезам, стекали капли воды.

Александр Сергеевич, дав волю романтической фантазии, создал поэму о любви, изменив канву древней легенды. В письме брату Пушкин писал о нежелательности публикации поэмы по той причине, что «многие места относятся к одной женщине, в которую я был очень долго и очень глупо влюблен». До сих пор пушкинисты спорят о том, кто была эта женщина, и чаще всего сходятся во мнениях, что Пушкина вдохновила польская красавица Софья Потоцкая.

В его произведении появляется образ гордой полячки Марии, которую похитил Гирей, и она, не отвечая ему взаимностью, томится в неволе. Пленителен и пушкинский образ прекрасной наложницы грузинки Заремы. Ночью Зарема проникает в комнату Марии, угрожает и проклинает ее. Мария погибает, а Зарема брошена «в пучину вод» стражами гарема. Таким образом, в центре пушкинской поэмы столкновение свободолюбивой и гордой западной «байронической натуры», предпочитающей неволе смерть, и образ страстной восточной женщины, подчиняющейся деспотической прихоти хана, готовой принять из его рук даже смерть.

В 1930-1934 годах Борис Асафьев, опираясь на поэму Пушкина, создает балет, премьера которого состоялась в 1934 году в Ленинграде. Поиски нового пути в балетном театральном искусстве, обращение к жанру балета-драме нашел благоприятный материал в романтическом «Бахчисарайском фонтане».

28 сентября 1934 года в Ленинградском театре оперы и балета прошла премьера балета «Бахчисарайский фонтан» с восходящей звездой Галиной Улановой в главной женской роли. В роли Заремы выступила прима-балерина Татьяна Вечеслова. Роль жениха Марии шляхтича Вацлава (героя, введенного в либретто «Бахчисарайского фонтана») исполнил знаменитый партнер Улановой Константин Сергеев.

Балет «Бахчисарайский фонтан» редко появляется теперь в репертуаре театров, как и сам жанр балета-драмы он не пользуется особой популярностью у современных режиссеров и балетмейстеров, хотя постановка театра Вячеслава Гордеева «Русский балет» показала, что такой драматический балет весьма интересен современному зрителю.

Народный артист СССР Вячеслав Михайлович Гордеев - создатель и бессменный художественный руководитель Московского областного государственного театра «Русский Балет» выпустил «Бахчисарайский фонтан» в 2019 году, но по разным внутритеатральным причинам он прошел на сцене всего несколько раз. Новый спектакль - премьера нынешнего театрального сезона.

Вячеслав Гордеев выступил постановщиком, балетмейстером и автором обновленного либретто, расставив в спектакле новые драматические акценты. Это история о любви и силе духа. Либретто расширяет границы пушкинской поэмы. События драмы разворачиваются в двух действиях. Мы видим роскошный польский замок, в котором знатный князь празднует обручение своей дочери Марии с молодым шляхтичем Вацлавом. Жизнь Марии наполнена любовью. На празднике веселятся гости, младшая сестра Марии и ее отец, ксендз уже благословляет будущий союз влюбленной пары... Вячеслав Гордеев поставил динамичный и яркий спектакль, в котором задействована почти вся труппа театра, но, тем не менее, здесь нет обезличенного кордебалета, а есть живые драматические образы. Музыкальная составляющая балетной постановки основана на сопоставлении двух различных культур - западной и восточной, в хореографии использованы классический и восточный стили, а также народно-сценические танцы.

Партию Марии исполняет солистка театра «Русский балет» Дарья Дарина, а ее партнером в роли Вацлава выступил лауреат международного конкурса Мстислав Арефьев, который запомнился многим зрителям по заглавной роли в балете этого театра «Щелкунчик». Красив лирический дуэт Вацлава и Марии, - это классический дуэт, сочиненный Гордеевым, стал одной из жемчужин спектакля.

Но счастье юных влюбленных оказывается разрушенным. Татарская орда врывается в поместье. Погибают польские воины, убит Вацлав, горит замок. Мария становится пленницей Гирея, пораженного ее красотой и оказывается в его гареме. Хан Гирей (Максим Фомин) готов бросить к ее ногам весь мир и любит без всякой надежды на взаимность.

Чистому, почти ангельскому образу Марии противопоставлена страстная и яростная в своей любви Зарема. Лауреат международного конкурса Сиори Фукуда блистательно справляется и с танцевальной, и с драматической составляющей своей роли. Стихия Заремы - динамика и вихри страсти. Пушкин в поэме опускает завесу тайны над причиной смерти Марии, в либретто она погибает от удара клинка ревнивой Заремы.

В спектакле Вячеслава Гордеева жизнь Марии обрывает трагическая случайность - она закрывает собой Зарему от гнева Гирея, и он случайно наносит удар в сердце Марии.

Так в драматический сюжет балета входит тема добровольной и невинной жертвы.

Зарема не мыслит жизни без любви и закалывает себя кинжалом.

Во второй «восточной» части спектакля действие захватывает яркими насыщенными музыкальными красками. Спектакль венчает знаменитая татарская пляска - еще одна музыкальная жемчужина спектакля.

В прологе и в финале спектакля мы видим одинокого и безутешного хана Гирея у фонтана слез, воздвигнутого в память о своей возлюбленной.

Один из самых молодых балетных коллективов страны успешно справился с непростой эстетикой драматического балета, дав новую жизнь почти забытому музыкальному произведению.

 

Фото М. ЛОГВИНОВА предоставлены театром

Фотогалерея