Сказки и метафоры «Огнива» (Мытищи)

Выпуск №8-258/2023, Мир кукол

Сказки и метафоры «Огнива»  (Мытищи)

В Мытищах среди типовых многоэтажек, словно из другого мира, много лет назад вырос миниатюрный сказочный замок-особняк. Он смотрится более чем оригинально, этакой изысканной шуткой в окружающем его скучном архитектурном урбанистическом пейзаже. Но так и было задумано народным артистом России Станиславом Железкиным, основавшим и подарившим городу Театр кукол «Огниво». Станислав Федорович Железкин, можно сказать, легендарная личность в мире кукольников, ведь мало кто может похвастаться своим театром. Нет, не способностью превратить бюджетное учреждение в собственный авторский коллектив, хотя здесь тоже нужен недюжинный талант, а именно умением все построить с нуля.

Сегодня знаменитого актера, режиссера и педагога нет с нами, он ушел из жизни пять лет назад во время Международного фестиваля театров кукол «Чаепитие в Мытищах», созданного им в 2004 году и до сих пор пользующегося большой популярностью. Также была учреждена премия имени С.Ф. Железкина, призовой фонд которой составляет более 2 миллионов рублей. Много что успел за 25 лет руководства «Огнивом» сделать Мастер. И сейчас можно посмотреть чудный спектакль режиссера Евгения Гиммельфарба и художника Елены Бересневой «Огниво», визитную карточку театра. Мне повезло, я эту работу с ее андерсеновской атмосферой видел два десятилетия назад на одном из международных фестивалей.

В прошлом году театру исполнилось 30 лет, и с 2017 года коллектив живет без своего основателя. Но, когда говорят о Станиславе Федоровиче, то кажется, что он никуда и не уходил... Тем более что в «Огниве» есть его уголок-музей, и по-прежнему супруга, вернее, вдова народного артиста, заслуженная артистка России Наталья Железкина (Котлярова) играет на сцене. И трудно не согласиться с ее словами: «Театр кукол, на мой взгляд, гораздо сложнее и интереснее драматического. Потому что он говорит языком метафоры...» И этот язык аллюзий, аллегорий свойствен эстетике мытищинского театра.

Без всяких сомнений, в этом и заслуга ученика Железкина - Алексея Гущука, который в свое время учился у Мастера в Екатеринбургском театральном институте. Вообще, со дня основания «Огнива» выпущено 50 спектаклей, 20 из которых - для взрослой аудитории. Сегодняшний художественный руководитель, заслуженный артист России Алексей Сергеевич Гущук считает, что театр кукол - жанровое определение, а не возрастное. Сам худрук является еще и режиссером (за плечами Санкт-Петербургская театральная академия), и действующим актером, прекрасно владеющим куклой и любым жанром. В его постановке сегодня идет спектакль для малышей «Оле-Лукойе. Забытая сказка» по Хансу Кристиану Андерсену. Несмотря на довольно простую сценографию, режиссер смог создать причудливую атмосферу, где Пастушка и Трубочист в конце концов обретают заветное счастье.

А в ноябре прошлого года театр побывал в Краснодаре на Первом открытом фестивале театров кукол «Патриот» со своей работой «Сергий Радонежский», взяв там Гран-при. «Радонежский» - это философско-биографическая сага о святом старце, и режиссер-постановщик и автор сценария Алексей Гущук смог без всякого морализаторства и пафоса поведать историю мудрую и красивую. Немалая заслуга в этом и художника-постановщика Игоря Масличенко, сумевшего тонко соединить визуальный ряд с костюмами, сделав все деликатно и просто.

Легко и образно звучит у Марии Кузнецовой спектакль-откровение «На берегах Невы» по одноименной книге ученицы Николая Гумилева Ирины Одоевцевой. Сами мемуары остроумные, живые, с индивидуальной интонацией, в общем-то, таким и получилась сценическая композиция. И если говорить о репертуаре, то он продуманный, гибкий, на любой вкус и возраст. Безусловно, привлекательна взрослая афиша, состоящая из произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, М. Себастиана, С. Мрожека, П. Бомарше, И.А. Гончарова, Э. Ионеско, В. Распутина...

Мне также запомнился чеховский «Вишневый сад» в постановке режиссера Олега Жюгжды. Спектакль не просто атмосферный, но сложный, с куклами от размера почти в человеческий рост до миниатюрного Фирса в исполнении самого Станислава Железкина. Старенький слуга был и трогательный, и несчастный, и похожий на бесконечно одинокое существо. Тот Чехов, очень неоднозначный, вызвал немало споров. Но меня также поразили - мы встречались в Сочи - глаза Станислава Федоровича, одновременно живые и печальные.

Театр всегда много ездил по фестивалям и, соответственно, заслуженных наград, включая Национальную премию «Золотая Маска», у него несчетное количество. В 2010 году мытищинцам даже выпала честь выступить в Южной Корее на международном фестивале культуры, посвященном 20-летию возобновления дипломатических отношений между Россией и Южной Кореей, со спектаклем «Завтра начинается вчера». И вообще маршрут «Огнива» невероятный по своей географической протяженности - Туркмения, Южно-Сахалинск, Крым, Европа, Сеул, и везде коллектив из Подмосковья принимали и принимают восторженно и с великой радостью.

Есть спектакли, где зритель не просто переживает, а плачет. «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина в постановке Станислава Железкина, «Поминальная молитва» Григория Горина, режиссером которой стал Олег Жюгжда, вызывают у людей именно те эмоции, которые и должны эти трагические и трогательные вещи возбуждать. И хотя сейчас у отдельных критиков фраза о театре как о кафедре вызывает острую неприязнь, но актеры «Огнива» и сам Алексей Гущук считают, что театр всегда должен иметь проповеднический, духовный посыл и быть своего рода нравственным ориентиром.

Весной 2019 года постановлением губернатора Московской области муниципальному бюджетному учреждению культуры «Мытищинский театр кукол «Огниво» присвоено имя С. Железкина, что, конечно, вполне обоснованно. В коллективе работает 36 человек, из них 14 актеров, спектакли идут на двух маленьких сценических площадках, и этот островок настоящего искусства, конечно же, возможен и благодаря поддержке местных властей, администрации города Мытищи, все эти годы помогающих решать самые серьезные проблемы.

Театр сам по себе напоминает дом - уютный, гостеприимный, сотворенный со вкусом и с любовью, где добро и сердечность являются тем фундаментом, на котором и стоит, несмотря ни на что, наш мир. А во дворике этого изящного замка, чуть ли не в арабеске с зонтиком в одной руке и куклой в другой, парит фигурка андерсеновского Оле-Лукойе, доброго духа, приглашающего нас в свой прекрасный мир.

 

Фото предоставлены пресс-службой театра


Фотогалерея