ВОЛОГДА. О хрупком, прозрачном и призрачном

Выпуск №9-259/2023, В России

ВОЛОГДА. О хрупком, прозрачном и призрачном

В Вологодском драматическом театре поставлен спектакль «Стеклянный зверинец» по одноименной пьесе Теннесси Уильямса. Режиссер - Ольга Пакэтт (Томск).

«Стеклянный зверинец» - пожалуй, самая известная пьеса знаменитого американца: ее ставят по-прежнему охотно и повсеместно. В вологодской постановке на первый план привычно выведена главная тема - абьюзивные отношения матери и дочери. Аманду с двумя детьми, Лаурой и Томом, бросил муж, заскучавший без любовных приключений и исчезнувший в неизвестном направлении. С тех пор всё в этой семье наперекосяк: соломенная вдова срывает зло то на взрослого сына, увлеченного не карьерой продавца в заштатном обувном магазине, а ежевечерними походами в кино и пивную, то на дочь, полгода назад бросившую колледж.

Лаура (в трогательном исполнении Натальи Никитиной) всячески избегает общения со сверстниками, дразнящими ее как хромоножку, снимающих сцены буллинга на смартфон и выкладывающих видео в Сеть. Мать, умеренно пьющая и при этом весьма интересная женщина, не потерявшая надежды устроить свою личную жизнь (добротная актерская работа Оксаны Киселевой) понимает, что девочку нужно как можно скорее выдать замуж, но кому в маленьком городке особо нужна замкнутая и непривлекательная невеста? Лаура добровольно обрекла себя на заточение в родительском доме - перед нами классическая «детка в клетке», в конце концов, показавшая зубы.

Но пока перед нами - видимость благополучия. Художник Юлия Моисеева оформила малую сцену как совокупность крохотных четырех пространств. По углам - два компьютерных стола (виртуальная реальность как территория спасения). В центре - обеденный стол убогой гостиной. Над этими «хоромами» - антресоли, место приюта Тома, закоренелого холостяка. Первый же разговор за семейным ужином заканчивается бегством сына на ночной киномарафон и медленным выходом дочери помыть посуду - вот только с такими трясущимися руками чашки до кухни можно и не донести... Тотальный контроль над давно совершеннолетними детьми - такова страшная форма проявления родительской любви. Такие Аманды вырастают в бабушек из потрясающей повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Но уже сейчас мы в ужасе слышим, как мать не просто кричит, а вколачивает родных людей словами в стену...

Единственные друзья Лауры - абсолютно бессловесные создания, игрушки из стеклянного зверинца: рысь, слоник, заяц, ежик, собачка... Такие же хрупкие, прозрачные, как их владелица. Главная гордость коллекции - красавец единорог, Лаура едва ли не буквально сдувает с него пылинки.

Красавчик Джим учился в одном классе с Лаурой, но ее любовь к нему осталась безответной. Парню было с кем поразвлечься и без скромной дурнушки. Свою психотравму Лаура не лечит, а пестует - без конца любуется фотографиями счастливого Джима в соцсетях. Ее принц на фоне белого платья невесты пока не замечен - это ли не счастье?

Мать в очередной раз выносит мозг сыну: приведи к нам кого-нибудь из своих парней с работы. У нашей девочки должен быть шанс начать наконец взрослую жизнь и свить свое семейное гнездышко! Аманда силой «наводит красоту» на Лауру - и эта сцена куда жестче подросткового буллинга в колледже. А Том приводит домой... Джима! Перед нами - не парень, а настоящее сокровище: из богатой семьи, неглупый, милый, открытый, весь на позитиве.

И вот уже в гостиной вино и свечи, все деликатно удаляются, молодые люди остаются тет-а-тет. И вдруг на наших глазах Лаура расцветает: виртуозно играет на синтезаторе «Perfect day», показывает коллекцию игрушек, увлеченно танцует в обнимку с парнем своей мечты. А тот - поет, подливает вина, устраивает теневой театр, показывая зверей на стене, называет красивой, целует в щечку... Но вот он, недобрый знак: Джим (Дмитрий Дядюхин) нечаянно натыкается на стол - и единорог остается без рога. А Лаура теряет даже призрачные шансы на свое девичье счастье: Джим признается, что несвободен - уже назначен день помолвки. Это слышат Том и Аманда. После ухода несостоявшегося жениха мать закатывает очередную истерику. Непривычно ершистый Том (в этой роли купается Георгий Батищев) заявляет, что уходит из дома - он давно хотел наняться матросом на судно торгового флота. И Лаура ломается - как только что любимая стекляшка. На глазах у изумленных родных она в отчаянии вытаскивает огромный ящик с лекарствами, раскидывает упаковки таблеток, отхлебывает мамино спиртное и в конце концов встает на подоконник, в руках - главные ценности: ноутбук и единорог-инвалид.

- Что ты стоишь? Сделай же что-нибудь, у тебя сестра - инвалид! - в отчаянье кричит Аманда. Но Том не двигается с места. Затемнение.

Великолепна финальная сцена спектакля: Том, пройдя инициацию и став подлинным морским волком, возвращается в опустевший родной дом и в длинном монологе признается в любви сестре. Он верит, что сейчас она его прекрасно слышит. Его - и грустную музыку. Работа томского композитора Степана Пономарева (тема Лауры) деликатно погружает нас во внутренний мир юной мечтательницы - хрупкий, прозрачный, призрачный.

Режиссер Ольга Пакэтт деликатно обошлась с текстом Уильямса, точечно сократив реплики главных героев. Но в работе с вологодскими артистами проявила свою жесткость и добилась выполнения всех поставленных перед ними задач - пластических, музыкальных, драматических. В результате сложился гармоничный актерский ансамбль, где каждый умеет работать нутром, не раскрашивая текст. В американской трагедии нашлось место и юмору. Режиссер придумала забавный вставной эпизод интернет-переписки Джима и Лауры, в финале которой на вопрос: «А что ты читаешь?» - девушка перечислила полсотни любимых книг. Вызывает уважение и музыкальная эрудиция О. Пакэтт, подобравшей три десятка западных рок-композиций к спектаклю. И этот саундтрек органично вплетен в сценическое действие, подчеркивая изящество темпоритмического рисунка «Стеклянного зверинца».

Режиссерский месседж легко считывается: у каждого свое понимание счастья и своя дорога к нему. Тезис не нов - но ведь и не устаревает. И на поклонах сквозь теплые аплодисменты нет-нет да и прорывается легкое всхлипывание. На языке вдумчивого зрителя это звучит как «спасибо за честную работу».

 

Фото предоставлены пресс-службой театра

Фотогалерея