Герои из жизни/Сергей Рыжов

Выпуск №1-121/2009, Лица

Герои из жизни/Сергей Рыжов

 

Сегодня его знают многие в Улан-Удэ, и у каждого он ассоциируется с каким-то любимым героем – у кого-то с Дедом Морозом, у кого-то с древнегреческим философом Ксанфом, а у кого-то с Тевье-молочником… За тридцать с лишним лет работы в Русском драматическом театре им. Бестужева создано столько разных неповторимых образов, что ими можно заселить целый мир. Заслуженный артист России Сергей РЫЖОВ – один из тех актеров, кто не нуждается в представлении. Какими бы ни были его герои, они всегда обладают присущим самому актеру юмором, иронией и даже сарказмом и запоминаются зрителям.

Он поступил в труппу улан-удэнского русского театра тридцатитрехлетним. В нем чувствовалась порода, врожденный аристократизм – качества, которые подходили не каждому театру. Наверное, этим можно объяснить актерскую одиссею по театрам бывшего Советского Союза от Дальнего Востока до Казахстана… Останься Рыжов работать в каком-нибудь другом театре, кто знает, как бы сложилась его судьба. Но с Бестужевским он явно угадал.

Сейчас уже мало кто помнит его первые работы, но именно с них начинался большой артист. Его темперамент раскрылся с потрясающей откровенностью в образе Милона («Недоросль» Д.Фонвизина). В роли Марасанова в спектакле «Мой друг Моцарт» В.Никитина ярко проявились эмоциональная открытость, правда чувств и глубина мысли актера. Работая над образом Ивана в спектакле «Характеры» В.Шукшина, С.Рыжов показал себя замечательным исполнителем характерных ролей, он тщательно отбирал выразительные средства, был психологически точен.

Ярко раскрылись его комедийные способности в ролях Андрея Васильевича в спектакле «Пожалуйста, продайте мне вашего мужа» М.Задорнова, Лермана в водевиле «Девушка-гусар» Ф.Кони. Здесь тонкий юмор сочетается с точно найденной речевой характеристикой и пластическим рисунком, остроумной импровизацией.

Сергей Рыжов умеет раскрывать красоту человеческой души, но также умеет показать и ее низость, не забывая о человеческом. Его Дорн в чеховской «Чайке» – умудренный жизнью, умный и обаятельный человек, тонко чувствующий прекрасное. Даже его Вурм в «Коварстве и любви» Ф.Шиллера не просто злодей, способный на любую подлость, но милый и в чем-то привлекательный человек. Его Борис Годунов в «Смуте» А.Толстого – жестокий властелин, который для достижения своей цели не остановится ни перед чем, и патриот, любящий отец.

Уже упомянутый врожденный аристократизм, казалось, обрекал Сергея Рыжова на роли царей, баронов, маркизов, советников, королей. И их было немало: Александр I («Мятежники» Голлер), Барон («Любовью не шутят» А.Мюссе), маркиз Риккардо («Собака на сене» Лопе де Веги), Король («Золушка» Е.Шварца). Но, по иронии судьбы, одной из любимейших работ актера стала роль Тевье-молочника в спектакле «Поминальная молитва» Г.Горина по мотивам произведений Шолом-Алейхема, в которой он выходил к зрителю более ста раз. Эта роль поражает многоплановостью. В ней органично уживались светлое величие человеческого духа и острейший гротеск, жизнеутверждающие аккорды, философская глубина, трагический пафос, страсть и трогательность.

Сергей Григорьевич вспоминал о работе над этой ролью: «Когда я читал шеститомник Шолом-Алейхема, совершенно забыл, еврей автор или нет, для меня этот писатель был своим. Потому что говорит он о человеческих чувствах, которые есть у меня, у всех людей, независимо от национальности. Вот и мой герой претерпевает жесточайшие удары судьбы, которые сплошь и рядом обрушиваются на каждого из нас и от которых никуда не уйдешь. И нам очень важно знать, как простой человек молочник Тевье справится со всем этим. Откуда возьмет силы пережить полный развал семьи, которая для него святая святых. Ведь отняли все! Но самое главное осталось. То, чего никто и никогда у человека отнять не сможет, – Бог. А мой герой живет с Богом. И эта верность Всевышнему и традициям своего народа спасают его».

За годы работы в театре число ролей давно перевалило за сотню. В последние десятилетия артист С.Г.Рыжов показывает себя как зрелый мастер, которому подвластны и высокая трагедия, и тонкая психологическая драма. Ярко и беспощадно он раскрывает самодурство купца Большова («Свои люди – сочтемся» А.Островского), мошенника, деспота и любящего отца, глубоко несчастного, обманутого человека.

В роли философа Ксанфа в спектакле «Эзоп» Г.Фигейредо артист демонстрирует высшую культуру диалога на сцене, тщательность отбора выразительных средств, чувство меры. В роли господина Компаса в спектакле «Делец» А.Толстого с присущим ему сценическим темпераментом и тонкой иронией раскрывает сущность биржевого воротилы, цель жизни которого – нажива.

Работы С.Г.Рыжова неоднократно отмечались театральной критикой и находили положительный отклик в прессе, как в республике, так и на гастролях.

Из ролей последних лет особенно выделяется Полет в «Марии Стюарт» Ф.Шиллера, благородный рыцарь, блюститель порядка и поборник чести и совести. В роли Старика в спектакле «Тридцать три счастья» О.Богаева Рыжов предстает совсем другим. Его трагикомический Старик вызывает сочувствие и грусть, смех и недоумение.

Последняя по времени создания работа – в спектакле «Хапун» по пьесе В.Ольшанского – оказалась показательной и раскрыла всю творческую палитру актера. Его Янкель необычайно трогателен и по-хорошему ироничен.

За работу в этом спектакле С.Рыжов получил Диплом «Призвание» за лучшую мужскую роль второго плана по итогам сезона 2007-2008 гг.

Сергей Григорьевич много и с удовольствием работает в детских спектаклях. Среди запоминающихся ролей интриган Леандро в спектакле «Любовь к одному апельсину» В.Синакевича, обаятельный Король в «Золушке» Е.Шварца, любящий отец, который ради счастья своего сына готов совершать нелепые поступки, пожалуй, более наивный, чем глупый.

Артист органичен в любых предлагаемых обстоятельствах, уважает партнеров. Его герои разные, но большинство отличает одно: безупречные манеры, холодноватая элегантность и мягкая интеллигентность. При этом вышеназванные качества умело трансформируются, помогая создавать самые разные образы. Наверное, потому его герои любимы публикой, что они очень реальны, они из жизни.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.