Низы хотят, да верхи не могут!/ Правовое регулирование в области театрального дела

Выпуск №1-121/2009, Проблема

Низы хотят, да верхи не могут!/ Правовое регулирование в области театрального дела

 

Последнее перед летними каникулами заседание Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации было посвящено правовому регулированию в области театрального дела. Председатель СТД России Александр Калягин открытым текстом назвал ситуацию катастрофой. Она уже разразилась, и даже если начать «спасательные работы» немедленно, все равно на ликвидацию последствий уйдет не один десяток лет. Но власть продолжает делать вид, что ничего страшного не происходит. Возникает закономерный вопрос: почему?

Наиболее вероятный ответ – театр как социальный институт государству российскому по нынешним временам не нужен. Чай не восемнадцатое столетье на дворе, когда просвещенные монархи о создании театра радели, и даже не девятнадцатое, когда они к нему искренне благоволили. В XXI веке Президент России дважды накладывает вето на закон «О творческих работниках и творческих организациях». Причину люди сведущие формулируют следующим образом: «Там такая вольница, которую творческим организациям сегодня никто позволить не может». То есть демократия демократией, а принцип «держать и не пущать» все ж таки гораздо удобнее. Десять (!) лет в Думе лежит законопроект «О театре и театральной деятельности в РФ», но уважаемые депутаты до сих пор не удосужились рассмотреть его даже в первом чтении и, похоже, в обозримом будущем делать это тоже не собираются. Правовая база, заложенная в него, учитывает специфику театрального творчества, но деятелям театра приходится руководствоваться драконовскими федеральными законами, абсолютно не применимыми к сфере творчества. И что еще абсурднее, они толкают их на еще более изощренный обман, чем тот, в котором авторы сих законодательных актов их подозревают.

В ежегодном послании Президента ни слова о культуре (что уж там о театре!). Заместитель по вопросам театра у министра культуры отсутствует, а замминистра по юридическим вопросам Ирина Чуковская, выступавшая на заседании совета с докладом, во главу угла поставила «проблему идентификации – как к театру относиться»: как к искусству, как к учреждению, предоставляющему рабочие места, или как к хозяйственной организации, призванной оказывать услуги населению по организации досуга. Но, похоже, ответ на волнующий госпожу замминистра вопрос идентификации уже найден. В пресловутой «Концепции 2020» российскому театру определили задачу: стимулировать развитие рынка услуг в сфере культуры. Вывод, сделанный Калягиным, однозначен и трагичен: театр поставлен в один ряд с баней, прачечной, рестораном – это ведь тоже своего рода учреждения культуры. Если театр вытолкнули в сферу услуг, то регулировать его деятельность будет рыночный принцип соответствия спроса и предложения.

То, что этот принцип государственному репертуарному театру (не убоявшись упрека в пафосности, возьму на себя смелость добавить – духовному и просветительскому, каковым он по большей части на Руси и был испокон веков) категорически противопоказан, очевидно каждому здравомыслящему человеку. То, что сегодня российский театр может спасти только принятие единого кодекса законов о культуре – продуманного, взвешенного и ориентированного на практику живого, реального (а не существующего в головах чиновников) театрального дела – вроде бы тоже. Предложение это было высказано не единожды и на разных уровнях, однако, как обычно, кануло в недра власти. Но власть безмолвствует. Видимо, ее представители плохо учили историю в школе и уж тем более в институте, ибо по всей видимости капитально позабыли, что бывает, когда верхи не могут, а низы не хотят. Низы-то как раз хотят. А верхи? Не могут или все-таки не хотят?

Информация к размышлению

К началу 90-х годов в России было менее 400 профессиональных театров. К концу 2008 года их стало 574. При этом в России на миллион жителей приходится всего лишь 3,3 театра, тогда как в Великобритании - 8,9, во Франции - 9,6, в Швеции – 13,6, а в Австрии – 24!

Владимир Strannik, 17 октября 2009

Геббельс говорил:"ЗАВОЁВАННЫМ НАРОДАМ НАДО ДАВАТЬ КУЛЬТУРУ. НО КУЛЬТУРУ РАЗВЛЕЧЕНИЙ."
Театр в нашей стране всегда стремился быть КАФЕДРОЙ, с которой и т.д. Театр учит видеть и слышать. Театр выводит человеческую душу из покоя и заставляет искать ответы на острые вопросы бытия. ТЕАТР - ЗЕРКАЛО. ТЕАТР - УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО.
СЕГОДНЯШНЯЯ ВЛАСТЬ ПРОСТО БОИТСЯ, ЧТО ТЕАТР РАЗБУДИТ РОССИЮ.
Да и мы, театральные деятели, тоже хороши!Вспомним, хотя бы "шоу-выходки" на телевидении, в прессе известнейшего режиссёра. " Зачем Москве двести театров?" Помните? И это всё "уважаемые люди" в стране!
А что происходило на местах, в провинции?!Борьба за власть, за кресло. Не важно где и не важно какое! И ведь никто себе не отдавал отчёта в том,"как слово наше отзовётся". Никто никого не хотел слышать. Каждый представлял из себя Петра Великого,хотя в душе прекрасно понимал,что работать в поте лица своего он не хочет и не будет! Главное урвать сегодня, а после нас хоть потоп. Вот он и приближается. ПОТОП.
Один шоумен "Культуры" столько сделал "хорошего" для театра, что Герострат отдыхает.

Мы,- практически все,- предали сами себя и своё дело. Предали свой репертуарный театр и погнались за тем,от чего Запад пытается убежать. Нас купили, как папуасов, на стеклянные бусы. Так чего же нам обижаться на власть! Она относится к нам так, как мы сами позволили ей к нам относиться.
Серость,не владеющая профессией, закричала о реформе, о новых формах... Забыв о том, что было сказано в финале пьесы...
Мы же сами ставили развлекаловку и сами же кричали, что публика устала от проблем и хочет отдыхать и развлекаться!Всё можно! Не владеть профессией можно!
Сколько пародий и на эстраде, и в театре, и в кино... Опошлили всё что было!Но образцы великого искусства воскреснут, а вот кто вспомнит этих... Да им и наплевать! Они заработали, а это главное. В 1923 году Радлов написал:" Быть может, ни в чём недостаток нашей культуры и просто культурности, не сказывается так ярко, как в том ДИКАРСКОМ ЗЛОРАДСТВЕ, С КОТОРЫМ МЫ СВЕРГАЕМ АВТОРИТЕТЫ, НЕ УСПЕВ СДЕЛАТЬ НИЧЕГО ДЛЯ ИХ ПРИЗНАНИЯ".
И где новые лидеры,способные ОТВЕЧАТЬ за результаты своей деятельности?! Их нет! И,как ни парадоксально это прозвучит, их нет и не будет, потому что никто ни перед кем не несёт ответственности.
Не помню точно,как там у А.Погорельского в "Чёрной курице",но смысл такой: "...пороки входят в нас через широкие двери,а выходят через щёлочку". Мы сами впустили ГАДОСТЬ и ГРЯЗЬ в наши театры. И радовались этому.
Европа объединяется, чтобы выжить. Это принцип выживания - "Возьмёмся за руки друзья...". Отстояли же Дом Актёра! А РАТИ!
В записных книжках у Василия Макаровича Шукшина есть запись:"ЕСЛИ ТЫ КРИЧАЛ НА ПЛОЩАДИ И ТЕБЯ НЕ УСЛЫШАЛИ, ЗНАЧИТ ТЫ НЕ КРИЧАЛ".
Мы боимся. Нами владеет нормальный животный страх за свою жизнь и жизнь своих близких. Но в нас нет страха ответственности(стыда)перед своими коллегами за сделанное.И самое главное,- нет ответственности перед делом, которому мы служим.
Но ведь у человечества есть ТАБУ! Оно существует для того, чтобы человечество не исчезло. Так и в любой профессии! Сегодня уже политики заговорили о нравственности... экономики!!! А кто сегодня вспоминает "Этику" Станиславского?! Или этику Анатолия Васильева, Ежи Гротовского,Петра Фоменко,Анатолия Эфроса... Ведь они без этого не мыслили себе творческого процесса в театре! "Он ходит за мной и неправильно записывает",- неточно по Булгакову,- говорил Иешуа в отношении Левия Матвея. Так и наши нувориши от искусства понахватались фраз, а сути так и не поняли. Но дров наломали.
Мне кажется, что горизонты необходимо раздвигать медленнее. И то только тогда, когда дошли до предела вверху и внизу. Нырять надо в глубину... А это требует напряжения и умения. Легче свести всё к пошлости и зубоскальству. Пусть дороже,но зато спокойнее.
"ЗАВОЁВАННЫМ НАРОДАМ НАДО ДАВАТЬ КУЛЬТУРУ. НО КУЛЬТУРУ РАЗВЛЕЧЕНИЙ". ( Швыдкой? Чубайс? Медведев? Путин? Геббельс? - вычеркни неправильный ответ).
Так что же с нами происходит?
КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ?!!!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.