Мичуринск

Выпуск № 2-122/2009, В России

Мичуринск

В юбилейный для Василия Шукшина год (25 июля исполнилось 80 лет со дня рождения писателя) Мичуринский драматический театр обратился к одному из сложнейших по идее, сюжету, концепции и образам и самому, пожалуй, сильному по сатирической проблематике произведению Василия Макаровича. Фантасмагория, то есть причудливые картины, явления, — так обозначил в театральной программке жанр премьерного спектакля «До третьих петухов» приглашенный для постановки к мичуринцам режиссер Воронежского ТЮЗа Адгур Кове.

«Как-то в одной библиотеке, вечером, часов эдак в шесть, заспорили персонажи русской классической литературы...», — с этой фразы начинается завязка повествования. И она звучит камертоном, позывным сигналом к началу пьесы. Узнаваемые просвещенным читателем персонажи спорят яростно, отчаянно, почти до драки. Спорят они о том, имеет ли право находиться в их достойных рядах некий Иван-дурак. Самый что ни на есть расхожий персонаж всех народных творений. А в конце-концов решают: иди, Иван, по белу свету, ищи того Мудреца, который даст тебе заверенную справку, что ты не дурак. Не принесешь документ до третьих петухов — выгоним!

Без нажима и пережима, стараясь бережно сохранить именно шукшинскую интонацию с ее выверенностью каждого слова, строят каждую из калейдоскопически меняющихся мизансцен актеры театра. Им эффектно помогают в этом музыка тамбовского композитора Романа Бажилина, выразительные декорации Геннадия Зубарева.

Выступающий в главной роли Егор Катушенко выстраивает точную логику действий своего Ивана, который как бы и вправду при знакомстве с виду не больно-то умен, все теребит и теребит в руках крестьянский армяк, собираясь в дальний путь... Но затем, попадая в ужасные передряги, когда дышит на него огнем трехголовая гидра — Змей Горыныч (беспощаден, как киллер, в этой роли Юрий Логиновский), готова слопать с потрохами Баба Яга (Ирина Дубровская прекрасно перевоплощается из обольстительной красавицы Несмеяны в мстительную старуху), творят злые чары бесы (браво, Андрей Присницкий, Павел Чистяков!) — наш Дурак являет поразительные качества. Лучшие черты русского характера — героизм, удаль, сметку. Шебутную песню и выражающий бесстрашие танец не забывает даже в минуты смертельной опасности, останавливая и озадачивая хитрых, изощренных врагов, для которых поглотить человека - что сдуть пылинку с плеча.

Фольклорный образ Ивана-дурака, Шукшиным запатентованная пестрая галерея «чудиков» предстают в спектакле. Актерам есть где разгуляться. Редкий случай — и исполнители главных ролей, и персонажи второго плана — Егор Катушенко, Юрий Логиновский, Ирина Дубровская, Ирина Тупицына (Яга-дочка), Сергей Дубровский (кряжисты и могучи его Илья Муромец и Медведь), Владимир Новосельцев - заставляют зрителя и смеяться до слез, и затихать, задумываться, гневаться, возмущаться... Театр выполняет свою главную функцию — потрясать.

Интересно решает режиссер фигуру Мудреца. В «Сказке» Шукшина Мудрец — выбеленный годами старичок. В постановке Кове — атлетически вылепленный малый, больше похожий повадками на Мефистофеля, чем на благостного праведника. Но если это и вольность постановщика, то оправданная: Виталий Мещеряков показывает двойное дно ярого моралиста днем и распущенного сатаниста вечером, словно делая слепок с тех, кто хорошо знаком нам и по сегодняшней жизни.

Шукшин писал свою «Сказку» в самые трудные для подцензурных литераторов 70-е годы. И нужно было прибегать к Эзопову языку, чтобы сквозь ретушь намеков читатель (зритель) увидел, понял, что такое Монастырь, кто духовные пастыри в этой обители и каково настоящее «облико морале» Изящного Черта, Молодого Черта, секретарш и несмеян...

Сквозь народно-смеховую традицию карнавальной литературы в традициях Ф.Достоевского, Н.Лескова, Н.Гоголя у Шукшина во всех его рассказах, повестях, романах проходит «естественный человек с нормальной душой», как говорил писатель о своих героях. Который, между прочим, в огне не горит и в воде не тонет. Ивана-дурака заталкивают в печь, а он в ответ хохочет и поет. Его тянут прислуживать «боссам», перед которыми надо на задних лапах ходить, а Иван в ответ посылает гнусное племя приспособленцев, шутов гороховых к чертовой матери. И побеждает!

Приносит не просто справку, а целую печать Мудреца. Хотя несколько и недоумевает: а зачем нужно было посылать за ней человека в такую даль и на такие приключения? Но это уже другая загадка с неразгаданным ответом на вопрос: что с нами происходит?

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.