Оренбург

Выпуск № 2-122/2009, В России

Оренбург

 

Степь, припорошенная снегом, сливающийся в туманную полоску горизонт… Вероятно, такую картину увидели энтузиасты, которые весной 54-го приехали поднимать целину. Удивительный пейзаж нетронутой земной сыти Адамовского района Оренбургской области открылся спустя 55 лет и нам, артистам концертной бригады со звонким названием «Здравствуй, земля целинная!». Мы мчались на «газели» по широкой трассе, а по обе стороны от дороги оживала история…

Концертная бригада стала первой ласточкой, предварившей встречу первоцелинников со своим прошлым. Заслуженный артист РФ Александр Васильев, народный артист РФ Александр Пащенко, заслуженный артист РФ Сергей Тишков, солисты балета Оренбургского государственного областного театра музыкальной комедии Ольга Косякова и Андрей Низамов, автор и исполнитель украинских песен Василий Варич и скромная ведущая, автор этих строк, – мы возвращали жителей целинных районов нашей области на полвека в прошлое посредством песен советских лет, танцев и стихов о целине.

Пишу эти строки, а у самой перед глазами трогательный момент – первоцелинник с правнуком… Они вышли на сцену на песне «Хлеб всему голова», встали возле артистов. Мужчина подпевал со слезами на глазах, крепко прижимая к себе мальчишечку: «Ты запомни, внучок, золотые слова – хлеб всему голова»… Это были первые эмоции зарождавшегося грандиозного проекта.

Директор Оренбургского государственного областного театра музыкальной комедии Юрий Плохотниченко – сын первоцелинника. Его семейные реликвии – рукописи отца, Александра Феропонтовича Плохотниченко, о том, как поднимали целину в Оренбуржье, его воспоминания о съемках фильма «Иван Бровкин на целине». Съемки проходили у нас, в том самом Адамовском районе, в зерносовхозе «Комсомольский». В этом году знаменитой киноленте исполняется 50 лет. Целине – 55. И у оренбургской области в этом году юбилей – 75 лет. Три даты. Три страницы живой истории некогда великой страны. Истории, которую нужно рассказать нынешнему поколению.

Юрий Александрович поделился идеей создания произведения на целинную тему с новым главным режиссером театра Вячеславом Добровольским. Вячеслав Владимирович тут же предложил сделать своего рода театральный ремейк – пьесу по мотивам фильма «Иван Бровкин на целине». Разговор состоялся 1 января 2008 года.

И вот 28 мая 2009 года Оренбуржье потрясла премьера – музыкальная комедия «Иванова любовь», в основу которой лег не только фильм, но и рукописи из семейного архива Ю.А.Плохотниченко.

Автор нового произведения – драматург из Санкт-Петербурга Сергей Петров. Во время работы Сергей Игоревич приезжал в Оренбург, знакомился с хрониками, архивами, фотографиями, чтобы достоверно точно воспроизвести характеры людей той эпохи. Судя по отзывам зрителей, ему это удалось.

Новые грани раскрылись в творчестве замечательного композитора Марка Самойлова. Спектакли на его музыку – самые кассовые в репертуаре театра. Его знают и любят наши зрители. И все же он сумел вновь их удивить, создав настоящую симфонию. Симфонию о любви и труде. Во время репетиций «Ивановой любви» я, сидя в кабинете, прислушивалась к трансляции и, не глядя на происходящее на сцене, представляла себе поля пшеницы, работу тракторов, страдную суету людей… Я просто слушала музыку. И мой видеоряд совпал с тем, что позже я увидела на сцене. Сердце сжималось от музыки. Душа рвалась в прошлое, комок застревал в горле, на глаза наворачивались слезы. А ведь я выросла уже вне Советского Союза… Марк Самойлович две недели думал, прежде чем согласился на предложение написать музыку к такому необычному спектаклю. Сомневался, стоит ли, актуально ли… И создал свое новое произведение, как показала премьера, весьма актуальное.

Сценический образ спектакля создавал главный художник Одесского театра музыкальной комедии Станислав Зайцев. В основу сценографии легли настоящие трудовые книжки первоцелинников, и во время спектакля со сцены мелькали реальные фамилии – Рожков, Плохотниченко… Эффектно смотрелись трактора с зажженными фарами… Плакаты с советскими, с целинными лозунгами. Герб СССР и флаги 15 союзных республик в финале спектакля… Зал взрывался аплодисментами.

Вызвать слезы ностальгии, заново рассказать забытую историю, пробудить патриотизм и любовь к своей малой родине – такими были режиссерские сверхзадачи Вячеслава Добровольского. Ему удалось повернуть время вспять. Он проникся идеей и заразил артистов энтузиазмом первоцелинников.

Образы, созданные актерами, – выпуклые, сочные, трогательные. Возможно, сказалась тематика – спектакль о родном крае. И близко все по времени.

Владимир Левашов сыграл небольшую, но очень серьезную по значимости роль – Ивана Бровкина в наши дни, который давал интервью на телевидении, рассказывая, как в годы юности направили его в совхоз «Молодежный»… Он проживал заново те годы, которые знал и видел воочию. Поседевший Бровкин начинал рассказ, который плавно переходил в действие.

Вот он, бравый, юный, приходит в сельсовет. Этого героя ярко играет солист театра Денис Радченко. А на следующий день перед зрителями предстает другой Бровкин, студент IV курса Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М.Ростроповичей Иван Спицын. Каждый по-своему, они передают то время, тот образ веселого паренька, ставшего символом целой эпохи.

Нежна, трогательна в своих чувствах к Ивану Любаша – Алена Саввина. Единственная исполнительница этой роли, она прожила ее сердцем. Зарождающаяся любовь, жгучая ревность – все пропущено через душу, передано через голос, читается в ее глазах.

Разбитной моряк – тракторист Захар Силыч откровенен в своих чувствах к зав.столовой Клавдии (С.Алексеева и А.Дикарева). С юмором, разными красками, но одинаково талантливо создали этот образ Александр Лазутин и молодой солист Дмитрий Гцуцляк.

В непривычном для многих поклонников образе предстал Александр Пащенко. Он был предельно серьезен. Настоящий полковник, целинник, председатель. Александр Кириллович воплотил в себе ту силу, которая двигала людьми более полувека назад. Песня о дочери в его исполнении у многих вызвала слезы.

Слезы… Казалось бы, их проливают только в День Победы, на концертах, посвященных этой дате. Труппа Оренбургской музкомедии создала свое полотно, способное растрогать. На финальных аккордах зал поднимался на едином дыхании, как по команде, и минут 20 гремели овации. А в г. Орске, куда театр выезжал на гастроли, публика кричала: «Молодцы!».

«Иванова любовь» — новый пласт в культуре Оренбуржья. Совершенно новое, историческое произведение. И те цели, которые ставили перед собой авторы проекта, достигнуты.

Об этом лучше всего говорят аплодисменты и слезы первоцелинников. И сработавшая на сто процентов режиссерская «фишка» — участие в сцене смотра художественной самодеятельности реального творческого коллектива Целинного района, в который театр привозил свою «Иванову любовь». На день премьеры это была – Адамовка. Самодеятельный коллектив безупречно «вписался» в контекст постановки.

Первой в книге отзывов о спектакле расписалась молодежь. Но, пожалуй, красноречивее всего об успехе премьеры скажут следующие строки: «Муллер В.И. из Казахстана. Присутствуя на спектакле, прожила полжизни вторично. Спасибо».

Фото Евгения Петрова

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.