Прокопьевск

Выпуск № 2-122/2009, В России

Прокопьевск

 

В Прокопьевском музучилище, открылось отделение театрального искусства. В дипломах выпускников будет записано «актер театра и кино»… В эту новость до сих пор трудно поверить: небольшой шахтерский город на юге Кемеровской области никак не может быть назван культурной или театральной столицей. Но здесь есть свой театр, который, что называется, держит планку. Десять лет назад возникла молодежная театральная студия «Шпиль», которую основал актер Прокопьевской драмы Юрий Темирбаев. Репертуар у «Шпиля» с самого начала был «не детский» — Ионеско, Беккет, Уильямс. Не успокоившись, Темирбаев решил готовить актеров профессиональных. Именно он – мастер курса на новом отделении. Убеждать, доказывать, собирать необходимые бумаги Юрию Тимофеевичу и его единомышленникам пришлось целых семь лет. Зато теперь – все как положено. У всех преподавателей есть педагогическое образование. Зачисленные на курс (а это шестнадцать человек, большинство из которых будут учиться на бюджетной основе) через четыре года получат дипломы государственного образца.

Перед вступительными экзаменами состоялись консультации. Как и в любом театральном учебном заведении, абитуриентов отговаривали; советовали поискать профессию полегче. Самым стойким объясняли, как нужно держать себя перед комиссией. Просили не играть в актеров, а просто внятно рассказать выбранную историю.

За полчаса до начала первого тура по крыльцу музучилища нервно прогуливались юноши, пожелавшие стать актерами. Приводили в порядок речевой аппарат. В то утро многократно вспомнили и про Карла, бессовестно обокравшего Клару, и про корабли, так и не сумевшие вылавировать, и про дрова на траве.

В вестибюле повторяет басню пятнадцатилетняя Александра. Рассказывает, что никогда всерьез не мечтала стать актрисой, а на спектакле последний раз была два года назад. Но увидела объявление в газете о наборе на курс и отважилась попытать счастья. Ситуация не столь уж редкая. На любом курсе есть люди случайные, другое дело, что не в каждом «проснется» актер, не каждый пройдет выбранный путь до конца.

Екатерина Грибанова – ровесница Александры – напротив, сознательно решила связать свою жизнь с театром. Она играет в спектаклях студии «Шпиль» и даже выходит на профессиональную сцену: вместе с другими студийцами исполняет танец в спектакле «Папа в паутине».

Андрей Щербаков тоже занимался в «Шпиле». Он уже второй год играет в спектаклях Прокопьевского драматического. В частности, исполнил роль Гевина в спектакле «Папа в паутине», в «Горе от ума» сыграл Петрушку. Говорят, появились даже поклонницы, которые мечтают с ним сфотографироваться.

Спрашиваю, собирается ли он заниматься искусством, или, как это сейчас стало модно, хочет податься в рекламу и шоу-бизнес.

«Ну, разумеется, сейчас я скажу, что мечтаю только о том, чтобы нести разумное, доброе, вечное, – иронизирует Андрей. – Но в настоящий момент мне действительно не хочется легких денег. Хочется оставить свой след хотя бы в истории этого города. Лучше быть первым в галльской деревне, чем последним в Риме».

Члены приемной комиссии занимают места за столами, составленными в ряд. «Почему ни одной улыбки не вижу? Не бойтесь нас. Мы не страшные!» – подбадривает абитуриентов преподаватель сценречи Георгий Гаврилов.

Большинство желающих быть зачисленными на курс «отстрелялись» довольно бойко. Вряд ли Иван Крылов и Сергей Михалков подозревали, какую неоценимую услугу они оказывают многим поколениям абитуриентов, подавших заявления в театральное. Из басен, прочитанных в тот день, можно составить целую концертную программу. Читали, кроме того, Лермонтова, Блока, Есенина, Асадова, Рождественского, Бродского.

Пятнадцатилетняя Алена выбрала стихотворение Андрея Белого «Город». Прочитала пару строк и сбилась, замолчала.

— Я учила! – взмолилась девушка.

— Ничего. Переходите к прозе.

— А прозу я еще хуже помню, – совсем упавшим голосом призналась Алена. - Там что-то про глупость и фамилия автора такая сложная…

—Какая же?

—Рот-тер-дамс-кий!

Взять прилежанием не получилось, зато покорила непосредственностью. Ко второму туру Алену все-таки допустили. Позднее педагог по сценречи рассказал, что и сам на приемных экзаменах в Щукинское забыл басню, которую до этого помнил на зубок. Однако был зачислен…

Из парней больше всех удивил (в хорошем смысле слова) девятнадцатилетний Антон Остапенко. Не дожидаясь разрешения комиссии, он очень спокойно сел на стул, чуть наклонился вперед, сложил ладони вместе и начал рассказывать вампиловское: «Не знаю, как я кончу, но начал я плохо…».

После того, как очередная группа покидала зал, комиссия начинала совещаться.

— Это хорошая группа, – открыл прения один из экзаменаторов.

— Да они все здесь косолапые! – не соглашается хореограф Наталья Семилетко.

— Половина – курящие! – добавляет заведующая вокальным отделением Ольга Конкина.

— Многое можно поправить, – парирует Георгий Гаврилов. – Все зависит от того, насколько они окажутся трудолюбивые.

— Нужен добрый пинок! – соглашаются с ним коллеги.

Слушая прения, я также выяснил, что бывают абитуриенты «закрытые, как шкафы». И что у некоторых «ноги как будто бы не от них». Все члены приемной комиссии – люди интеллигентные и в повседневной жизни никогда не позволяют себе подобных высказываний. Но экзамен есть экзамен.

Попутно педагоги определяли амплуа будущих актрис: лирическая героиня, травести, модель…

Гаврилов посетовал, что у многих поступающих серьезные проблемы с речью:

— Школа не обращает внимания на русский язык, на русскую речь – преподают только грамматику. Законов русской речи они не знают. Например, вместо перечисления через запятую они говорили через точку.

Кроме того, некоторые абитуриенты, прочитав стихотворение, были не в состоянии его прокомментировать, объяснить.

Низкий уровень образования абитуриентов – это беда не только провинциальных городов.

Еще одна проблема, о которой говорят столичные педагоги: выпускники провинциальных театральных училищ зачастую профнепригодны. В Прокопьевске конкурс на отделение театрального искусства был невысоким. Отделение только что открылось, и далеко не все знают о его существовании. Однако мастер курса и другие преподаватели уверяют, что поблажек никому делать не собираются. С теми, кто не желает трудиться в поте лица, расстанутся без всякого сожаления. Кроме того, в Прокопьевске будут проводить мастер-классы профессора театральных учебных заведений других городов (уже есть предварительные договоренности).

На курс принимают не только прокопчан. Открытие нового отделения, безусловно, имеет и аспект гуманитарный. Не каждый талантливый выпускник школы найдет деньги, чтобы поехать учиться в мегаполис.

Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.