Тамбов

Выпуск № 2-122/2009, В России

Тамбов

 

Русский водевиль на современной российской сцене – гость нечастый. Сегодня он воспринимается этаким веселым, но совсем уж пустячком-пустячком. И, на взгляд многих, ставить водевиль — что играть в бирюльки. Естественно, лучше замахнуться на… Ну, тут как кто решит. Незавидная участь ждала водевиль уже во второй половине XIX века. Слава жанра, завоеванная в первой половине века, стала резко сходить на нет. Переводные (с французского) и оригинальные водевили, захлестнувшие тогда русскую сцену, были определенного рода прорывом в комедийной драматургии.

Бесспорно, среди более восьмисот произведений этого жанра, созданных за полвека, немало оказалось «шелухи», что, впрочем, случалось и с пьесами других направлений. Но даже неистовый критик безвкусицы В.Белинский не отрицал водевиль как жанр. Ибо «и он может быть художественным произведением, когда верно изображает характер домашней жизни того или другого народа, со всеми его мелочами и странностями… водевиль пародирует жизнь низшую, жизнь, так сказать домашнюю, семейную, и человека и общества, подбирает крохи, падающие со стола высшей драмы. Он относится к сей последней точно так же, как эпиграмма относится к сатире; он не хохочет яростно над жизнью, но строит ей рожи, не бичует ее, а гримасничает над нею; наконец, это не больше не меньше, как экспромт на какой-нибудь житейский случай. Наша русская жизнь может доставить истинному таланту неистощимый рудник материалов…»

Водевили, ставшие такими искристыми экспромтами, и дожили до нашего века. Конечно, сейчас можно насчитать, наверное, только с десяток названий, что нет-нет, а появляются в театральных афишах. В нынешней русской провинции этому способствует режиссер Валерий Кириллов. Удачно поставленные им на родной сцене Ярославского драматического театра, имевшие успех у публики других городов, русские водевили заинтересовали и дирекцию Тамбовского театра драмы. Валерий Кириллов был приглашен в Тамбов для постановки двух знаменитых произведений: «Аз и ферт» П.Федорова и «Беда от нежного сердца» В.Соллогуба.

Поначалу задумывался просто вечер русского водевиля. Но потом все же родилось единое название — «Сердцу не прикажешь». Связующей нитью стала не только предсвадебная лихорадка, но и два сквозных персонажа – горничная Акулина (Д.Мухина) и лицо французской национальности без определенного рода занятий, то ли гувернер, то ли приживал Жан (Д.Дульский). Кокетка-служанка и позер-француз, выполняя роль ведущих вечера, оказываются весьма импозантными и запоминающимися персонажами, хотя у них не так уж и много слов.

В первом акте перед публикой разыгрывается водевиль-шутка «Аз и ферт». Любопытно, что впервые он появился на петербургской сцене осенью 1849 года и нынешний год для него юбилейный. Это переделка сочинения французов Э.Моро, П.Сиродена и А.Делакура. Но господин Федоров так удачно перенес его на русскую почву, что все персонажи узнаваемы. Даже немец Август Фиш (С.Левандовский) – коммерсант-неудачник а ля рюс. Пожалуй, это одна из самых удачных ролей Сергея Левандовского за последнее время. Актер, как говорится, купается в материале. Он блистательно проводит своего героя через все перипетии сюжета. Фиш и смешон, и нелеп, и жалок, и глуп, наконец. Но вдруг возникает легкая щемящая нота в игре Левандовского, и зрителю становится искренне жаль недотепу.

В водевиле особенно хороши дуэты Фиша и Мордашова (Ю.Томилин). Вот уж где Мордашов, этот маленький Наполеончик, командует всласть, верша судьбу должника Фиша. Режиссер предложил актерам яркий способ сценического существования, но Ю.Томилин и С.Левандовский органичны, чувства их героев хотя и бьют фонтаном, но не чересчур, а настолько, чтобы сделать действие живым, захватывающим и веселым.

У влюбленных — Любушки (А.Алексеева), дочери Мордашова, и художника Антона Фадеева (Н.Логинов) — менее выигрышный материал, но молодые актеры старательно следуют духу водевиля. Поэтому они порой очаровательны, а в другой момент уж слишком прямолинейны. Хороша Марфа Семеновна, жена Мордашова, в исполнении Л.Земляной. Пытаясь как-то помочь утрясти ситуацию, она как раз и попадает в нелепые положения. Актрисе при минимуме слов и действий удается нарисовать довольно колоритный образ.

Развитие сюжета, как и полагается в водевиле, сдобрено куплетами и танцами. Здесь отлично поработали балетмейстер Н.Беляева и репетитор по вокалу Е.Литвинова. Пение актеров слаженно, мелодично и не нарушает легкости действия. Режиссер В.Кириллов создал удачный актерский ансамбль, продумал мизансцены, нашел интересные детали. Лишь, на мой взгляд, несколько нарочитой цитатой из фильма «Приключения принца Флорезеля» выглядит демонстрация абстрактного портрета Любушки с сопутствующей крылатой фразой: «Я так вижу».

Если в первом водевиле все усилия были брошены на поиски жениха, то во втором пришел черед молодому человеку искать себе невесту. «Беда от нежного сердца» — сугубо русский водевиль, предтеча комедий Островского. Конечно, здесь нет еще глубокого психологизма и персонажи довольно прямолинейны. И все же купеческий колорит в характерах героев В.Катушенко (Золотников) и Л.Кожаевой (Кубыркина) налицо.

Но если В.Катушенко органичен и разнообразен в показе поступков и слабостей своего героя, то игра Л.Кожаевой более монотонна, ее Кубыркину заслоняют другие персонажи. И, прежде всего, она теряется на фоне яркой дочери Кати в замечательном исполнении О.Сироты. Из трех девушек, претенденток на сердце Александра (Д.Блохин), Катя-Сирота более живая, темпераментная, пылкая, нежели Маша (К.Гречанникова) и Настя (М.Семенова). Все шумные «вылеты» Маши на сцену сопровождаются усиленной истерикой и вскоре начинают раздражать. Молодая актриса неплоха, но все же не следует действовать так в лоб, списывая все на жанр. У Насти-Семеновой другая крайность. Младенческое простодушие положительной героини делает ее серенькой мышкой.

Царицей на сцене выглядит Дарья Семеновна (В.Попова). Актриса стремится создать образ острохарактерный, яркий, но порой ей несколько мешают мелодраматические нотки. Чрезмерная сентиментальность вредит и Д.Блохину, мешая зрителю поверить, что его персонаж не простак, готовый волочиться за каждой юбкой, а просто влюбчивый нежный юноша.

Очень приятно, что В.Кириллов не стал осовременивать водевиль, сохранил антураж, свойственный этому жанру, создал спектакль с легкой музыкой и вполне симпатичными героями. Для осмеяния пороков человеческих, а не общественных, Кириллов сохранил дух старой доброй России-матушки. Живописные костюмы, придуманные И.Солдатовой, их стилизованная и одновременно чисто театральная природа, лишь подчеркивают сценическую сущность водевиля, где царит вполне закономерная наигранность, которая является основным условием существования актеров на сцене. Они не дают публике скучать ни минуты, а это ли не главное в жанре водевиля?

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.