Пространство трагедии/ VIII Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова

Выпуск № 2-122/2009, Фестивали

Пространство трагедии/ VIII Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова

 

В рамках XVIII Международного театрального фестиваля им.А.П.Чехова Государственный русский драматический театр им. Вл.Маяковского (Душанбе, Таджикистан) показал спектакль «Рустам и Сухраб» - театральное сказание В.А.Жуковского по книге Фирдоуси «Шах-Намэ».

Режиссер и сценограф Султон Усманов уложил все события разветвленного сюжета в двухчасовое ярчайшее зрелище – окруженные со всех сторон зрителями, артисты играют на кругу, в который вступают лишь тогда, когда становятся участниками действа. Все остальное время они находятся за пределами круга, рядом с нами, словно среди нас. Это придает зрелищу совершенно особый объем – вневременность происходящего, потому что сюжет об убийстве неузнанного сына отцом в любую эпоху становится знаком трагедии, глубокого неблагополучия жизненных основ.

Спектакль начинается как рассказ старика мальчику о событиях давних времен, и этот, казалось бы, простой прием дает щедрую возможность обозначить не главную, но весьма существенную тему – тему различных поколений. Ведь Сухраб будет чувствовать все тоньше и острее, чем его отец; несмотря на свою силу и мужественность, он вырастет более мягким, нуждающимся в любви, более благородным и высоким духом, чем его отец.

…Когда дочь царя приходит к Рустаму и говорит, что хочет родить от него сына, он отвечает ей:

Если небо даст нам сына,

Ведай наперед, что он

Не иначе явиться может

Мне на глаза, как уж прославясь

Великим делом богатырства;

Его неславного ни знать,

Ни видеть не хочу я –

Пускай в толпе исчезнет,

Покрытый тьмой забвенья

И непримеченный отцом.

Нас породнит одна лишь только слава.

Здесь, в самом начале, и заложен конфликт, который приведет позже к убийству ни в чем не повинного, сильного и мужественного Сухраба могучим Рустамом, не желающим, чтобы кто-то был сильнее его. Рустам не захочет узнать сына, потому что для него нет ничего важнее собственной непобедимости, особенно с годами, когда он начинает ощущать давление возраста, а потом… потом будет горько и безутешно оплакивать свою страшную потерю…

Султон Усманов сильно сократил текст, чтобы предельно акцентировать трагическое событие, кровопролитную войну, в которой отцы и сыновья убивают друг друга. Сегодня этот сюжет становится невымышленно современным и глубоко волнующим, особенно если вспомнить события в Таджикистане конца 80-х – начала 90-х годов, поэтому режиссер выбрал из обширного наследия восточной литературы именно этот фрагмент «Шах-Намэ», виртуозно переложенный на русский язык Василием Андреевичем Жуковским.

В спектакле звучит и таджикский язык – удивительно красивый по своей мелодике, а сочетание двух языков рождает совершенно удивительный эффект восприятия: томная, поистине магически воздействующая национальная музыка, плавные, а затем убыстряющиеся грациозные движения, сама пластическая партитура в сочетании с двумя языками дают возможность осознать «пространство трагедии», как некогда точно и емко определил подобную эстетику Григорий Козинцев.

Этот спектакль можно с полным правом назвать не только выразительным, красивым, построенным словно на одном дыхании, но и изысканным, потому что он пробуждает подлинное эстетическое наслаждение. Двенадцать артистов, занятых в спектакле, - удивительно красивы, пластичны, даже выйдя за пределы круга, в котором происходит действие, они остаются его полноправными участниками, настолько выразительны их лица и жесты.

Когда-то мы достаточно хорошо знали таджикский театр (в частности, и Русский), теперь он стал для нас экзотикой и редчайшим гостем – тем отраднее увидеть, что сегодня на таджикской сцене много молодежи, талантливой, одаренной не только богатыми пластическими, вокальными, драматическими возможностями, но и преданностью театру, и стремлением служить ему. Сохраняя русский язык, Русский театр Таджикистана бережно хранит и основы национальной культуры. Это очень ценно и важно в наши дни…

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.