Дом актера: место встречи/Международный театральный фестиваль «Коляда-Plays

Выпуск № 2-122/2009, Фестивали

Дом актера: место встречи/Международный театральный фестиваль «Коляда-Plays

 

Вот уже второй год захват Екатеринбурга Коляда-десантом начинается с Дома актера. Именно здесь накануне официального открытия фестиваля проходит пресс-конференция: 19 июня уже прибывшие участники фестиваля и журналистское сообщество под эмоциональным руководством Президента Фестиваля «Коляда-Plays» Николая Коляды открыли фестивальный марафон. Каждое слово Николая Владимировича, сказанное на пресс-конференции, уже растиражировано средствами массовой информации. Он представил свой новый сборник «Коробочка», в котором опубликованы пьесы разных лет, иллюстрированный Владимиром Кравцевым, – и тут же подписал один экземпляр для коллекционной Театральной библиотеки Дома актера. Также всем собравшимся вручили первый номер фестивальной газеты, которая выходила ежедневно в течение всего фестиваля. На пресс-конференции Николай Коляда объявил о том, что нынешний фестиваль «Коляда-Plays» станет последним. Разумеется, ему никто не поверил.

Уже со следующего дня люди в одеждах с символикой фестиваля прибывали в Дом актера ранним утром, сменяли друг друга и покидали старинный особняк ближе к полуночи: каждый день был плотно наполнен событиями Off-программы.

В 10 утра Домом завладевали театральные критики: члены жюри открыто и без стеснения рассказывали о своих впечатлениях от увиденных накануне спектаклей. Каждое слово бережно фиксировалось и в тот же день публиковалось на официальном театральном портале Свердловской области www.domaktera.ru – чтобы те, кто уже уехал или так и не приехал, тоже могли услышать бесценные комментарии. В первый день, пока обсуждать еще был нечего, а раннюю встречу прорепетировать просто необходимо, был назначен семинар по современной российской драматургии с участием Павла Руднева и с гостями фестиваля. Попытка выйти на уровень обобщения трендов в современной драме плавно переходила в размышления об общественном отношении к творчеству Николая Коляды и обратно. «Есть определенные табу в современной драматургии, которые нужно преодолевать, иначе мы напрочь испортим отношение молодежи к искусству. Мы крутимся в запретах, а вот литература, например, давно перешла за рамки ограничений: взять того же Сорокина, братьев Пресняковых... Про телевидение и говорить не стоит. Погрузившись в эту новую литературно-телевизионную среду, молодой человек приходит в театр – и не находит новых форм! Его возвращают в прошлые времена», – по большому счету, эти слова Павла Руднева с каждым Фестивалем «Коляда-Plays» все теряют актуальность – на это как будто нацелен сам фестиваль.

Как и в прошлом году, off-программу фестиваля, помимо клубных вечеров и обсуждений конкурсной программы, составили презентации, многочисленные видео-просмотры и творческие встречи.

Смотрели все: записи спектаклей («Сказка о мертвой царевне» Николая Коляды Польского «Телевизионного театра» на польском языке без перевода, «Заяц love story» Николая Коляды Московского театра «Современник» с участием Валентина Гафта и Нины Дорошиной), художественные фильмы («Про кеды», реж. Андрей Григорьев, сериал «Дело было в Гавриловке»), документальный фильм («Легенда о дикторе» о Юрии Левитане, реж. Александр Архипов) и даже анимационный фильм («Мальчик», реж. Дмитрий Геллер, автор сценария Олег Богаев). Большинство из этих фильмов – фестивальные: увидеть их в прокате или по телевидению невозможно. После каждого фильма его создатели с удовольствием общались со зрителями, делясь нюансами кинопроизводства, обсуждая художественные идеи.

Популярность среди зрителей творческих встреч подтвердила тезис о том, что на фестивалях главное – это общение. Павел Руднев, Александр Архипов, молодые уральские драматурги и Николай Коляда – они все заявляли темы своих встреч, но неизбежно возвращались к современной драме, своему творческому пути и видению современной культуры.

А в один из фестивальных дней по всему первому этажу разносился аромат свежей ухи. Так пахнет единственный конкурсный спектакль, показанный в Доме актера, – «Представление о любви» Каменск-Уральского театра «Драма номер три» (по пьесе Сергея Медведева). В стенах родного театра артисты – Геннадий Ильин и Наталья Бахарева – играют спектакль для 25 человек, в большую гостиную Дома актера каким-то чудом уместилось человек на сто больше. Режиссера Федора Чернышева в этой постановке интересуют не столько персонажи и действие пьесы, сколько альтернативная театральная форма: зритель с первых минут в сомнениях – это уже спектакль или еще нет? А теперь – он уже кончился и пора аплодировать? Все пришедшие – свидетели кухонного разговора, каких сотни и какие происходят между делом, пока варится уха. Поэтому артисты «отвлекаются» на общение со зрителями, лавируют между реакциями аудитории. Отсюда и выбранное театром пространство гостиной Дома актера, где все по-домашнему, а после «зрелищ» можно и «хлеба» отведать. Точнее – ухи.

Фото предоставлены Свердловским отделением СТД РФ

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.