Ненавижу раба в человеке!..

Выпуск № 2-122/2009, Лица

Ненавижу раба в человеке!..

 

Заканчиваются репетиции дипломного спектакля его первого выпуска в Марийском республиканском колледже культуры и искусств. Курс актеров-кукольников набрали здесь впервые, ребята очень своеобразные, многие из них – мари по национальности. Так что были определенные проблемы, в том числе и с речью. Но теперь это – пройдено. Свое 60-летие главный режиссер Марийского республиканского театра кукол Виктор ГОЛОВАНОВ встречает «с холодной головой и горячим сердцем», то есть старается, насколько это возможно, удержать в состоянии равновесия свои режиссерское (интеллектуальное) и актерское (эмоционально-выразительное) начала: дабы остаться в памяти своих учеников добрым, мудрым и «пушистым»... А между тем, название дипломного спектакля выдает его внутреннее отношение к реально происходящему процессу… жизни и вообще… – «Пойдут клочки по закоулочкам…».

– Виктор Семенович, за что воюем?

— За веру в справедливость жизни!.. Вера – это ведь чувство? Вот и мы берем кукол и… Знаете, как трудно спорить перед лицом 3-5-летнего человека со всей прагматикой и нравственной испорченностью мира, который эту крошечку окружает там, за стенами театра 24 часа в сутки?! Задача детского театра — научить детей правильно, божественно чувствовать жизнь, красоту, гармонию, любовь. Им всем когда-то придется страдать за свои идеалы, но… Но мы должны до этого еще научить их защищать эти идеалы, не теряя любви и сострадания. В кукольный театр – традиционно – приходят самые маленькие, с родителями, с игрушками, своими еще. Важно сразу со сцены дать понять маленькому человеку, что кукла – это тоже существо, это маленькое подобие человека, со своей судьбой, с дыханием, привязанностями, – и ее важно слушать внимательно и пробовать понять, как иного человека. Мы вытаскиваем внимание детей на себя, на кукол, на сцену и учим их быть внимательными и сострадательными к окружающим людям и животным, растениям и предметам, показываем, что у всех есть равное право на жизнь. Хотя у многих детей дома установки совсем другие…

– Сейчас и дети другие…

— Они изначально всегда добрые и хорошие. Просто у многих чувства так и остаются не востребованы взрослыми и могут навсегда остаться недоразвитыми, если с детьми качественно не общаться… И важно вовремя успеть!

– Что вы больше всего ненавидите в человеке, в сегодняшнем человеке?

— Чувство раба. Внутреннюю и внешнюю несвободу. Мне нравится раскрытие человеческих чувств и эмоций в театре, когда плачут от красоты, кричат от радости, прыгают, шепчут, гладят от нежности. Я в театре сначала хотел быть драматическим артистом и даже имел известные достижения в этой области, сыграл Гитлера в «Карьере Артуро Уи», Мачеху в сказке «Морозко» да много еще кого. Однажды слышу про Мачеху во время спектакля из зала (мужик какой-то не выдержал): «Ну и сука же!» – а для меня это – лучшая похвала, прям бальзам на душу! Я даже голос этой пра-а-а-тивной Машеньки терпеть не могла, так ее ненавидела!

– А как же постулат Константина Сергеевича: «Играя злого, ищи, где он добрый»?

— Знаете, спектакль короткий, а жизнь очень длинная. Есть герои – воплощение абсолютного зла, такие, как Гитлер, например. Он ведь абсолютный бандит, гопник с идеологией, с оружием, без совести, с огромным патологическим страхом внутри и ненавистью ко всем, кому «не страшно быть хорошими». Я хочу, чтобы мой зритель, даже самый маленький, ненавидел и отличал зло мира, и я все равно буду играть Гитлера «плохим» и не на сто, а по возможности, на сто пятьдесят процентов!

– Ненависть же рождает ненависть?.. Может, лучше как-нибудь по принципу айкидо, рассеивать агрессию противника без ответной агрессии.

—Театр – увеличительное стекло… Куда денешь тогда нашу человеческую чувственность и скрытую агрессию… Люди придумывают бокс и корриду, чтобы избавиться от скрытой агрессии, а у нас в России этот процесс никак не управляется, только стихийные революции и ДТП. Должно же это как-то культурно регулировать? Хотя бы через театр.

– Говорят, в детстве вы мечтали стать микробиологом?

— Я в Челябинске родился. Там до сих пор люди болеют от радиации. У меня многие одноклассники, девчонки, умерли уже в 12-16 лет… Мама умерла, когда мне было 16 лет. От рака крови. Это уже не война. Я и в армии мечтал стать микробиологом, чтобы помочь лечить людей от этих непонятных последствий. А потом понял, что причина этой болезни – в душах, в том, что человек сам по себе непроходимо и бесконечно одинок. Он ищет выхода за пределы себя самого…

– С 2001 года вы главреж в Марийском республиканском театре кукол, вы Лауреат Госпремии им. К.С.Станиславского, работали драматическим актером, работали с покойным Вольховским, ставили как режиссер, в искусстве вождения тростевых кукол вам практически нет равных в России, ваши куклы, по мнению даже искушенных театроведов, «просто дышат»… Вам еще не хочется воскликнуть: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»?

— Ну, прямо как в анекдоте у Хармса: «Тут все и кончилось…» Если честно, иногда такие глупости лезут в голову. Хоть клещами оттуда вытаскивай. Русский человек в таких случаях напивается вдребадан, и опять все хорошо. А я, если выпью, еще хуже начинаю фантазировать. Поэтому лучше не пить совсем. Куклы вот совсем не пьют. Очень их уважаю. Идеальные актеры! Театр – это пространство очень близкого взаимодействия людей, у которых чувства, как щупальца, во все стороны… Он всегда конфликтен. Лично я стараюсь учиться прощать чужие ошибки и забывать их. Это трудно, но радостно, если получилось! И пьесы выбираю с такими героями, которые меняются к лучшему, с явной динамикой меняются! В «Машеньке и Медведе» мне Медведя жалко до слез: он ведь понимает, что совсем один остается, и надо выход найти, чтобы сохранить добрые отношения с уходящей девочкой; а в «Золотом цыпленке» по пьесе В.Орлова Волк становится из вора и разбойника добрым папой; в «Маленькой фее» (по пьесе югославского автора Рабадана) «мерой» злых и добрых поступков главного героя становится изменение роста Маленькой феи – может быть, излишне это наглядно и оставляет меньше места для размышлений… Но все равно динамика перемен есть.

А детям мы должны показать в театре модель их будущей изменчивой жизни, типы людей, их поведения. И ребенок на основе преподанного нами нравственного опыта должен сделать выбор своего места в действе Жизни.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.