Ров с водой и крепостная стена/О детских спектаклях во взрослых театрах

Выпуск № 2-122/2009, Проблема

Ров с водой и крепостная стена/О детских спектаклях во взрослых театрах

 

«Целевой показ», «классом пришли в театр» – вечная страшилка для артистов. Надо брать зал, как вражескую высотку, – с бою. Чаще всего они стараются переломить ситуацию, форсируют звук, перекрывая хруст конфетных оберток, гул и смех (особенно с галерки), звонки мобильников. Случается, через 10-15 минут такой героической актерской работы зал стихает: происходящее на сцене втягивает их, неутомимых, снедаемых жаждой движения, выплеска энергии. Что зацепило? Что заставило смотреть и слушать? Чего им вообще надо, нынешним юным зрителям?

Провела я ради интереса доморощенное социологическое исследование (вполне возможно, с ничтожной степенью научности), опросив 140 зрителей от 6 до 15 лет в городах нашей области, где есть театры. Среди малышни оказалось немало благодарной публики: все понравилось – и что показывают, и как показывают. Особенно там, где один театр в городе, и детский спектакль ждут как события. Но есть другие впечатления, особенно ребят хулиганского возраста. Вот самые типовые:

– С родителями в театр ходить неинтересно, потому что дергают все время: «Сиди тихо! Слушай! Не включай сотовый!». С ребятами прикольней: можно пошухарить, посмеяться.

– Чего там смотреть? Придуриваются. А когда целуются – стыдно.

– Сказки одни, детский сад. Я это в кукольном видел, бабушка водила меня туда до самой школы.

– Я люблю, когда красиво на сцене, и артисты чтобы красивые были, приключения там всякие. Чтобы дух захватывало.

– Одно и то же везде показывают. Скучно. Мы с мамой посмотрели в Шахтах про Буратино и Кошкин дом, приехали в Ростов, а там опять про Буратино и Кошкин дом.

Строго говоря, ничего нового – театрам все это хорошо известно, но малышовая публика особой головной боли им не доставляет: есть верняк из разряда детской классики, и она не устаревает еще и потому, что другие ребятишки подрастают и им внове будут и «Кошкин дом», и «Золушка», и «Василиса Прекрасная», и «Теремок»…

Ростовский театр драмы им. М.Горького играет детские спектакли. Не так много, но они есть: в марте – три названия (шесть спектаклей), в апреле – два. Но в донской столице у детей есть выбор: для них ставят спектакли Музыкальный театр, Молодежный; Театр кукол и «Дебют» – исключительно для них. А в Таганроге, Новочеркасске, Шахтах, Новошахтинске долг перед дошколятами и школьниками получается повыше. Здесь и идут 6-8 названий в месяц (не считая выездных – в детские сады и школы). В Новочеркасске – 13, по четыре в неделю только в самом театральном зале. Негосударственный Молодежный театр Нонны Малыгиной (Таганрог) имеет в репертуаре больше детских названий, чем взрослых, причем с перевесом в сторону пьес собственного сочинения.

А теперь для сравнения: в Новочеркасске играют 13 спектаклей для маленькой публики, вечерняя афиша Ростовского молодежного (который долгое время жил как ТЮЗ) всего состоит из 13 названий. Театру трудно. Давно трудно. То шел конкурс на замещение должности главного режиссера, и с труппой экспериментировали не одни мастера. То еще один сезон избранный по конкурсу главный пытался стать в театре своим, но уехал, так и не став им. А труппа сильная и по сей день, только занята куда меньше своих возможностей.

Нынешний главный режиссер Лариса Лелянова убеждена, что спектакль для ребят должен быть высокобюджетным; «ставить «Снежную королеву» или «Волшебника изумрудного города» без средств – заведомая халтура, а обмануть ребенка – грех». И вообще «серьезные режиссеры по полгода делают детский спектакль, у нас же сейчас повсеместно не искусство, а проекты». По поводу детского репертуара своего театра: «Ищем». А пока в дневное время идут: один спектакль почти 20-летней давности, другой – 10-летней, третий тоже из прежних времен, и о его качестве говорят, стесняясь. В репертуаре текущего сезона по ранжиру детских числится премьерная работа режиссера Ю.Мельницкого «Беги, кролик, беги!» по «Сказкам дядюшки Римуса» Д.Харриса. От сказок этих мало что осталось, но сделана инсценировка лихо, остроумно. На уровне сюжета все происходящее на сцене, вероятно, вполне доступно маленьким зрителям, но оценить спектакль по достоинству смогут скорее всего люди от 17 лет и выше. Это по существу изящное блюдо для театральных гурманов с особым комедийным шармом, с весело-ироничной музыкой А.Екимова и актерами – один лучше другого.

Вообще сказки во всех театрах области, которые я посмотрела подряд, нацелившись возвратиться в детство, почти все были нескучными, сочиненными с очевидным намерением вовлечь детей в заманчивый мир, где стойкие, благородные и добросердечные персонажи всегда будут в выигрыше.

Дворцовые башни, стрельчатые витражи, узорная решетка, вправленная в каменную кладку камина, – близ них развернется история стойкого оловянного солдатика (ее срежиссировал для новочеркасского театра ставрополец В.Бирюков). Здесь каждое существо: человек, животное или птица – скроено на свой манер, имеет тщательно продуманный экзотичный наряд, оправданный пластикой, мимикой и интонацией. Солдатик спасает из огня балерину (настоящую, на пуантах!); оказывается, любые козни может преодолеть и один герой, если у него большое сердце, любящее и бесстрашное.

Сказка М.Войтышко «Про королевну Булочку» (Шахтинский драматический театр, режиссер А.Сергеев) хороша тем, что не заиграна и смотрится с увлечением. Актерам удается быть по-детски простодушными и, познакомив малышей с такими редкими персонами, как богатырь, ковбой и самурай, привести их к мудрой и абсолютно доступной мысли о том, что избавления от несчастья надо ждать не издалека. Спасение рядом, и любовь рядом.

Артист Таганрогского драматического театра О.Радченко дебютировал как режиссер сказкой «Две бабы Яги» (авторы пьесы – Р.Сеф и Т.Карелина). Неутомимые скоморохи ведут историю, таящую чудесные превращения. Одни и те же актеры играют их и персонажей собственно сказки. Кибитка веселых бродячих артистов, крутнувшись вокруг своей оси, оборачивается избушкой на курьих ножках – оформление «подыгрывает» сюжету, который катит стремительно, как если бы эта кибитка скатывалась с горы.

Была прежде такая практика: постаревших артистов занимали по большей части в сказках. Грустно, конечно, что нынче и стариков в театрах почти не осталось, но здесь молодые выигрывают, потому что наивные, бесхитростные герои волшебных представлений, ловкие, гуттаперчевые, имеют вполне определенный возраст. Они делают зрелище динамичным, и жизнерадостность их натуральна, а малый сценический опыт не мешает истории быть внятной и занимательной.

Большинство исполнителей в «Золотом ключике» А.Толстого (Ростовский театр драмы им. М.Горького, режиссер Н.Сорокин) – тоже начинающие артисты. Спектакль именуется премьерой, хотя шел он под названием «Невероятные приключения Буратино» почти 10 лет назад в той же инсценировке и режиссуре, с той же музыкой. Театр тогда полагал его мюзиклом, который участвовал в Минифесте-2000, мягко говоря, с малым успехом. Теперь, именуемый музыкальной сказкой, спектакль восстановлен с другими артистами, которые стараются привнести в него молодую энергию и живое чувство заинтересованности в судьбе своих героев. И все же он остался неопровержимо, беззастенчиво бутафорским: по сценографии, облику персонажей, по возникающим вдруг взвинченности и заполошности, которые «подстегивают» действие, хотя в этом вовсе нет нужды.

Все равно дневной репертуар вывозят неувядающие сказки. Но как бы хороши и любимы они ни были, ими не может быть исчерпан весь детский репертуар. Сегодня в нем почти ничего нет о том, что составляет жизнь подростка: школа, отношения со сверстниками, с родителями, дворовые друзья, познание мира, открытие запретных сторон жизни… Да мало ли чего еще!

Ушла, условно говоря, «школьная драматургия», канули в Лету романтические герои, приключения отступили перед жестким повествованием об изнанке жизни. Я уж не говорю о спектаклях, которые попадали в болевые точки времени – таких сейчас нет. А ведь далеко за примером идти не надо – «Собаки» по повести К.Сергиенко, Л. и А.Чутко, поставленные в Ростовском ТЮЗе В.Чигишевым в самом начале движения неформалов. Спектакль продержался в репертуаре больше 20 лет, объездил немало стран, не рассыпался, не порос мхом, потому что несколько поколений зрителей обеспечивали ему место в афише.

Все чаще я слышу в театральной среде разговоры о том, что нет специального детского репертуара (а слово «тюзятина» стало просто клеймом), что, строго говоря, вся классика может быть адресована юношеству. Кто ж спорит (это я о классике)?

В 70-х в Ростовском ТЮЗе (который ныне Молодежный) по преимуществу старшеклассники и студенты заполняли зал на спектаклях Ю.Еремина «Бравый солдат Швейк» Я.Гашека, «Дон Кихот» М. де Сервантеса, «Три сестры» А.Чехова, «Ромео и Джульетта» В.Шекспира, но начал он у нас со спектакля «Как дела, молодой человек?» Ш.Тота, следующим был «Орфей» Л. Жуховицкого, а перейдя в театр драмы, Ю.Еремин поставил «Жестокие игры» А.Арбузова.

Молодежь следующего десятилетия стремилась на спектакли «Нина» («Будто мы незнакомы друг с другом») А.Кутерницкого, «Прикосновение» Р.Ибрагимбекова, «Разговоры в учительской, слышанные Толей Апраксиным лично» Р.Каца, «Дорогая Елена Сергеевна» Л.Разумовской – это были работы режиссера В.Гвоздкова. Среди первых спектаклей В.Чигишева – «У моря» («Кабанчик») В.Розова. Режиссеры отчетливо понимали, для кого ставят, на какой эффект рассчитывают.

ТЮЗ вообще работал на аншлагах. При нем бурно и радостно жил студенческий клуб, друзья театра, которые, как неформальная педчасть, создавали в своей среде мнение о каждом спектакле, поддерживали реноме театра. Было бы преувеличением сказать, что сегодня студенты валом валят в театр, именующийся Молодежным.

Два года назад преподавательница университета, читавшая курс истории театра первокурсникам журфака, дала им задание написать о том, какое место в их жизни занимает театр, что они хотят видеть на сцене. И вот, пожалуйста (стиль заметок сохранен):

– Мы все разные – по воспитанию, вкусам, кругу общения, и привлекают нас вещи порой прямо противоположные. Мало кто знаком с классической литературой лично, а не по краткому изложению, экранизации или товарищескому пересказу. И даже тот, кто снизошел до чтения, не всегда понял, что прочел.

Привыкшие к Интернету, мы легче воспринимаем глазами, поэтому любим фильмы. И не обязательно киношедевры, лучше попроще и попонятнее, только чтобы интрига была, струна – тогда это идет на ура.

Такой простоты театру и не хватает. Вот задумал человек приобщиться к прекрасному, купил билет, сходил на спектакль и… ничего не понял. Почувствовал себя круглым идиотом и плюнул на это дело. Ну, нельзя или, по крайней мере, не нужно сегодня ставить заумные, грузящие пьесы. Они доступны знатокам, ценителям, критикам, но только на их средства театр не выживет. Пусть он элитарное искусство, но уж больно сузился круг элиты, если даже преподаватели университета, люди исключительно культурные, не ходят на спектакли.

Молодежь мечтает о простом. Увидеть классику в ее классическом варианте – это уже в новинку. Классические постановки нужны хотя бы затем, чтобы было с чем сравнить новаторские. Развлекательные постановки тоже нужны. Они дарят минуты беззаботного смеха и счастья. Людям, и особенно молодым, нужна положительная энергия, а не мозговой штурм. Мы с ним сталкиваемся ежедневно и практически везде. А простой человеческой радости не хватает.

Лишь зритель, познавший театр как место развлечения, постепенно входя в его жизнь, захочет пойти и на другие спектакли. Захочет пойти в театр, чтобы думать, проникнется хоть в малой доле мыслью режиссера.

К этому готовиться нужно. Хорошо, если тебя с детства родители в театр водили, и ты, повзрослев, его язык понимаешь. Но есть среди моих знакомых и такие, которые в 17-18 лет понятия не имеют о театре.

– Мне интересны пьесы о молодежи, но и о старшем поколении – тоже. Всем угодить трудно, но можно, если говорить со сцены на вечные темы. Про искреннюю любовь, верность, понимание. Пусть добро побеждает силу, но чтобы ситуация была взята из жизни, и мы могли бы ее примерить на себя.

Сейчас много вокруг нас алчности, продажности, корысти, и об этом надо говорить со сцены, высмеивать зло. А главное: о чем бы ни ставили спектакль – он должен быть со смыслом, поучительным и способствовать возвышению личности.

– Нашему обществу не хватает цельных и сильных натур. Хотелось бы увидеть на сцене новых героев, которые преодолевают трудности современной жизни (в первую очередь, нравственные). Показали бы, как человек борется с давлением среды и остается самим собой, не изменяет себе, не превращается в биомассу.

Многие молодые люди запутались в своих целях и чувствах. В нашем поколении немало расколотых личностей, противоречивых, сложных и непоследовательных, и вызывают они непонимание в обществе. Театр мог бы ответить на многие вопросы.

Ненависти сейчас хватает через край, но я не против тяжелых сцен в спектакле. Они показывают и объясняют проблему, потому что сильно бьют по мозгам. Если негатив оправдан целью в конкретном спектакле, мы поймем. Тем больше будет жажда гуманизма. Зрителям нужны все эмоции.

– Человек хочет во всем видеть себя. Значит, надо дать ему это. Отцы и дети, предательство друга, несчастливая любовь, судьба и рок – это темы, знакомые почти каждому из нас, они нас объединяют. Расскажите нам о простых людях из среднего класса, с их бытовыми неурядицами – и это будет наша жизнь.

Очень важно, чтобы в оконцовке герой решал свои проблемы. Не с помощью высших сил, чуда или просто по везению, а сам, усилием воли, напряжением ума. На простых примерах надо говорить о совести, о правде и неправде.

От классики тоже не стоит отказываться. Только дайте ее в первозданном виде, без новомодной музыки и современного сленга.

Надеюсь, мои мысли повлияют на ситуацию.

– Нужно вернуться к классическому театру и уделять больше внимания содержанию, а не форме. Сегодня режиссеры стараются перещеголять друг друга в оригинальности метафор, которые часто так и остаются неясными зрителю.

Мы хотим в театре большей искренности, живых человеческих чувств, простых историй о людских судьбах.

А нас уверяют апологеты художественного экстрима, что нынешняя сценическая и экранная разнузданность (по принципу «нет запретов») якобы ориентирована на вкусы молодежи. Оказывается, ничего подобного. Допустим, провинция консервативнее столиц, но и чище: здесь не звучат со сцены крепкие выражения, нет и анатомических уроков. Они все равно доступны для желающих, живут ли они в Москве или в дальнем хуторе, но к студенческому возрасту, вероятно, любопытство на этот счет уже утолено, и хочется, как видите, других зрелищ. Простоты, классики без головокружительных интерпретаций. И где это все: сегодняшние герои, обычные судьбы, наше время?

Новая драма представляется мне пребывающей в роли неуловимого ковбоя из анекдота: неуловим, потому что никто не ловит. За ненадобностью. Как минимум, с десяток имен молодых драматургов на слуху, но какой-то мистический ров с водой преграждает им путь к театру. А какой смельчак все же переберется вплавь, тут и крепостная стена до неба. Знаю ростовского драматурга, пьеса которого была принята в столичный театр, уже и исполнители названы были, потом время шло и шло, а дело стояло. Идея, видимо, в песок ушла.

Новое – это морока. Неизвестно еще, что получится из пьесы неведомого автора. А беря в тысячу первый раз Шекспира или Чехова, даже перекроив их до неузнаваемости, все равно отталкиваешься от традиций постановки – то есть стоишь на твердой почве.

Режиссеры в последнее время особенно полюбили писать инсценировки по классической прозе. На здоровье, конечно. Превратить прозу в пьесу – дело непростое, но если вы это умеете, ну чего бы не взяться инсценировать, например, повесть А.Иванова «Географ глобус пропил» или его же «Общагу-на крови»? Это про сегодня. Про нас, которые «граждане руин под названием СНГ», живущий под боком, в Ростове, букеровский лауреат Д.Гуцко написал не один роман: «Покемонов день», «Без пути-следа», «Русскоговорящий»… и никому в голову не приходит перенести их на сцену.

Не думаю, что до дна исчерпана драматургия недавно отшумевшего века. Многие пьесы стареют – это правда. Но вот поставили в шахтинском театре «Дорогую Елену Сергеевну» (она шла в Ростовском ТЮЗе в 1983-м), и, по словам артистов, сначала целевой школьный набег был неуправляем – то тут, то там хихикали и отпускали реплики, а потом, когда поняли, что на их глазах подлость творится, как писали раньше, – обратились в слух, и до конца спектакля в зале стояла напряженная тишина.

И «Мой бедный Марат» А.Арбузова в Таганроге пользуется у молодой аудитории популярностью. Все-таки любая, даже не очень подготовленная публика имеет чутье на правду и придумку. Недаром упал интерес к отечественным телесериалам. Из того, что они штампуют, выходит, будто, кроме олигархов и бандитов, другого населения у нас в стране нет. Если бы попал подобный боевичок в наши городские театры, то с их финансовыми возможностями банкира и одеть не во что было бы. Это на Западе миллиардеры в скромной экипировке передвигаются – не отличишь от безработного. У нас так не оденешь – будет неправда жизни.

Строго говоря, неправда там, где неталантливо. Талантливой фантазии дети всегда верят. Да и взрослые тоже. Давний спектакль нашего ТЮЗа «Сыщик или Никто» А.Линдгрен придуман был режиссером Ю.Соловьевым и художником А.Шикулей таким интригующим, с таким неожиданным поворотом от загадочного приключения к серьезному размышлению, что зрители каждую минуту ощущали себя там, внутри невероятного события.

Упорство, с которым режиссеры подсели почти исключительно на классику, понятно. Качество гарантировано, и умершие безответны. Но если зрители, и далеко не вчера, отхлынули от театра, надо укреплять не административную и коммерческую часть, а строить репертуар по-другому.

В отличие от автора вышеприведенного мнения, не надеюсь, «что мои мысли повлияют на ситуацию», но в конце концов капля камень точит.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.