Нижний Новгород

Выпуск 3-123/2009, В России

Нижний Новгород

 

В октябре в Нижнем Новгороде состоялась премьера… в музее. «Я могу быть полезен Отчизне!..» — эти строки дали название спектаклю, созданному по письмам, дневникам, поэзии и статьям Н.А.Добролюбова и осуществленному Литературно-мемориальным музеем Н.А.Добролюбова и Детским театром «Вера» в рамках программы «Будущее Нижнего Новгорода» администрации города при поддержке Фонда Митрополита Николая Кутепова. В гостиной семьи Добролюбовых помещается не более 25 стульев, для сценического пространства остаются диван, книжный шкаф, дверь и крошечный пятачок перед ними. Этого достаточно и зрителям, и артистам. Вечерний свет, падающий из окон, смешивается с желтым светом свечей люстры и дает удивительный, истинно театральный, эффект: фигуры артистов кажутся бесплотными, созданными из сумерек и бликов. Молодой Добролюбов рассказывает о родном доме, читает свои юношеские стихи, иронично комментируя «Элегию на смерть комара», звучат шаги матушки, и радость встречи с родителями трогает всех присутствующих…Но потом шум трамваев за окном, давно остановившиеся часы, незажженная лампада перед образом, странный взгляд отца ясно дают понять, что эта встреча могла состояться только в фантазии автора инсценировки и режиссера Ирины Лаптиевой. Николай Александрович уехал в Петербург в двадцатилетнем возрасте и через пять лет лихорадочного неутомимого труда умер от чахотки. Создателям спектакля удалось содрать заштампованное восприятие Добролюбова как скучного «революционера-демократа» и показать пылкого, юного и страстного поэта-мыслителя.

Это не первый спектакль, созданный театром в сотрудничестве с музеем. Первый опыт состоялся в 2003 году. Тогда по инициативе Государственного театрального музея им.А.А.Бахрушина и художественного руководителя Детского театра «Вера» Веры Горшковой родился спектакль «На мое счастье…» по письмам и дневникам Михаила Щепкина и его жены Елены, показанный на юбилейных мероприятиях в Доме-музее М.Щепкина в Москве. В 2004 году он был удостоен почетного диплома Российского фестиваля «Школа современного театра».

Несмотря на то, что спектакль, построенный на трех стульях, был способен разместиться в любом пространстве, дальнейшая судьба его была под вопросом. К счастью, «щепкинцев» приютил Литературно-мемориальный музей Н.Добролюбова. Администрация музея — Л.Ю.Моторина и Г.А.Дмитриевская — пошла на определенный риск, согласившись пустить в мемориальное пространство артистов и зрителей. Риск оправдался! Спектакль пользуется успехом: размышления великого русского актера о своей профессии, о жизни и любви удивительно созвучны не только театралам. Новый проект оживил в музее самого Н.А.Добролюбова. Увидев артиста Олега Юлова, сотрудники музея ахнули: «Как похож!» Эта работа для недавнего выпускника Нижегородского театрального училища была невероятно сложной: интеллектуальная и духовная мощь персонажа, отсутствие активного действия, монологи, камерное, можно сказать, комнатное пространство, требующее абсолютной искренности и высокой актерской техники. Молодость и увлеченность материалом сгладили шероховатости. На том же накале существуют в спектакле и родители Н.Добролюбова (Татьяна Каурова и Владимир Ганин): трогательные в своей любви к сыну, понятные в своем желании для него простой человеческой судьбы, трагические в своем предчувствии скорой его смерти.

Так в стенах музея живыми голосами звучит напоминание о быстротечности жизни, о необходимости успеть сказать о своей любви близким и сделать что-то важное для Отечества. В этом проекте особенно полно реализуется основная задача существования музея и театра: просвещение и воспитание, сохранение национальных и духовных корней, решение через них современных социо-культурных проблем. В то же время подобные проекты близки поискам театральной лаборатории – существование в сложном заданном пространстве, использование энергии мемориального места, прямое общение со зрителем. И такие спектакли востребованы публикой, согласной отправиться в «духовный поход» вслед за Щепкиным или Добролюбовым.

«Других времен не бывает!» — эти слова Н.Добролюбова с горечью произносим мы и сейчас. На примере этого проекта ясно видно, что за прошедшие полтора столетия в России ничего не изменилось и по-прежнему экономическая выгода и духовная польза не совпадают. Созданные на гранты, спектакли далее существуют благодаря энтузиазму их создателей: доход от 20-25 билетов не может окупить реальный труд сотрудников музея, актеров, режиссера и технического персонала. Именно такой труд в России издавна именовали «служением».

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.