Тюмень

Выпуск 3-123/2009, В России

Тюмень

 

Постановка по пьесе Макдонаха наконец-то появилась в Тюмени.

Знакомство с ирландским драматургом могло состояться три года назад, когда Макдонах только начал набирать популярность в России. Но репетиции «Калеки с Инишмаана» в театре «Ангажемент» не вылились в спектакль. И вот теперь в драмтеатре поставлена другая часть трилогии об Аранских островах, «Лейтенант с острова Инишмор» (в переводе Павла Руднева).

Если «Калека» носит оттенок сентиментальности, позволяет создать трогательную историю, вызвать слезы, несмотря на обилие черного юмора, то «Лейтенант» кажется сложным для восприятия, требует подготовленной публики.

Заглавный герой – сумасшедший, выгнанный за беспредельную жестокость из террористической организации. Даже для террористов он слишком бешеный. Падрайку всего лишь 21 год, но он уже нагнал ужас на соплеменников, он способен изувечить подростка только за то, что тот не вовремя усмехнулся. Страшно подумать, что же он сделает с парнем, задавившим его любимого кота. Лейтенант Падрайк помешан на своем коте.

Пытки, резня, стрельба, кровь рекой, сквернословие – вот что такое «Лейтенант с острова Инишмор». Впору вывешивать на дверях театра список предупреждений (одно из них, насчет нецензурной лексики, присутствует в афише): не рекомендовано смотреть детям, нервным больным, беременным, кормящим матерям, членам общества защиты животных и т.д.

Пьеса – нагромождение жестокостей. Но не нелепостей. Интрига выстроена виртуозно. Такая интрига не может не зацепить режиссера, однако многие ли решатся на эпатаж? Было интересно, как решит пьесу режиссер Михаил Заец, позиционирующий себя добрым и светлым художником.

Спектакль получился веселый и, действительно, с выходом в нечто светлое и доброе, с гуманистичным финалом. Михаил Заец сразу же открыл зрителю то, что читатель лишь постепенно обнаруживает в пьесе: это очень смешная история. Дико смешная. Невероятно, абсурдно смешная, до тошноты.

Персонажи, за исключением двоих, чудака Дейви и пьянчуги Донни, и еще, пожалуй, наркодилера Джеймса, зациклены на освобождении Ирландии. Впечатление такое, что и все остальные, неупомянутые персонажи, жители Ирландии, тоже думают только о свободе родной страны, дышат ненавистью к Англии.

За полупрозрачными занавесками время от времени появляются парни в камуфляже, они тренируются, готовятся к боям. Любой предмет, брошенный за занавески, отзывается взрывом, в ответ свистят пули, и люди на сцене привычно подпрыгивают, ловко перебирают ногами, танцуя джигу.

Обстановка тревожная, и в то же время все понарошку. Нельзя поверить, что чучело кота с раскроенным черепом – это настоящий дохлый кот, с которого начинается история; что Падрайк в самом деле пытал Джеймса и собирался убить своего отца; что Мейрид стреляла в брата, целясь ему в глаз; что расстрелянный Кристи несколько раз восставал из мертвых, чтобы досказать свой текст…

Все условно, как в тире. Каждый убитый становится мишенью, его фанерная фигурка спускается с колосников будто ангел. Художник Алексей Паненков выстроил на сцене многофункциональное помещение: тир с движущимися мишенями – это и склад, и дом, и улица; крюки напоминают о разделочной мясника, а верхняя площадка – о капитанском мостике. По краям авансцены – идолы в виде кошачьих фигур, они же игровые автоматы.

Костюмы наполовину цивильные, наполовину военные.

Террористы перепутали жизнь с игрой, забыли, что кровь не водица. Абсурд ситуации понимают только Дейви с Донни, и они постепенно сближаются, два нормальных человека в кругу сумасшедших. Максим Шабалин (Дейви) и Владимир Обрезков (Донни) создали обаятельных персонажей, пытающихся жить, а не бороться, получать простые удовольствия.

Также удачные работы у Константина Антипина (Джеймс) и Сергея Осинцева (Кристи). В эпизодах запоминаются Евгений Киселев и Руслан Измайлов. Очень интересный Падрайк у Александра Кудрина. Александр уже играл людей с психическими отклонениями, но не всегда достоверно, а в «Лейтенанте» актер, кажется, встретил свою роль. У Падрайка чистые помыслы, но он чудовище, он искренний, пламенный революционер, страшный в своей честности и бескомпромиссности.

Фото Александра Федотова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.