Юбилей Елены Наполовой (г.Кемерово)
Выпуск 3-123/2009, Юбилей
В театре издавна бытовало мнение, что дать определение профессии Театрального Художника невозможно. Равно как и определить весь спектр знаний и умений Того Самого Человека, который способен материализовать замысел и воплотить его на сцене, — иначе просто не произойдет театра. Но сами Художники на свете, слава Богу, существуют. И один из них, благодаря которому и театр у нас случается, и действие в нем происходит, — отмечает свой юбилей.
Юбилей человеческий у Елены Наполовой, главного художника Кемеровского областного театра кукол им. А.Гайдара состоится 26 ноября. А вот творческий мы все как-то «проморгали», ведь в этом году с того дня, как Елена Наполова впервые переступила порог театрального поделочного цеха, минул уже тридцать один год!
Когда Елена Григорьевна была девочкой Леночкой, то ни о каком театре даже и не думала. Однажды побывала там на новогоднем празднике. В костюме Золушки. Но не той, которая уже в хрустальных башмачках, а прежней еще — в чепце и платье с большими разноцветными заплатами. Вот эти заплаты и ввели в расстройство, заставили спрятаться за елку. И в театр больше не хотелось…
Правда, будучи в гостях у бабушки в Киргизии, сама сделала для себя куклу (покупных игрушек не было). И кукла эта стала потихоньку меняться, как бы расти. Сначала научилась — при помощи Леночки — сгибать негнущиеся до того ручки и ножки. А потом обнаружила, что у нее появились настоящие человеческие ладошки…
Еще позже (по совпадению — в гостях у другой бабушки) Лена вместе с сестрой смастерила маленькую сцену, маленькую мебель и таких же маленьких кукол. Хотели сыграть спектакль. Не сыграли почему-то. Но сделали…
И ни про какой театр Лена не думала. Совсем.
Потому, имея за плечами десятилетку, художественную школу и страстное желание немедленно овладеть (как минимум) техникой палеха, хохломы, городецкой росписи и дымковской игрушки, помчалась поступать в Иркутское художественное училище. Неудача вернула в родной Кемерово, где целый год пришлось заниматься тем, что ныне гордо именуется наружной рекламой. И только после этого возник театр. В котором, как это внезапно выяснилось, можно работать. Для начала, к примеру, бутафором.
А потом постоянная непрерывная учеба — у коллег по цеху, у опытных театральных художников, у самих спектаклей, которые удалось увидеть и «пощупать», путешествуя по многочисленным фестивалям. И, конечно же, у режиссеров, вместе с которыми Елена Григорьевна от начала и до конца создает новые спектакли. Раиса Мищенко, Надежда Леонтьева, Дмитрий Вихрецкий, Борис Саламчев, Юрий Фридман, Игорь Шишкин, Елена Качалина в разное время стали «своими» для художника-постановщика Елены Наполовой.
Именно Кемеровский театр кукол стал для нее тем уникальным домом, в котором ей так интересно работалось и жилось. И ни короткие перерывы на воспитание детей, ни параллельное увлечение фотографией и профессиональная работа в роли фотохудожника не сумели изменить убеждение в том, что театр — всегда главное.
Со скромностью той самой Золушки (которая еще в заплатах) Елена Григорьевна повторяет, что на самом деле в своей профессии ничего толком не знает. Да и не умеет. А берется за новое и новое исключительно из-за присущего ей во всем авантюризма…
Но слушать эти ее речи вряд ли стоит. Ведь Елена Наполова — Художник. И на дело ее рук следует смотреть. Смотреть на сцену и наблюдать за тем, как в умелых актерских руках оживают и преображаются созданные не менее искусными руками куклы. И как человеческое тепло и любовь превращают их в героев сказок и былей. Всех без разбора. И тех Золушек, которые в хрустальных башмачках, и тех, которые в столь же прекрасных разноцветных заплатах.
Спасибо вам, Елена Григорьевна, за это чудесное искусство! С юбилеем вас!
Отправить комментарий