Трагедия Вертера/Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко

Выпуск 3-123/2009, Премьеры Москвы

Трагедия Вертера/Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко

 

Поклонник оперного творчества Жюля Массне, Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, открыл новый сезон четвертой в своей истории оперной постановкой этого композитора – его лирическим «Вертером», навеянным впечатлениями от романтических «Страданий юного Вертера» В.Гете. К этой опере обращался еще К.С.Станиславский на заре существования театра, поставив ее в 1923 году в своей Оперной студии. Успешная, но недолгая ее сценическая жизнь прервалась нападками критики. С тех пор опера, популярная на мировых подмостках, не шла в театре. Но полвека спустя на его сцене появились другие сочинения композитора в этом жанре – «Манон» в постановке Л.Михайлова (1973) и «Таис» в постановке Б.Покровского (1998).

Нынешняя постановка «Вертера» – это творение Феликса Коробова (музыкальная постановка), Михаила Бычкова (режиссура), Эмиля Капелюша (сценография), Сары Райан Шмидт (свет).

Спектакль, вызвавший аншлаг и бурные приветствия публики, вышел очень удачным. И причина тому – простота и естественность, которой руководствовались постановщики. Не мудрствуя лукаво, они построили свой целостный замысел, выбрав отправной точкой прекрасную музыку Жюля Массне, полноправно царящую в этом спектакле. Блистательная трактовка Феликсом Коробовым романтической оперы и одухотворенный ансамбль солистов и оркестрантов, ожививший щемящую лирику авторской партитуры, вызвал закономерный отклик у слушателей, среди которых нашлось немало меломанов, смахивавших слезу в момент трагедийной развязки.

Типично романтическая история юного Вертера, не нашедшего в себе сил бороться со своей безответной любовью к замужней Шарлотте, верной долгу, а потому увидевшего один выход – покончить с собой, в музыке Массне рассказана языком прекрасных широкораспевных мелодий и красочных гармоний. Контрастирующая со здоровым народным юмором и незатейливыми бытовыми сценами, народными мотивами, детскими рождественскими песнями и хоральными звучаниями, служащими ей фоном, личная история Вертера воспринимается тем острее. И тем больше вызывает сострадания, чем ярче удается исполнителям передать тонкость и полноту этих контрастов. Чарующий «аромат» мелодий струнных вступления и первого акта, повествующих о зарождающейся юношеской любви, с развитием личной драмы и страданий героя сменяется более мрачными вздохами оркестра и завершается шквалом «кричащих» о душевной боли ниспадающих пассажей заключительного четвертого акта.

Ничто не мешает в этой постановке вникать в основной замысел композитора, чутко воспринятый исполнителями, передавшими тончайшие душевные движения музыкального повествования. Режиссура Михаила Бычкова органично дополняет его естественностью мизансцен, исторической пластикой персонажей. Визуальный ряд Эмиля Капелюша, решенный минималистическими средствами, ни на миг не отвлекает от музыки. Насыщенный символами, он лишь усиливает ее воздействие. Одиноко расположившиеся в центре пустой сцены деревянные подмостки со стилизованными фонарями, дубовыми скамьями, старинными часами, потертым клавесином – единственная декорация спектакля. Лишь надпись «Vezlar»на подмостках да исторические костюмы напоминают о месте и времени действия.

Главная же идея сценографии – это раскрытие динамики внутреннего мира главного героя при помощи внешних эффектов. Свет, продуманный Сарой Райан Шмидт, сгущается, и мрак охватывает сцену вместе с нарастанием душевной боли Вертера и приближением его к трагическому исходу. Деревянные подмостки, наклоняясь, от акта к акту движутся против часовой стрелки, пространство же вокруг них заполняется летящим грозовым ритмом хаотично сгущающихся металлических прутьев. Перед зрителем мелькает видеоблик, слышен закулисный шум уходящего поезда, уносящего непонятого на земле странника в мир иной… Ужас и боль одинокой души, не увидевшей выхода, находит отклик в душах сотен слушателей, впечатленных единством художественно-музыкального решения этой красивой французской оперы.

А искусство исполнителей главных ролей глубоко трогает своей проникновенностью: пластичные и выразительные интонации Елены Максимовой в роли Шарлотты, кристально-ясный и вдохновенный тембр тенора Антона Иванова, как нельзя лучше соответствующий роли Вертера, характерный игривый бас Дмитрия Степановича в роли отца Шарлотты, сочувствующее и красивое сопрано Евгении Афанасьевой в роли сестры Шарлотты Софии.

Новый спектакль можно считать безусловным приобретением театра: целостный по замыслу, качественный по исполнению, он являет собой образец достойного современного прочтения великой классики и способен оставить яркое впечатление у поклонников французской оперы.

Фото Олега Черноуса

Фото Вадима Лапина

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.