Исчезает барьер десятилетий.../Валерий Ивченко

Выпуск 3-123/2009, Лица

Исчезает барьер десятилетий.../Валерий Ивченко

 

Во время гастрольной поездки БДТ им. Г.А.Товстоногова в Москву почти единодушно «первым сюжетом» был признан Валерий Ивченко, явивший в трех спектаклях театра широчайшего диапазона мастерство, удивительную мощь личности и все чаще становящееся редкостью мужское обаяние. Особенно заметным было это на фоне молодой поросли БДТ, к сожалению, совершенно лишенной ярко выраженного мужского начала.

Его король Филипп из шиллеровского «Дон Карлоса», едва появившись на сцене, захватывал именно мощью своей личности, противостоящей и сыну Карлосу, и его другу маркизу Позе. Это был «до кончиков ногтей король» - ощущающий бремя ответственности за государство, за каждого человека в нем. Жестокий, сильный, мучимый сомнениями, но – король. Сильный человек, взваливший на себя непосильную ответственность и исполняющий свой долг мужественно, сурово и жестоко.

Совершенно иным представал Аким во «Власти тьмы» Л.Н.Толстого: чистый, просветленный, видящий насквозь и своего сына, и свою жену. Словно искупающий их грехи, ощущающий свою тяжкую ответственность перед Богом за неправедно живущих ближних своих. В нем не было ни старческой суетливости, ни религиозного экстаза – Аким Валерия Ивченко казался мощным и суровым мужчиной, преждевременно состарившимся от непосильной работы, от постоянного чувства вины за свою семью, от той ответственности, которая ничего не меняет в мире, а лишь заставляет страдать от чужой греховности. Он играет сложнейшую роль так просто и в то же время так ярко, что невозможно глаз отвести от этого старика – хочется бесконечно вслушиваться в его молчание, всматриваться в выражение глаз, по которым, кажется, можно прочитать, как в книге, все мысли, все муки и сомнения Акима.

В спектакле «Квартет», куда Валерий Ивченко вошел после смерти Кирилла Лаврова, он тоже играет ярко и сильно. Но этот спектакль московские зрители уже могли не раз увидеть, поэтому такого шока, как «Дон Карлос» и «Власть тьмы», он не вызвал. Да и сюжет, несмотря на его трогательность и грусть, не сравнишь ни с Шиллером, ни с Толстым – иное время, иные страсти, иные мысли…

А Валерий Ивченко – актер крупных страстей, больших мыслей. Недаром некоторые критики окрестили его после московских гастролей последним романтическим героем отечественной сцены. В этом есть свой резон, хотя не так уж много чисто романтических персонажей воплотил Валерий Ивченко на подмостках за свою сценическую биографию. Впрочем, смотря что понимать под определением романтизма…

По-своему романтическими героями были и его доктор Астров в «Дяде Ване» А.П.Чехова, сыгранный в давние времена в Театре им. Ивана Франка в Киеве, и Кандид Тарелкин в опере-фарсе Г.А.Товстоногова «Смерть Тарелкина» по А.В.Сухово-Кобылину, и Егор Дмитрич Глумов в «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского, и пьяница Буслай в дударевском «Пороге», и Сатин в горьковском «На дне», и старик Мехоун в «Удалом молодце – гордости Запада», и Федор Лаврецкий в «Дворянском гнезде» по И.С.Тургеневу, и отец Луизы, старый музыкант Миллер в «Коварстве и любви» Шиллера, и пушкинский царь Борис Годунов, и садовник в «Аркадии» Тома Стоппарда, и священник в «Салемских колдуньях»…

В каждом из названных и неназванных героев Валерий Ивченко всегда умел находить то, чего до него никто не обнаруживал, - черты поразительной глубины и человеческой подлинности. Большинство его ролей – отечественная и мировая классика, а это для Валерия Ивченко поистине бездонный колодец, из которого можно черпать бесконечно. Двенадцать лет назад я писала об артисте большую статью, опубликованную в журнале «Театр», за пять-шесть лет до того мы беседовали с ним для журнала «Литературное обозрение» и о классике говорили много. Точка зрения Ивченко за эти десятилетия ничуть не изменилась – может быть, лишь углубилась, отточилась до ювелирной огранки. И это очень ощутимо в его ролях последнего времени, в которых открывается удивительное совпадение скрытой, далеко не всегда явной сущности персонажа, личности актера и ритма сегодняшнего времени. «Исчезает барьер десятилетий, ты оказываешься как бы причастным ко всему и ощущаешь литературу, искусство прошлого уже как нечто неотделимое от собственной жизни, - говорил Валерий Ивченко в одной из давних наших бесед. – Классика становится классикой еще и потому, что в ней живет заряд огромной любви к каждому. Через отрицание, порой через насмешку, но – любви. И когда ощущаешь частицу этой любви на себе, попадаешь как бы в магическое поле. Попадаешь уже навсегда».

В каждой новой его роли я слышу, ощущаю подтверждение этих слов.

20 ноября Валерию Михайловичу Ивченко, народному артисту Украины, народному артисту России, лауреату Государственной премии РФ, исполняется 70 лет. Поверить в это просто невозможно, потому что от него волной исходит ощущение огромного творческого потенциала. Как хочется, чтобы он сыграл еще много, очень много, каждый раз открывая нам новое в хорошо знакомом и неизвестное в незнакомом!..

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.