Свет и воздух/Алёна Сигорская

Выпуск 3-123/2009, Лица

Свет и воздух/Алёна Сигорская

 

В этом году отмечает свой молодой юбилей актриса Новокузнецкого театра драмы Алена СИГОРСКАЯ. Безусловно, время для обобщений еще не настало, однако облик актрисы уже сложился, личность сформировалась во всей ее привлекательной непохожести, в романтическом ореоле нездешней чистоты и поэтичности.

Завершается седьмой сезон ее служения новокузнецкой сцене. Зрители хорошо знают героинь актрисы: трогательно простодушную Глашу в «Грозе», справедливую Кристину в «Ужине дураков», лукавого Мистика в «Балаганчике», безоглядно любящую Женщину в «Сне об осени» и других. Беседа с ней сегодня – это не подведение итогов, не информация о будущем, это лишь попытка приоткрыть внутренний мир актрисы, приостановить ускользающее время ее юности.

– Алена, скажи, когда в тебе поселился этот вирус неистребимой тяги к театру?

– Мне было лет 12, когда я в школе пережила настоящий внутренний катаклизм. Случилось так, что я на три месяца покинула свой класс, а когда вернулась, почувствовала себя чужой среди своих одноклассников. Это стало для меня огромным несчастьем, из которого я не могла выбраться. Мне помогла учительница литературы: она позвала меня в свой драмкружок. Сначала я пошла туда от одиночества, а потом так увлеклась, эти занятия меня так захватили, что целиком заполнили моё время, и я заново обрела смысл жизни, как ни громко это сказано. Я погружалась в мир театра всё глубже. Восхищалась артистами, приехавшими на гастроли, - Виталием Соломиным, Юрием Яковлевым, молодым тогда Соколовым… И вот, сначала неосознанно, не признаваясь никому, я почувствовала, что, если театральные увлечения так вытаскивают меня из всех моих проблем, дают мне дыхание, жизнь, то стоит посвятить им себя всерьёз, стать актрисой. Но в семье меня не поддержали. Дедушка, мой главный авторитет в семье, (я, к сожалению, росла без отца) считал, что я должна стать врачом и для этой профессии у меня есть все задатки. Когда я училась в 11 классе, дедушка умер. Я нарушила его волю и решила поступать в театральное училище. Но у меня было столько комплексов!..

- А сейчас?

- А сейчас поменьше…

- Если уж такая признанная красавица, актриса мирового уровня Моника Витти говорила, что избавилась от своих комплексов только к 50 годам, то у тебя ещё всё впереди!

- Стремление поступить было таким сильным, что казалось: если не поступлю, то умру. Меня поддерживала моя старшая сестра. Она филолог, нашла мне замечательное стихотворение Марии Петровых «Назначь мне свиданье на этом свете», которое я прочла на вступительных экзаменах. Прекрасно помню эти стихи и сегодня: «…Числа я не помню, но с этого дня ты светом и воздухом стал для меня»… Помню, как внимательно меня слушала Наталья Анатольевна Никулькова, наш мастер и педагог курса. И ещё, помню, как на этюдах преподаватель кричал: «Покажи наглость, я хочу, чтоб ты была наглая!»

- Получилось?

- Не очень. Но в училище я поступила и была на седьмом небе от счастья! Вспоминаю период учёбы как самый счастливый в моей жизни, как будто я там и родилась, в этом училище. Это были в финансовом отношении трудные годы, а мне было всё равно, что есть, что пить… Мне всё заменяла кипучая атмосфера творчества, дружба сокурсников. Я обретала любовь к профессии, уверенность в себе. Курсе на втором я, например, почувствовала себя пластичной, почувствовала, что могу двигаться. Это было огромной заслугой наших замечательных педагогов, конечно.

- Тебе говорили когда-нибудь, что ты воплощаешь собой типаж тургеневской девушки?

- Да, конечно, я и сама всегда чувствовала, что поздно родилась, что моё время – не XX век, а XIX. А в училище я даже играла героиню И.С.Тургенева – Асю.

- А потом?

- А потом был сезон в Красноярском ТЮЗе, роли мышек, хрюшек, школьниц… Потом Новокузнецкий театр.

- Какие свои роли ты относишь к наиболее интересным?

- А я люблю все свои роли, как ни странно. Даже Марию в «Звёздах на утреннем небе», Полину в «Простом средстве». Когда влюбишься в партнёров по спектаклю, такое счастье играть с ними, следить за внутренним ростом, движением спектакля! Это же такое удовольствие – играть со Степаном Мамойкиным, Андреем Ковзелем, Людой Адаменко, Женей Любицким, Сергеем Стасюком, Илоной Литвиненко, да все мои партнёры вызывали во мне радость сотворчества. Но многие свои работы я не считаю завершёнными. Я всё время возвращаюсь к своим ролям, что-то додумываю, анализирую. Даже Антигону – потрясающий материал! – считаю недовоплощённой. Спектакля уже нет, а я всё возвращаюсь к своей роли. На одном вдохновении работать нельзя: оно может не прийти на каком-нибудь этапе. Если роль технически выстроена, ты выкрутишься, а если не выстроена, очень скоро она развалится. Да и свою роль в «Сне об осени» я тоже не считаю сделанной окончательно.

- Это как раз очень хороший показатель. А какие режиссёры оказали на тебя самое большое профессиональное влияние?

- Прежде всего, это Наталья Анатольевна Никулькова, её влияние – и режиссёрское, и человеческое – неоценимо. Она учила нас обходиться без ревности и зависти к коллегам в театре, она всегда повторяла: «Места под солнцем хватит всем». Многому научил меня Олег Рэмович Пермяков. Он удивительно умел работать с артистами, мне до сих пор не хватает этих его бездонных глаз… А из недавнего времени, конечно, Алексей Валентинович Слюсарчук. Три года до его приезда меня не занимали в репертуаре, а ведь если цветочек не поливать, он завянет. С Алексеем Валентиновичем был какой-то волшебный процесс репетиций. И я совсем не играю в «Сне об осени», я, наверное, рассказываю какую-то свою историю.

- Творческие импульсы не смешиваются с реальной жизнью?

- Надо уметь разделять: жизнь – это одно, сцена – другое. Поначалу мне было очень трудно, теперь я этому учусь.

- А есть в твоём «репертуарном портфеле» актрисы какая-нибудь заветная роль, которую ты давно мечтаешь сыграть?

- Есть! Это роль Виктории в пьесе А.Червинского «Счастье моё, или Бумажный патефон». Жизнь поставила героиню в экстремальные условия, но она не сломалась, сохранила в себе оптимизм, целеустремлённость, даже придумала какой-то свой план счастья! Такое отношение к жизни очень хотелось бы воспринять.

- Кстати, Алёна, а вот то твоё открытие школьных лет, когда ты почувствовала некую «заместительную терапию» театра, поняла, что театр тебе помогает справиться со стрессом, оно у тебя осталось? Можешь ли ты сегодня сказать, перефразируя Марию Петровых, что театр стал для тебя светом и воздухом?

- В целом, конечно, могу. Не всегда это получается, но я стараюсь, чтоб было именно так. Как сказали мои питерские коллеги, счастье, если тебе не стыдно выходить на сцену!

Фото Егора Чувальского

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.