М.Левитин "Таиров"

Выпуск 3-123/2009, Книжная полка

М.Левитин "Таиров"

 

Книга М.Левитина, вышедшая в серии «ЖЗЛ», была воспринята с большим интересом. Во-первых, потому что о Таирове написано не так уж и много, а значит, это издание призвано во многом открыть новое в жизни и творчестве режиссера. Во-вторых, автор, известный режиссер и писатель, осмысливает судьбу Таирова глубоко личностно, поэтому перед нами документальный роман — полноценное и чрезвычайно интересное художественное произведение.

М.Левитин предлагает нам собственную версию жизни Таирова, написав портрет режиссера не только на фоне театра, искусства, революций и войн, но и на фоне любви к Алисе Коонен, трогательного отношения к своей первой жене Ольге Яковлевне и дочери Мурочке, а также предательства и в некоторой степени даже палачества со стороны его «товарищей по цеху». Одним словом, перед нами жизнь со всеми ее плюсами и минусами. И последних, к сожалению, было достаточно, чтобы сегодня мы говорили о том, что в свое время Александр Яковлевич был недооценен, недопонят и т.д.

Это далеко не первая книга Левитина, но, по его собственному признанию, — самая любимая. Почему? Может, потому что автор пишет о том, что знает и прекрасно чувствует? В итоге книга наполнена не столько фактами, сколько ощущениями. Практически живя в театре, дыша им и принадлежа ему целиком и полностью, ну как не понять того, для кого жизнь и театр были понятиями взаимозаменяемыми?

Книга «Таиров» — взгляд на Камерный театр изнутри театральной профессии. Здесь много диалогов и «мыслей про себя», которых на самом деле могло и не быть. Вряд ли кто-то мог рассказать Левитину, что думали (или не думали) в той или иной ситуации герои. Да и вряд ли такие подробности можно найти в дневниках и мемуарах свидетелей тех событий. Когда открываешь первую страницу, об этом не думаешь, а просто читаешь увлекательный роман с четко выстроенной сюжетной линией, завязкой, кульминацией, развязкой. И только закрыв последнюю, ловишь себя на мысли, что полностью веришь в то, что все прочитанное – правда.

Левитин практически не описывает спектакли, более подробно останавливаясь лишь на самых значимых (независимо от того, удачей они были или ошибкой), но называет основное режиссерское качество Таирова — последовательность.

«Он был всегда для меня новым и на меня не похожим, — признается Левитин. – Я понимал каждый момент жизни театра. Это не отличается. Я проходил им его репертуар». А сам Александр Яковлевич «каждый вечер после совершившегося официального уничтожения театра, у себя дома, в маленьком пространстве театрального макета по заранее составленному репертуару... разыгрывал фигурками как бы идущий сегодня спектакль в Камерном театре от первой сцены до финала и закрывал занавес».

Прочитав эту книгу, мы увидим немного по-иному не только театр Александра Таирова, но и театр Михаила Левитина...

Фото Виктора Сенцова

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.