В двойном измерении/Московский театр "Киноспектакль"

Выпуск 3-123/2009, Портрет театра

В двойном измерении/Московский театр "Киноспектакль"

 

Танцы в облаках, полет над полями и лесами, путешествие по дворцам, купание в водопаде, диалог реальных и виртуальных героев, мгновенные перевоплощения – на театральной сцене! Все это новая театральная реальность, воплотившаяся в новом жанре, название которого взял себе молодой, но уже обретший статус государственного Московский театр «Киноспектакль». Придумал эту реальность, где сценическое пространство и киноизображение соединяются в новой зрелищной форме, инициатор и худрук театра Олег Лещинер. Воспитанник ГИТИСа и ученик А.А.Гончарова, получивший режиссерское и операторское образование, Олег Лещинер, будучи автором документальных и художественных фильмов и четырнадцати спектаклей в Московском областном театре Ногинска, соединил свой многолетний опыт работы в театре и кино в жанре киноспектакля.

Современного зрителя трудно удивить внедрением приемов видео-арта на театральную сцену. Создавать видеоэффекты, а то и транслировать параллельно со спектаклем кино стало модным. Но в «Киноспектакле» не просто применяются модные технические приемы, на сцене этого театра законы жанра и кино плотно взаимодействуют, рождая новый художественный синтез – в нем действие протекает в двойном измерении. В то время как на сцене происходят вполне реальные театральные события, кино, использующее современные видеотехнологии и транслирующееся на трех специальных экранах, полукругом обнимающих театральные подмостки, с одной стороны, полностью заменяет декорации, открывая безграничные возможности для путешествия героев по любым реальным и нереальным мирам, с другой, напрямую вторгается в театральное действие. Сами же герои перевоплощаются прямо на глазах у зрителя из реальных персонажей в виртуальные, с феерической легкостью перемещаются со сцены в кинокадр и обратно, непрерывно общаясь друг с другом.

Пока новое помещение театра «Киноспектакль» на Патриарших, выделенное ему Правительством Москвы и мэром Юрием Лужковым, реконструируется, увидеть все это можно в кинотеатре «Патриот» на улице Саляма Адиля – в месте временного пребывания театра. Сегодня вниманию зрителей представлена единственная действующая постановка из репертуара «Киноспектакля» – детский спектакль «Жутко свирепый дракон» по мотивам пьесы Ивы Пержиновой «Сказка о незадачливом драконе». Эта постановка пережила уже несколько сценических редакций, приобретая в течение нескольких лет под бдительным режиссерским оком Олега Лещинера тот облик, что предстал зрителям в нынешнем сезоне. Добро и зло в этой сказке сталкиваются в лице старого коварного Чародея-волшебника (Юрий Обортотов) и его ученика Кабаника (Ирина Патракова), пытающегося играть в придуманной учителем сказке-ужастике роль свирепого дракона – похитителя принцесс, но на поверку оказавшегося неисправимым мечтателем и поэтом, обожающим морковный суп и добрые сказки. Предметом похищения становится юная Принцесса Маринка (Альбина Елгина) – дочь Царя (Сергей Еремеев) и Царицы (Любовь Томилова), – трогательно влюбленная в спасающего ее от чародейских козней дворцового поваренка Эрика (Евгений Терентьев) и с первого взгляда проникшаяся к похитителю Кабанику глубокой симпатией. Несмотря на злоключения, через которые приходится пройти Кабанику вместе с героями сказки, добро, как водится, побеждает, а дети, вопреки надеждам старого Чародея, не боятся, а от души смеются, как этого и хотелось Кабанику. Смех, изумление и полная вовлеченность в яркий, фантастический мир – вот что читается в глазах юных зрителей. Взрослые с не меньшим любопытством следят за приключениями в двухмерном киносценическом пространстве. И это неудивительно, потому что зрелище, в котором герои постоянно перемещаются с киноэкрана на сцену, виртуальные и реальные персонажи спорят, ссорятся, мирятся и даже танцуют, а зритель вместе с ними путешествует по пещере Чародея, по Царским палатам и садам, действительно способно удивить и захватить.

«Жутко свирепый дракон» – не первый и не последний спектакль театра в новой зрелищной форме. Несколько лет назад Олег Лещинер ставил таким же образом сказку «Алиса в Зазеркалье» Л.Кэрролла и композицию «Туда и обратно» по произведению Р.Толкиена, которые сегодня, к сожалению, ушли из сценической жизни. Дело в том, что жанр киноспектакля специфичен и сопряжен с рядом технических сложностей и трудоемким процессом постановки. Работа начинается со съемок, монтажа и озвучивания кинофрагментов для конкретного спектакля, после обработки которых уже во время сценических репетиций следует самый сложный этап – соединение кинокадров и театрального действия. Материал снимается под конкретных артистов и может быть показан только в связи с этими актерами, которые появляются и в кадре, и на сценической площадке. Каждый спектакль рассчитан на одинарный состав исполнителей, и в случае, когда состав по какой-либо причине распадается, например, как это случилось, когда ушел из жизни любимец публики Виктор Авилов, игравший в спектакле «Туда и обратно» ведущую роль, спектакль надо снимать заново…

Но в ближайших планах театра две новые постановки. Над одной из них работают молодые режиссеры – воспитанники кинотеатральной школы Олега Лещинера Антон Кирюшин и Виктор Сапелкин. Это киносценическая композиция по мотивам пьесы А.Кузнецова «Московские каникулы» – молодежная комедия с рабочим названием «Знакомства.ru», которая поднимает вопросы, актуальные в наши дни. Будущий киноспектакль расскажет об истории, начинающейся как знакомство по Интернету и продолжающейся в виде цепочки подмен и несовпадений. Один из главных его сюжетных мотивов – это нереализованность молодых людей в реальной жизни. Кроме того, сам Олег Лещинер готовит новый киноспектакль, сценарий которого был навеян произведениями английского писателя Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье», французского драматурга Эжена Ионеско «Носорог» и бельгийского драматурга Мишеля де Гельдерода «Смерть доктора Фауста». Предполагается, что на этот раз зритель вместе с героями преодолеет пространство и время, совершая головокружительные перелеты из современной Москвы в мир фантасмагории и обратно, погрузится в реалии XVI века и взлетит на недосягаемую высоту, где властвует только правда искусства.

Ну а мы с нетерпением будем ждать новых театральных находок в удивительном жанре киноспектакля, имеющем поистине безграничные перспективы.

Фото Валерия Барсегова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.