Вечера на хуторе и в королевском дворце/Ростовский государственный музыкальный театр

Выпуск 3-123/2009, Портрет театра

Вечера на хуторе и в королевском дворце/Ростовский государственный музыкальный театр

 

К десятилетию ростовского музыкального театра

Если говорить о «маме» нынешнего юбиляра, о Ростовской оперетте, история ее путана, а дата рождения туманна – это не редкость для российских театров: непонятно, от какого момента вести отсчет, можно устраивать юбилей за юбилеем. Официальным рождением Ростовского театра оперетты значится 1931 год, когда частные антрепризы превратились в государственное учреждение. Но впервые театр оперетты возник в Ростове аж в 1869 году и был первым театром оперетты в России! Как писали восторженные журналисты: «Ростов – врата, через которые Оперетта начала покорение бескрайних просторов России». Известный антрепренер Григорий Вальяно, пленившись в Париже Оффенбахом, закупил партитуры и либретто, перевел их на русский и поставил в Ростове за один сезон 35 (!) оперетт. Если принять за дату рождения ростовской (и российской!) оперетты 1869-й, то нынешней осенью ей исполнилось 140 лет! Впрочем, не будем заглядывать так далеко назад: оперетта ведь женщина, ей пристало скрывать свой подлинный возраст. Тем более что она вновь молода!

Возраст Ростовского музыкального театра известен точно. Прошлый сезон был юбилейным – десятым. И весь сезон театр отмечал свой 10-летний юбилей ударным трудом: премьеры, праздничный фестиваль, торжественные мероприятия, грандиозные аншлаговые гала-концерты. Летом состоялись гастроли – и не только на Запад, к чему Ростовский музыкальный уже привык, но и – впервые – по Ростовской области.

Все годы своего существования театр обживал огромное белое здание, напоминающее рояль с открытой крышкой, – этому зданию, построенному специально для Музыкального театра и ставшему ему домом, тоже исполнилось 10 лет. (Не случайно в юбилейном сезоне театр получил в подарок белый шоколадный рояль в натуральную величину, его выставили в фойе и около него неизменно выстраивалась очередь желающих сфотографироваться.)

Ростовский музыкальный театр – любимый ребенок со всеми плюсами и минусами, рожденными этой любовью – любовью губернатора В.Ф.Чуба, ставшего лауреатом «Золотой Маски» во многом за создание и поддержку именно этого театра; любовью города – а стало быть зрителей.

Существует два мнения относительно любви к ребенку. Детей надо баловать, утверждает Атаманша в «Снежной королеве» Е.Шварца, тогда из них вырастают настоящие разбойники. Балуйте детей побольше, советует В.Набоков в «Других берегах», вы не знаете, что их ожидает! Современные психологи и педагоги спорят относительно степени родительской любви, но не отрицают, что именно она поддерживает ребенка всю его дальнейшую жизнь.

Собственно, любовью, во всяком случае зрительской, не был театр обижен и в своей первой инкарнации – музыкальной комедии. Таким путем – от музкомедии к театру, сохраняющему в репертуаре оперетты, но ставящему и оперы, а кто-то и балеты, – идут многие российские театры. Но не так, как Ростовский, – волшебно стремительно набирая профессионализм, уверенно добиваясь успеха – чуть ли не сразу попав в номинанты «Золотой Маски», радостно неся себя миру.

Приобретя статус музыкального, театр обзавелся всем необходимым, чтобы опереточные вокалисты и балет превратились в полноценные оперную и балетную труппы, чтобы укрепился оркестр для исполнения больших произведений. (Как известно, оперетта – не только обозначение музыкального жанра, но, изначально, всего лишь «маленькая» опера.)

Когда входишь в фойе театра, украшенное чистой воды хрустальными люстрами (много воздуха, много света), когда входишь в зал, исполненный заразительного предвкушения, когда смотришь на сцену Ростовского музыкального, обязательно оформленную хорошими художниками, не оставляет ощущение этой бодрой и молодой радости, энергии, целеустремленности. И в то же время – комфорта.

Театр получил финансовую и всяческую иную поддержку и благодаря своей грамотной административной команде, умеющей не только обеспечить художественную политику и творческую активность коллектива, не только привлечь простого зрителя, но и зрителя влиятельного. Прежде всего это художественный руководитель Вячеслав Митрофанович Кущев, профессиональный музыкант с опытом государственного управленца, сейчас – депутат Госдумы РФ, и директор Ирина Борисовна Григорьева, человек не только многоопытный и искренне любящий театр, но и невероятно доброжелательный, деликатный, культурный. Музыкальный театр Ростова – театр культурный во всем. И в Ростове престижно быть любителем музыкального театра и Музыкального театра.

Конечно, поклона заслуживает и все художественное руководство, главные люди, должности которых начинаются со слова «главный»: дирижер Валерий Воронин, режиссер Константин Балакин, балетмейстер Алексей Фадеечев, художник Степан Зограбян, хормейстер Елена Клиничева.

В течение юбилейного сезона были осуществлены очень разные постановки. Среди них – оригинальная трактовка «Кармен» Ж.Бизе, современный балет «Гамлет» на музыку Шостаковича, вызвавшие интерес зрителей и споры критиков (оба спектакля были отрецензированы в «СБ, 10»). Среди них – новая постановка музыкальной комедии «Бабий бунт» Евгения Птичкина и роскошный имперский балет «Спящая красавица» П.И.Чайковского, спектакли, несомненно, обреченные стать зрительскими хитами.

Больше тридцати лет «Бабий бунт» был визитной карточкой Ростовской музкомедии – это была первая музыкально-сценическая версия сюжета Михаила Шолохова, по сути, первый российский мюзикл, начавший триумфальное шествие по театрам страны из Ростова. Тот легендарный спектакль, поставленный Кириллом Васильевым, обветшал. Новую современную версию создали режиссер Леонид Шатохин, художественный руководитель Казачьего драматического театра (Новочеркасск), и сценограф Степан Зограбян, придумавший яркую, пышную, жизнерадостную и в то же время ироничную среду спектакля. Пестрые ситцы порталов, раскидистая яблоня, вся в красных яблочках, на ветвях которой, как русалка, сидит тоскующая героиня, хата, а рядом с ней – маленькая копия, собачья будка, как и хата, крытая соломой… Время от времени на сцену выкатывается огромная телега – то с мочальным сеном, то с обильным урожаем арбузов и тыкв. А на заднике дышит живым светом тихий Дон.

Казачий вариант «Лисистраты» – истории о том, как бабы решили наказать своих мужиков, отлучив «от тела» (правда, протест их был вызван не войной, а пьянством и бытовым тиранством сильной половины), рассказывается театром бойко и весело. Хороша массовка с множеством индивидуальных лиц, создающая ощущение хуторской жизни. Интересны семейные и любовные пары – каждая со своей историей взаимоотношений. Уморительные опереточные «старики» – дед Захар и Семеновна (Владимир Бурлуцкий и Галина Янпольская), забавные, хоть и огрубевшие от забот председатель и его жена Марфа (Геннадий Верхогляд и Оксана Андреева). Наивные, простодушные Семка (Павел Белоусов) и Маринка (Ольга Макарова). Очень хороши главная смутьянка Настя, набравшаяся феминистских идей в городе, – молодая и серьезная Татьяна Климова, и влюбленный в нее бригадир и гармонист Николка – Дмитрий Аверин, обладающие прекрасными голосами. Конечно, я видела всего один состав, наверное, с другими исполнителями спектакль идет иначе. Но общее впечатление праздника, думаю, остается. Его создают мастерски и лукаво звучащий оркестр (дирижер Алексей Шакуро), великолепные костюмы (Наталья Земалиндинова одевает женщин поначалу в бытовые одежды, которые сменяются романтическими по мере того, как в душах казачек крепнет мечта о любви и счастье), множество хохм и шуток (как брошенные женами казаки рубят капусту для щей шашками!), комичное соединение высокого оперного стиля и лубка, фольклорной пластики и физкультурной (столь характерное для того времени), маршевых ритмов и лирических тем. Шатохина упрекали в чрезмерной шаржированности, но мне как раз показалось, что драматическому режиссеру не хватило смелости справиться с музыкальными приличиями. Думаю, если бы он довел условность в изображении этой истории, эту самую шаржированность, до предела, спектакль получился бы более цельным.

«Спящая красавица» – нет ничего более далекого от «Бабьего бунта». Однако артисты того же театра органичны как в казачьей музыкальной комедии, так и в королевском балете. Скажем точнее: в этом театре есть артисты, способные танцевать и там, и там (ведь массовка «Бабьего бунта» состояла не только из артистов хора, но и балета).

Такая постановка – экзамен на зрелость и мастерство всей балетной труппы и, конечно, оркестра, явившего здесь не только высокий профессиональный уровень, но и благородный стиль, романтический напор. В таком «тотальном» балете важны, конечно, солисты, но зрелище не состоится без высококлассного кордебалета и миманса, «Спящая красавица» – балет, создающийся всей труппой, от каждого требуется отточенность деталей и чувство целого. И труппа экзамен выдержала, хотя, если честно, для «Спящей красавицы» она все же маловата и несколько разностильна. Пышность, роскошь и геометрический расчет – так можно охарактеризовать зрелище, рожденное трудом и талантом команды: художественным руководителем постановки Вячеславом Кущевым, музыкальным – Алексеем Шакуро, дирижером Александром Гончаровым, балетмейстером Алексеем Фадеечевым, художником-постановщиком (золото на голубом) и художником по костюмам (историческая верность) Александром Васильевым (тем самым) и многими другими профессионалами, поднявшими такой непомерный и изящный груз. Конечно, кроме добрых фей, в этой истории важна злобная фея Карабос, которую блестяще станцевал и сыграл Юрий Клевцов (он же ассистент балетмейстера-постановщика) – какая стремительно эффектная и пронзительно злая получилась красавица-великанша. А по-настоящему пленили, очаровали, покорили Елизавета Мислер (Аврора) и Олег Сальцев (принц Дезире) – их дуэт я запомнила еще с «Ромео и Джульетты», балета, виденного мною в Ростове года три-четыре назад. Редко бывает, чтобы «голубых» влюбленных не затмили более характерные конкуренты. Здесь Принц и Принцесса стали воплощением прекрасной мечты о красоте.

А под занавес сезона Ростовский музыкальный показал блестяще исполненный концертный вариант оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Сдержанно, но артистично дирижировал Валерий Воронин. Эпически и мощно звучал оркестр. Статика и концертные костюмы не помешали хору и вокалистам проявить не только певческие, но и драматические таланты. Героико-романтический князь – Петр Макаров, трепещущая Ярославна – Елена Разгуляева, манкая Колчаковна – Надежда Кривуша… Отсутствие сценического действия полностью компенсировалось наличием действия и взаимодействий внутренних. К тому же во втором действии оркестр спустился со сцены в оркестровую яму, чтобы уступить место балету – половецкие пляски в постановке Юрия Клевцова были исполнены так, как они будут танцеваться в режиссерски законченном спектакле. Он обязательно станет событием уже пост-юбилейного, 11-го сезона..

Любимый в городе театр как избалованный ребенок: может позволить себе капризничать и обижаться на критику, а порой, наоборот, стремится вести себя слишком уж правильно, не считаясь с тем, соответствует ли это его возможностям и имиджу. Кстати, по поводу шоколадного рояля. В фильме «Чарли и шоколадная фабрика» индийский принц заказал себе шоколадный дворец. И чуть не погиб в сладких потоках, когда дворец начал таять от жары. Подаренный театру рояль юбиляры не успели съесть, хотя артисты ходили вокруг него с ножами и вилками. Слишком долго держали его как приманку для зрителей – в конце концов побоялись отравиться. Но… Приведенные мною в начале рассказа о Ростовском музыкальном театре слова из «Других берегов» начинаются так: «Был я трудный, своенравный, до прекрасной крайности избалованный ребенок…». Был трудный, своенравный, избалованный. А получился – Набоков.

Первые десять лет прожиты, для театра второй десяток – это уже зрелость. Пусть поможет ему подаренная в детстве любовь в новых свершениях.

Фото предоставлены Ростовским музыкальным театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.