Дневник критика/ XII Международный фестиваль театров кукол "Рязанские смотрины"

Выпуск 3-123/2009, Фестивали

Дневник критика/ XII Международный фестиваль театров кукол "Рязанские смотрины"

 

12 сентября

Знаменитому международному фестивалю театров кукол «Рязанские смотрины» – 20 лет. Можно полистать архивные буклеты и увидеть, сколько событий произошло за эти годы. В театре, в России, в мире. Менялись высокие чиновники, приветствующие гостей с первых страниц, каждый раз удивляла новая эмблема фестиваля. Нет уже одного из основателей – Аскара Тагера. Но фестиваль жив, благодаря Валерию Шадскому, режиссеру, президенту, чуткому хозяину. Жив, потому что в Рязанском театре кукол появился молодой директор новой формации Константин Кириллов.

Когда-нибудь отдельно стоит поговорить о театральных директорах и организаторах фестивалей. Не случайных людях, брошенных на культуру, которым все равно, чем руководить, а настоящих, болеющих за свое дело, любящих своих артистов, не сбивающихся с верного пути в запутанной ситуации современного законодательства, держащихся на плаву в море безустанно меняющихся параграфов.

Журналисты любят спрашивать про уровень очередного фестиваля: лучше или хуже, чем два года назад, обстоит дело с творчеством? «Рязанские смотрины» в двенадцатый раз снимают верную кардиограмму жизни театра кукол, естественно, с необходимой погрешностью. Интересно, что будет в этом году.

13 сентября

Конечно же, у подобных мероприятий непременно появляются свои традиции, талисманы, герои. Например, Олег Жюгжда всегда приезжает в Рязань в свой день рождения, сегодня ему 48. Кажется, что организаторы решили устроить на фестивале его бенефис, включив в афишу два спектакля белорусского режиссера, и поступили они замечательно. Один из родного Гродно – «Волшебное кольцо» по сказке Бориса Шергина – идет сегодня, другой – чеховский «Вишневый сад», поставленный по приглашению в Мытищинском театре кукол «Огниво», сыграют перед самым закрытием, однако вспомнить его стоит именно сейчас, благо критики часто видят постановки не по одному разу.

«Волшебное кольцо» – очень смешной спектакль. Знаменитую историю про добросердечного Ивана и благодарную змею-скарабею разыгрывают три бомжа на городских задворках. У каждого свой характер, судьба читается при первом же их появлении. Хмельной мужик в вязаной шапке, бой-баба в платке и интеллигентная дама, обладающая творческой натурой, возможно, когда-то работали в театре кукол, так уверенно они берут в руки героев Шергина. «Декорации» же выстраиваются из бесчисленных никому не нужных ящиков и контейнеров. Аплодисменты срывает большой хрустальный мост, составленный из пустых пластиковых бутылок, обыкновенных, двухлитровых. Конечно, это капустник, конечно, обычный репертуарный утренник может отличаться от фестивального показа. Но! Ни в одной сцене гродненцы не жертвуют сюжетом ради шутки, не увлекаются бессмысленным комикованием на радость исключительно взрослому зрителю.

Последнюю чеховскую комедию актеры из «Огнива» играют без антракта 1 час 45 минут, и кажется, ничего не упускают. Актеры в живом плане выступают в ролях Лопахина, Яши, Дуняши, Шарлотты. Высоких кукол Раневской и Гаева достают из дорожных кофров-гробов, чтобы в финале снова в надежной упаковке отправить в Париж. Аня и Петя — словно пупсы, увлеченные детскими играми, удивляющиеся и радующиеся при первой возможности. Фирс — существо отдельное. Не только потому, что его глубоко играет Станислав Железкин, но еще и потому что он — марионетка. Вся мебель в доме сделана под него, довольно миниатюрного. Фирс – единственный хранитель традиций, от которого все, как от домового, отмахиваются, не хотят замечать под ногами его сущностного присутствия.

Режиссер Олег Жюгжда и художник Валерий Рачковский играют масштабами, точно следуя законам им самими придуманным. Играют отношениями людей и нелюдей. Вместо сада – одно небольшое дерево, напоминающее бонсай, пунктуально меняющее облик в зависимости от времени года. В первой сцене оно закрыто стеклянным колпаком, под который Лопахин выдыхает сигаретный дым. Иллюстрируя морозный утренник, он одновременно впервые вмешивается в жизнь сада, и этот его первый опыт пока аккуратный и робкий. Зато став полноправным хозяином, он уже позволяет себе дотронуться до плодов хваткими руками. Не рассчитал силы, глядь, а там – вишневый сок – кровь.

Интересно, что «Рязанские смотрины» уверенно и последовательно доказывают год за годом, что Чехов — идеальный автор для театра кукол. В разное время «афиши на заборах гласили», что сюда уже дважды прилетали чайки и здесь прекрасная почва для плодово-ягодных деревьев.

14 сентября

Белоруссия уже в который раз становится страной-хедлайнером «Рязанских смотрин». Актеры Алексея Лелявского сыграли на фестивале премьеру с интригующим названием «Почему стареют люди?». На первой же секунде спектакля зал восхищенно ахнул. Кукла, лежавшая на авансцене камерного зала, встала и поежилась.

Вечный вопрос об адресате искусства играющих кукол Лелявский решает убедительно и просто. Сюжет сказки точно выдержан, при этом мироощущение постановщика спектакля глубоко трагично. Странные куклы, похожие на бескрылых птиц, рассказывают о жизни людей, уверенных в своем получении льготных билетов в рай и в ожидании скорого счастья цинично изводящих свих близких. Больничный антураж только подчеркивает безысходность происходящего и позволяет постановщику продемонстрировать отличную сцену, где кукловоды в белых халатах управляют персонажем с помощью медицинских кровоостанавливающих зажимов.

Лелявский придает сказке ужасающий социальный колорит. Актер, играющий главного положительного героя Егорку, носит пилотку с красной звездой, а его отрицательный оппонент Змей, представляющий в своем лице все мировое зло, носит вытянутые тренировочные штаны, стоптанные тапочки, полинявший галстук на майку и потертый пиджак. Играющий его Владимир Громович два года назад на «Рязанских смотринах» не случайно выступил в роли всех градоначальников города Глупова в инсценировке прозы Салтыкова-Щедрина. И понятно, что никогда в жизни никому не удастся победить этого вездесущего заслуженного пенсионера.

Изначально афиша интриговала. Александр Борок поставил двухчасовой концерт в Вологде, Анатолий Тучков и Елена Луценко в Новом театре кукол в Краснодаре взялись за «Горячее сердце» Островского, Дмитрий Лохов в Архангельске сочинил балаганное представление «Дон Жуан в Венеции». Обиднее всего писать о неудачах мастеров, поэтому этот дневник не сохранит грустных впечатлений. Критическую ложку дегтя завтра разбавят несколькими ложками меда коллективы-участники фестиваля. Спектакль архангелогородцев в упорной борьбе на последней минуте голосования станет победителем в единственной номинации фестиваля – признание коллег.

15 сентября

Впервые на «Рязанских смотринах» хозяева представили три своих спектакля. Фантазию по мотивам «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака, трогательную современную историю Виктора Ольшанского «Зимы не будет!» и сказки Льва Толстого, представленные с хармсовской точки зрения.

«Зимы не будет!» стоит в афише особняком. История бездомных кошек и их самоотверженной спасительницы бабы Паши идет на большой сцене, но с камерным составом зрителей. Рязанские актеры играют своих кинутых и брошенных созданий, демонстрируя хорошее кукловождение и точное партнерство. Современная история – редкий гость на сцене театра кукол. Я имею в виду не недавно написанный текст, что тоже было бы справедливо, но пьесу о сегодняшнем дне. Шадский поставил лирическую комедию, не боясь одних персонажей окарикатурить, других наделить склонностью к философии.

Художник Захар Давыдов вслед за режиссером не пошел простым путем: людей играют актеры, антропоморфных существ – куклы. Человек тут только один – это страдалица тетя Паша. Остальные – куклы, и непутевый сын героини с толстой золотой цепью на бычьей шее, и верный одноглазый кот-философ. Человеческий облик можно легко потерять, но никак нельзя приобрести.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.