Радости театра, доступные детям/XVI Всероссийский фестиваль "Веснушки"

Выпуск 3-123/2009, Фестивали

Радости театра, доступные детям/XVI Всероссийский фестиваль "Веснушки"

 

Открытый традиционный фестиваль детских, юношеских, семейных, молодежных театров, театров-студий и драматических коллективов «Веснушки» -2009 прошел в основном на камерной сцене молодежного центра «Галактика», в Западном АО столицы. Здесь собрались одержимые театром дети и их вдохновенные руководители из детских и юношеских центров и школ Москвы, Обнинска, Иванова, Томска, Мытищ, Северодвинска.

Жанровое и тематическое разнообразие было на высоте: военная публицистика и музыкальная сказка, куклы и классический водевиль, мюзикл, притча и драма — от Андерсена, Островского и Уильямса до В.Соллогуба и Э.Успенского.

Будучи фестивалем всех форм театрального искусства, «Веснушки» по сути фестиваль педагогический. Его задача не только выявить творческие возможности юных артистов, но и увлечь искусством сцены зрителей, ориентированных нынче на иные, вовсе не сценические формы и жанры. Тем ценнее суверенная театральность «Веснушек».

Педагогичность как принцип взаимодействия с искусством и творящими его детьми проявляется на фестивале весьма своеобразно.

Театральная мастерская «Майя» ГОУ ДЮЦ «Пресня» (Москва) открыла смотр публицистическим представлением «Парад Побед», где вперемежку детьми читались военные стихи, фрагменты репортажей, иногда высоко трагические, но чаще поверхностно-пафосные. Песни Окуджавы, например, перемежались требованиями запретить... телепрограмму «Дом-2» с однообразной детской настырностью. Подобная «драматургия» на уровень притчи юных артистов не выводит. Насытить скороспелую публицистику органикой им тоже трудно: в противоречие вступает сам материал и прожитое, точнее, — непрожитое детьми.

Зато классическая притча детским сознанием усваивается и воплощается куда плодотворнее.

Трагическую поэму Г.Х. Андерсена «История одной матери» юные артисты студии «Зеркало» из Томска сыграли прочувствованно и напряженно, хотя и не без ошибок (режиссер Ольга Горбачева).

Убитой горем матери, потерявшей сына, дана возможность вернуть погибшее дитя, но за счет горя другой матери, чей ребенок мог бы стать новым гением, но даже если диктатором — он, во младенчестве, дорог ей не меньше. Двойственность нравственной коллизии провокативна, но в спектакле побеждает лирико-драматическая стихия материнской жертвенности.

Не менее проникновенно прозвучала и драма Теннесси Уильямса «Предназначено на слом». Режиссер Татьяна Раздорожная и артисты детского коллектива «Страна чудес» (Мытищи) воплотили драму одинокой юной души, пронизанную парадоксальным лиризмом. Детское одиночество как объект художественного анализа в центре двух версий сказки А.Линдгрен «Пеппи Длинный чулок», разыгранной Театром Кирилла Королева (Москва) под названием «Да здравствует Кукарямба», и Детским передвижным театром «Соффит» ГОУ ДЮЦ «Пресня» (режиссер Наталья Логвинова назвала свой спектакль «Пеппи в стране веселья»).

В первом все построено по законам хэппенинга, в чем известный коллектив явно преуспел. Второй спектакль получился более интимным и потому показался более содержательным. Удивительно уместны были тут и мудрые стихи Юнны Мориц.

Столь же драматична и неоднозначна пьеса И.Тунина «Я всех вас люблю», поставленная режиссером Денисом Ломакиным в музыкальном театре «Freestyle» СОШ ЦО № 1296 под названием «Я это ты...».

Девочка, истерзанная презрением завистливых одноклассниц из детского дома, скрывается от них в каком-то убежище, где общается со своим вторым «Я», но позже все-таки возвращается. Девицы, в свою очередь, испугавшись, что та наложила на себя руки, пытаются оправдаться и «очиститься», но, когда героиня возвращается, снова доводят ее то ли до нервного срыва, то ли до самоубийства.

Пластически одаренные юные актрисы точно передают специфику общения внутри девического сообщества, полного взаимной неприязни. Это напряжение передается с пугающе искренней драматической иронией.

Но сложных сюжетов в афише было немного. Куда больше — поводов для развлечения.

Святочная сказка Льва Проталина «Рождественские чудеса» в постановке Юрия Органова (Шоу-театр «Сенсация», Москва), пожалуй, слишком прямолинейно стилизовала «народный дух» игры в сказку и сам сюжет, где Дед Мороз, Снегурочка и Баба-Яга оказались соседями, разыгрывающими друг друга. Получилось как-то невесело и формально, хотя актерские дарования Веры Шелаевой (Снегурочка) и Дмитрия Думчева (Леший) увлекли и порадовали.

Блистательный водевиль В.Соллогуба «Беда от нежного сердца» студия «Звезда» ЦО № 1420 разыграла не без остроумия, но, пожалуй, слишком осторожно. Вообще, школьная старательность многих исполнителей часто мешает правде переживания — и тут не спасает даже юношеское простодушие.

Когда для детей берутся играть взрослые артисты — искренностью тоже не отделаешься, тем более, что нередко ей и взяться-то неоткуда.

Театр детского праздника «Рыжик и К» (Москва) заявил себя дважды: «Новыми приключениями Бременских музыкантов» и «Котом Леопольдом» (худрук С.Шульгин).

Одинаково культовые мультфильмы выглядят на сцене по-разному.

Первый показался более убедительным, нежели попытка интерактивной игры со зрителями про то, как кот Леопольд со своими заклятыми друзьями-мышками летал на Луну.

Театр кукол предстал на «Веснушках» тоже дважды.

Студия «Интересно» Ирины Некрасовой (Москва) показала сказку «Большой Добрый Великан», а театр кукол «Гном» из Северодвинска — «Клочки по закоулочкам» Г.Остера (режиссер Надежда Ловчикова).

Москвичам их довольно путаная пьеса явно не задалась. Они и сами запутались в жанровых поисках и стилевых задачах: живой артист тут плохо соотносился с куклой. Зато северодвинцы, не мудрствуя лукаво, разыграли сказку про лубяную и ледяную избушки в приемах домашнего театра. Просто и искренне.

Иронией по поводу развлекательных программ нынешнего ТВ был пронизан «НЕ последний герой» студии «Гармония» из Иванова (сценарий и постановка Ирины Першиной).

Претендующую на столь же ироничное осмысление сюжета сказку «Там, на неведомых дорожках» по мотивам повести Э.Успенского показала студия «Пластилин» ГОУ СОШ №1308 (Москва). Замкнула «трилогию» пьеса Арсения Дежурова «Царевна-лягушка» студии «Золушка» (режиссер Виктор Упоров, Обнинск).

Все три зрелища были одинаково пестры, очень длинны и не слишком внятны.

А вот музыкальный спектакль «Аладдин и волшебная лампа» студии «Арт-зрелище ХХI» в постановке Евгения Вильтовского оказался изящным, остроумным и легким.

Самым ярким впечатлением стало неожиданное решение «Грозы» А.Н.Островского молодым режиссером Иваном Карпенко в Лаборатории студенческого театра МИЭМ.

Краткий трагический эскиз «Гроза. Биомеханика. Опыт» сконцентрировал узловые события драмы, пластическая аранжировка которой была попыткой обнажить притчевую ее основу и показать, как подавленный гнетущей обыденностью дух пытается вырваться из слепящей тьмы.

Изысканный и смелый спектакль по праву удостоен «Гран-При» ХVI фестиваля «Веснушки».

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.