Колонка редактора

Выпуск 3-123/2009, Колонка редактора

Колонка редактора

 

Пропала жизнь, говорит Иван Войницкий, который мог бы стать Шопенгауэром или Достоевским (мог ли?), а стал дядей Ваней. В преддверии чеховского юбилея он это говорит с разными интонациями со множества сцен разных городов. Дядя Ваня – герой нашего времени?

Он не знает, как дотащиться до финала через оставшиеся годы, которые будут заполнены опостылевшей работой. Сегодня 47 лет – уже не старость, во многих постановках Иван Войницкий помолодел. Однако – вот парадокс – в нашей повседневной реальности нет места не только 47-летним. Читали объявления о приеме на работу? «Не старше 35 лет…». Об этом размышляет Виктория Пешкова, наблюдая за реакциями зрителей на спектакли БДТ. Несуетность, верность себе, нежелание и неумение подстраиваться под требования публики и времени – так можно сказать о Темуре Чхеидзе, чье интервью мы публикуем в связи с гастролями БДТ в Москве. Был показан и «Дядюшкин сон», за роль князя К. в котором Олег Басилашвили получил «Золотую Маску» (а теперь и премию Фонда им. К.С.Станиславского).

Кто он, князь К.? Выпавший из жизни старый маразматик? Живущий иллюзиями вместо реальности благородный старик? Хитрец, провоцирующий сыр-бор в городе Мордасове и с любопытством наблюдающий за происходящим? Как бы ни трактовали этот образ, князь – человек, жизнь которого пропала. Эх! Театры один за другим обращаются к «Дядюшкиному сну». Очень там все современно. Смешно. И жутко. В этом номере – рецензия на «Дядюшкин сон», поставленный в Омской драме, где князя К. играет великолепный Валерий Алексеев. Его князь в плену не сладостных грез, а привычных кошмаров. Вырваться из них можно, только уйдя из жизни-сна.

Повседневная жизнь груба – но не настоящая какая-то. Потому, наверное, хочется романтизма. И вот театры обращаются к мятежному Михаилу Лермонтову. Впрочем, короткая и яркая его жизнь была полна тоски, скуки, разочарований… Не таков Арбенин – игрок, Демон, облаченный во фрак. Но ведь побежденный повседневной жизнью с ее интригами и масками-фантомами. В этом номере речь идет о трех «Маскарадах»! Театр и публика тоскуют о сильных страстях. Но есть ли сегодня на сцене место не только трагическому, но и романтическому герою? Сколько денег ни потрать на роскошные костюмы, каких артистов ни займи в роли Арбенина (в Новосибирске его играет великолепный Игорь Белозеров), не ставится ли «Маскарад» как прекрасное, но недостижимое, а потому бесстрастное, абстрактное воплощение полноты жизни? Может быть, герой нашего времени все-таки князь К.? Или дядя Ваня, которому Астров говорит, безнадежно подбадривая: «У нас с тобою только одна надежда и есть. Надежда, что когда мы будем почивать в своих гробах, то нас посетят видения, быть может, даже приятные». Уснуть и видеть сны. Но не тем, холодным сном могилы… А может быть, трагическим героем нашего времени и станет в умном исполнении князь К.? Или Иван Войницкий, которому совершенно не с руки становиться Шопенгауэром.

 

Читать номер на сайте

Читать номер в PDF (4.92 mb)

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.