Нюрба

Выпуск №4-124/2009, В России

Нюрба

 

На сцене Нюрбинского драматического театра вышел новый спектакль «Тутугури» по пьесе известного якутского драматурга Семена Ермолаева, посвященной французскому поэту-мистику, публицисту, философу, театральному деятелю Антонену Арто.

Известный актер кино и театра Даниил Спиваковский в одном интервью как-то сказал, что люди ходят в театр за эмоциями, желая увидеть бесстыдство. Полагаю, под «бесстыдством» тут не следует понимать разврат, это означает, что человек, превратившись в зрителя, становится способным не стыдиться тех вещей, проявления которых вынужден стесняться в повседневной жизни, как того требуют общепринятые нормы поведения.

В новой работе режиссера Юрия Макарова становятся зримыми наши с вами спрятанные в глубинах подсознания бесстыдные желания, прикрытые моралью пороки. Какие мысли допускаем мы втайне от себя?.. И зрителю уже кажется, что его уличили в чем-то непристойном. Но есть ли в этой жизни что-то непристойнее трусости? Трусости, боязни воочию увидеть свои пороки, признать свои грехи, которые есть у каждого без исключения.

В спектакле на первый план выходит разноплановость мироощущения. В нем угадывается, на наш взгляд, одна важная тема – тема гармонизации хаоса. Даже самый разрушительный хаос несет в себе какой-то смысл. Из хаоса рождается творчество. Зрителю, сразу же вовлеченному в процесс происходящего на сцене, становится ясно, что Антонен Арто пытался не только приспособиться, обустроиться в хаосе Срединного мира, но и искал пути, как внести гармонию в царящий хаос. Находясь даже в психиатрической клинике, он пытался хоть как-то упорядочить расстройство мира, грозящее утопить человечество в болоте ханжества, невежества, скептицизма, что неизбежно приводит к конфликту с обществом, с самим собой, вынуждая на одиночество. Арто не признавал одиночества, тисками заключившего его в свои объятия. Ведь у него был неразлучный спутник, потрясающий собеседник — его Я. Но одиночество стояло у него за спиной. От непримиримого конфликта с собственным телом Арто спасался бегством в состояние измененного сознания, где его Я не признавало авторитета общепринятого восприятия окружающего мира. Он не мог примириться с тем, чтобы считать естественным проживание в убогом пространстве ограниченного мышления. Зритель явственно понимает, что Арто вкусил свободу парения в космосе собственного сознания, что его, к сожалению, и сгубило.

Спектакль «Тутугури» в постановке Юрия Макарова воспринимается зрителем как откровение безмерно страдающего человека, имевшего несчастье заглянуть в закулисье жизни.

По замыслу автора пьесы, Арто страдает раздвоением личности и собственное тело воспринимает как своего двойника. Но проницательному зрителю кажется иначе. У Арто нет раздвоения, нет и двойника. О каком двойнике может идти речь, если мысль у Арто одна. И эта мысль по сей день жива и будоражит умы. Сознание Арто воспринимает его самого тем, коим он себя мыслит. Он относится к своей плоти как к чужеродному предмету, его сознание не принадлежит этому телу, оно свободно, каким быть и надлежит сознанию, не ведающему разлада. В таком случае то, что происходит с Арто, можно ли считать раздвоением личности? Тело не ответственно за грехи сознания. А всемогущее сознание вольно не признавать навязанного ему тела. Сегодня большая часть испорченного цивилизацией человечества испытывает дисгармонию между телом и сознанием. Мы только пытаемся установить равновесие.

Зрителя, способного к сопереживанию, несомненно, привлекает тот факт, что Арто в переосмыслении Макарова не считает себя побежденным, не признает сумасшедшим. Ведь сознание невозможно победить как тело, которому врачи вынесли вердикт. Потому Арто и задумал индейский ритуал «Тутугури» — ритуал встречи солнца, с которым должен наступить вечный свет. Если считать его безумным, то это месть злых сил за его стремление к гармонии, за желание познать истину. Таким предстает Арто в постановке якутского режиссера. Не зря в народе говорят, что не бывает худа без добра. А тьма рождает свет, из которого сама и выходит. Макаров открывает зрителю, что идея Антонена Арто направлена на опровержение противостояния добра и зла. Нарушение норм и приличий для Арто, создавшего теорию «Театра жестокости», норма, а не аномалия. В процессе спектакля идет освобождение от жестокости, преодоление трагического. Арто безжалостен, прежде всего, к себе. Для него крик является тем, из чего может родиться смысл. То, что он заставляет кричать своего невидимого собеседника, означает, что он жаждет высвободить какой-то смысл, зачатый в лабиринтах его сознания некими силами, родить его и тем самым придать ему ясность. Его крик – это энергия, как и всякая мысль; это подтверждение того, что он не отрицает жизни. А то, что он поедает собственную плоть, означает принятие страдальцем физической смерти, победу сознания над телом, вмещение его грешного тела в утробу земли.

Арто оправдывает свое существование через творческий акт, реализуя свои идеи, родившиеся после посещения тонкоматериального мира. Его реализация – это органическая утрата оболочки, всех тех форм, в которые он вынужден облачиться в момент рождения. Утрата форм составляет творческий акт. Конечная цель – наполненная пустота, где нет противоречий и собственного мнения. Арто, возможно, придерживался того взгляда, что тело, которым мы обладаем, – это духовное тело склонностей, даже убитое и изрубленное на куски оно не может умереть.

Ритуал Арто – это посвящение в загробный мир, который не является миром умерших, а являет переворот в его взглядах и стремлениях, искупление мирских соблазнов и грехов. Искупление есть отвержение и избавление от неведения и мрака, движение к просветлению, освобождению и выходу за пределы всяких условностей. Таким образом, ритуал Арто – это посвящение с целью вернуть душе божественную сущность, утраченную с физическим рождением, его возрождение уже без бренного тела, как он того и желал. Если принять во внимание, что любая мысль, пришедшая из подсознания, выходит за рамки данностей и переходит в категорию общечеловеческого, здесь можно провести параллель с шаманским эттэтии, то есть посвящением неофита. Суть переживаний, связанных с путешествием шамана, заключена в соприкосновении со смертью на глубинном уровне, происходящем по типу ритуального уничтожения и воскресения или возрождения. Шаманы по-разному описывают детали испытаний. Но во всех описаниях присутствует нечеловеческое страдание. Пытки включают в себя расчленение, соскабливание плоти с костей, вырывание глаз из глазниц, использование испражнений, что, видимо, было лично испытано Арто. То, что он имеет опыт мистического переживания реальности, зрителю становится ясным из его речей. В результате посещений виртуального мира у Арто исчезло привычное восприятие смерти как конца всего. Кончина понимается им как движение в сфере сознания, переход в иную форму жизни. Он обрел способность воспринимать форму как пустоту и пустоту как форму и в состоянии наблюдать за собственной судьбой со стороны. Чтобы облегчить его уход в желаемую Пустоту, к нему, по воле драматурга Ермолаева, являются посланники небесных сил в облике шаманов. Якутским зрителем это воспринимается как уход шамана в Дьабын — в Вечность.

Арто ратовал за реальное проживание на сцене, чего придерживается и режиссер Макаров в маленьком театре на краю Земли. Его актеры на сцене не играют, а живут жизнью образов Арто, осмысливая его переживания, выставляя перед прозорливым зрителем откровения великого мистика. Театр Арто стремится преодолеть театральную условность, к процессу чего приобщаются все участники спектакля, в том числе и зрители, овладевшие тайной некоего ритуала. Весь зал проникается единым состоянием. К этому в своем творчестве и стремится нюрбинский режиссер.

Антонен Арто привлекает внимание людей искусства одаренных, с неординарным мышлением, с собственным мироощущением. Отрадно, что Нюрбинский театр не стал исключением. Восприятие личности Арто и его творчества якутским драматургом в трактовке нюрбинского режиссера несомненно вызывает интерес. Зрители, знакомые с предыдущими постановками Юрия Макарова, могут проследить нить, ведущую в настоящий спектакль. Думается, «Тутугури» не стал для них полной неожиданностью.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.