Из чистого источника/V Международный фестиваль "Молодые театры России"

Выпуск №4-124/2009, Фестивали

Из чистого источника/V Международный фестиваль "Молодые театры России"

 

Бурная стихия фестивалей вовлекла театральный мир в свое кружение. Посмотришь - и голова кругом... Кто барыню отплясывает, кто рэг-тайм вспоминает, кто в менуэте прохаживается... И в этом пестром вихре спокойно и достойно вальсирует (вот уж седьмой год) омский фестиваль «Молодые театры России», основанный Пятым театром во главе с Александрой Юрковой при поддержке местной администрации. Наверно, не случайно гимн фестиваля написан как вальс – танец на все времена.

И не случайно, верные идее, выраженной в названии фестиваля, его создатели открыли фестивальную программу спектаклем «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого в постановке Московского государственного драматического Ведогонь-театра. Боль за Россию, дума о России... Великий историк Н.М.Карамзин писал: «Из такого чистого источника, какова любящая душа Федора, истекает страшное событие, разразившееся над Россией долгим рядом бедствий и зол».

Аутентичная музыка, свечи, стилизованные под эпоху костюмы на молодых актерах... Ничто не предвещает потрясения. И тут на сцене появляется царь Федор... Доверчивый, беззащитный, бесконечно добрый и всепрощающий. И приступы гнева, унаследованные от великого отца – Ивана Грозного, не добавляют воли этому не созданному для бремени власти, нежной души человеку. «Какой я царь, по совести судить...»

Да, Павел Курочкин – большой артист, настоящий (о ныне живущих не принято говорить «великий»). Увидеть его царя Федора – это пережить художественное потрясение, которое уже не забудется. Конечно, лучшая мужская роль фестиваля (и не только этого). Конечно, рядом с ним померкли другие крепкие актерские работы (А.Ермаков – Годунов, В.Стужев – Луп-Клешнин). Конечно, режиссура спектакля, осуществленная Александром Кузиным, выдает руку мастера. И все же – Павел Курочкин... Н-да...

Замечательный режиссер и педагог Александр Кузин показал на фестивале еще одну свою работу: спектакль студентов Ярославского театрального института «Дульсинея Тобосская» по пьесе А.Володина. Нелегка судьба деревенской девушки Альдонсы, вынужденной нести непосильный нравственный груз, - ведь она была «прекрасной дамой» великого Дон Кихота. Присутствие Альдонсы-Дульсинеи возбуждает в односельчанах отнюдь не лучшие чувства: они завидуют, сплетничают, преследуют девушку. Практичный жених хоть и ставит под сомнение девственность Альдонсы, но готов смирить свою ревность при мысли о хорошем приданом. Убежать из родительского дома, конечно, можно, но попадешь прямехонько в публичный дом. Торговать именем, если не телом, - вот удел и Дульсинеи, и бывшего оруженосца Санчо Пансы. История бескорыстного рыцаря Дон Кихота становится рыночным товаром - парадокс времени.

Создать культ Дульсинеи – и быть готовыми убить ее, ежели что не так, - парадокс толпы. «Храм оставленный – все храм», - это не о них. Не о нас, сегодняшних.

И все же – юноша, похожий на Дон Кихота лишь внешне, пытается достичь и его нравственной высоты. И все же – Альдонса хочет быть Дульсинеей вопреки всему. И все же – Санчо остается верен идеям своего господина.

«Драгоценнее всего на свете свобода». И любовь. И благородство. Именно об этом – чистый, живой, искренний спектакль молодых артистов.

«Учитель, воспитай ученика»... Режиссерско-педагогическая деятельность Александра Кузина была отмечена специальным призом жюри.

Волгоградский Молодежный театр действительно совсем молод: он создан в 2006 году. «На щите» театра начертан девиз: «Любовь без ханжества, сила без агрессии, сострадание без снисходительности, откровенность без пошлости, юмор без цинизма».

И, кажется, театр верен своему девизу. По крайней мере, спектакль «У войны не женское лицо» по повести С.Алексиевич, привезенный на фестиваль, говорит об этом. Светлане Алексиевич принадлежат точные строки: «Воспоминания – не пересказ исчезнувшей реальности, а новое рождение прошлого». Режиссеру Алексею Серову и семи молодым актрисам, занятым в спектакле, удалось соединить несоединимое: страшный, реалистичный до натурализма документальный материал о том, что есть женщина на войне и после нее, - и надбытовую, динамично-условную, изысканную ткань спектакля.

Продуманная, изобретательная, тонкая режиссура нашла в лице «великолепной семерки» актрис адекватное воплощение. Как быстро и четко перестраивают девушки сценографический антураж! Каким наглядным предстает постулат о войне как непосильном ежедневном труде! И на фоне смерти и страдания, ставших обыденностью, убедительно звучит мысль о вечной женственности, неразрушаемой и непобедимой. Ансамбль актрис, создавших собирательный образ женщины на войне, был отмечен наградой жюри в номинации «За лучшую женскую роль».

В программе фестиваля были интересные мастер-классы отечественных мэтров: Анатолия Праудина, Иосифа Райхельгауза, Александра Кузина. Но, как известно, «нет пророка в своем отечестве», и на фестивале был представлен финский проект «Семена воображения», цель которого – «содействовать развитию культурных (в частности, театральных) связей между Россией и ЕС» (в лице Финляндии). В рамках этого проекта финские гости проводили на фестивале семинары по менеджменту в сфере исполнительских искусств. Пятым театром были представлены и творческие результаты взаимодействия: два спектакля по пьесам финского автора Бенгта Альфорса, пишущего на шведском языке (перевод М.Людковской).

Первый из них – моноспектакль «Лифтоненавистник», пронзительно сыгранный ведущим актером Пятого театра Владимиром Остаповым, был отмечен специальной наградой жюри. Живет на свете одинокий немолодой человек. Давно нет на свете его матери, погибла любимая собака, умерла Грейс Келли – кумир всей жизни, и даже недруг школьных лет, по иронии судьбы ставший знаменитым скульптором, тоже умер, и каждый день приходится смотреть на его мемориальную доску. Ходить некуда, разве что на похороны и свадьбы; разговаривать не с кем, разве что с лифтом. Бесхитростная, трогательная, порою смешная исповедь... И когда кажется, что хождение по адскому кругу одиночества уж совсем безвыходно, жизнь размыкает круг. Всегда впереди есть что-то, пока жив человек. А жив человек, когда он кому-то нужен.

Второй спектакль – «Иллюзионисты», написан Б.Альфорсом как комедия, но замечательный актер Омской драмы, приглашенный Пятым театром, Валерий Алексеев (режиссер и исполнитель главной роли) внес в нехитрый сюжет ощутимую трагическую ноту. Его персонаж – старый актер, который соглашается послушать пьесу начинающей драматургессы (Елена Заиграева) только потому, что там есть роль для него. И не какая-нибудь, а роль Бога. На меньшее он, черт возьми, не согласен... Получилась трагикомедия – размышление о театре и его людях.

Талантливую Елену Заиграеву жюри не обошло вниманием, но не в этом спектакле (он был заявлен как внеконкурсный), а в «Тверском Бульваре» по произведениям И.Бунина. Актриса была награждена в номинации «Лучшая роль второго плана» за образ Поли в сценической новелле «Мадрид».

Восемнадцать спектаклей, каждый из которых мог бы стать предметом отдельного разговора, вошли в фестивальную афишу. И закончился этот праздник театра внеконкурсным спектаклем Новосибирского городского театра под руководством С.Афанасьева «Ханума». Искрометная комедия А Цагарели, отлично поставленная и прелестно сыгранная, стала удачным восклицательным знаком в конце фестивальной программы.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.