Кавказ - территория искусства/II Фестиваль русских театров Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона

Выпуск №4-124/2009, Фестивали

Кавказ - территория искусства/II Фестиваль русских театров Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона

Город Махачкала в последнее время довольно часто упоминается в выпусках новостей, но отнюдь не в связи с искусством. Может возникнуть ощущение, будто жизнь Дагестана состоит из кратких передышек между стрельбой и взрывами. Тем не менее трехмиллионная республика живет главным образом повседневными заботами, а порой и праздниками, среди которых не последнюю роль играют встречи с театром.

Праздники на Кавказе любят, а гостеприимством эта земля славится испокон веков. Вот и Фестиваль русских театров Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона, состоявшийся в Махачкале уже во второй раз, стал настоящим интернациональным праздником. У истоков фестиваля стоял художественный руководитель Русского театра Махачкалы Скандарбек Тулпаров, но его идея нуждалась в поддержке из столицы. Самое активное участие в ее воплощении в жизнь принял художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин. Разумеется, фестиваль не мог бы состояться без внимания и помощи со стороны руководства республики, министра культуры Зумруд Сулеймановой и председателя СТД Дагестана Айгума Айгумова. Они буквально день и ночь опекали участников и гостей этого театрального форума, создавая ту праздничную атмосферу, без которой немыслим хороший фестиваль.

На Северном Кавказе веками бок о бок сосуществуют десятки народов. В Дагестане одиннадцать государственных театров, из них восемь национальных. Но для всех языком межнационального общения является русский. Когда видишь, с какой любовью и радушием здесь встречают артистов из Москвы, Петербурга, Калуги, приехавших на Кавказ со спектаклями и мастер-классами, понимаешь, что единое культурное пространство – это не миф. А уж о дагестанском зрителе можно слагать легенды! Какие овации махачкалинская публика устраивала гостям, как чутко она улавливала юмор, как эмоционально переживала все происходящее на сцене!

Московский театр «Модернъ» представил мелодраму «Петля» Рустама Ибрагимбекова. Этот спектакль, поставленный Светланой Враговой, идет в столице уже не первый год, но на Кавказе он прозвучал абсолютно по-новому. Открытая эмоциональность и даже некоторая наивность этой истории любви, свершившейся в эмигрантском Париже, была воспринята публикой Махачкалы с восторгом. Для актеров Олега Царева и Елены Стародуб спектакль стал прекрасной возможностью развернуться в изображении страстей и страданий, и даже неумеренно зловещая тень Григория Распутина (Олег Масленников), время от времени проступавшая на стенах, не поколебала восторженных настроений зрительного зала.

Еще одним гостем фестиваля стал Калужский драматический театр, который показал музыкальное ревю «Если любишь – найди». Может быть, этот прием не так уж и нов: представить историю ХХ века через песни, музыку и танцы разных лет. Но он беспроигрышен при условии наличия хорошего вкуса и чувства юмора у создателей спектакля. А эти замечательные качества, безусловно, присутствуют у режиссера-постановщика Александра Плетнева. Махачкалу и Калугу связывает еще одно историческое обстоятельство: именно в Калуге окончил свои дни герой Кавказской войны XIX века Шамиль. И это стало еще одним поводом для артистов и зрителей, чтобы побрататься.

Особенно важно, что русский язык сегодня является для многих народов связующим звеном между национальной и мировой культурой. Без него стало бы затруднительным обращение театров и к зарубежной классике, и ко многим современным произведениям. В фестивале приняли участие коллективы из Северной Осетии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии и самого Дагестана.

Русский театр им. Е.Вахтангова из Северной Осетии открыл фестиваль лирической комедией «Очень простая история» Марии Ладо. Эта пьеса, в которой принимают участие ангелы, животные и люди, пленила публику своей добротой и безыскусностью и вошла в репертуар многих театров России. Создатели спектакля и, в первую очередь, режиссер Модест Абрамов сумели сделать его теплым и искренним, и это стало главным залогом успеха. Актеры, игравшие животных, отказались от подражания их повадкам – оно, пожалуй, было и к лучшему, иначе все свелось бы к студенческим этюдам на заданную тему. Пес был суетливым и восторженным, Корова - доброй, Свинья - романтичной. Мы увидели души животных, и они были красивее, чем людские души. «Очень простая история» рассказана с помощью минимальных выразительных средств. Быть может, именно это родило некую евангельскую торжественность, приблизив комедию к мистерии.

Русский театр драмы и комедии из Карачаево-Черкесии обратился к западной литературе, поставив пьесу Артура Миллера «Спуск с горы». Выбор пьесы мог вызвать удивление многих – это не лучшее произведение известного драматурга, и тема его исчерпывается минут через двадцать после начала представления. Однако достоинство этой пьесы заключается в подробной, тщательной, точной разработке характеров трех главных персонажей – любвеобильного мужчины и двух его жен. Жаль лишь, что этим преимуществом смогли воспользоваться не все артисты. Если талант ведущего артиста театра В.Вартанова раскрывается в полной мере, то исполнительницы двух главных женских ролей, Е.Козел и О.Ивашова – безусловно, одаренные актрисы, – вынуждены следовать несколько упрощенному, схематическому рисунку, заданному режиссером. Искренний, добрый, живой и страдающий герой живет как будто в другом мире, чем его эгоистичные женщины.

Неоднозначную реакцию критиков вызвал спектакль Калмыкского театра «Дело 389» по гоголевской «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Не всякое новаторство можно считать приемлемым и оправданным, и в то же время творческий поиск всегда заслуживает уважения, а потому мнения об этом спектакле разделились. Режиссер-постановщик спектакля А.Кочканян, изображая неказистое житье обитателей Миргорода, уходит далеко в сторону от гоголевского текста, и даже высокопрофессиональные работы актеров не всегда в состоянии оправдать режиссерские решения.

Российский музыкально-драматический театр из Ингушетии представил на фестивале классику ХХ века – пьесу Григория Горина «Забыть Герострата». И оказалось, что горинский юмор стал еще злободневнее, чем тридцать лет тому назад. Его афоризмы приобрели какую-то особенную меткость, а Герострат – мастер сенсации – представляется одним из наиболее типичных персонажей нашего времени. Ведь в горинское время, а тем более в Древней Греции, еще никто не употреблял словечка «пиар», а его Герострат – специалист именно в этой области. Спектакль поставил Ахмет Льянов, он же сыграл главную роль. Нужно заметить, что ингушские артисты очаровали публику своей органичностью и темпераментом. Кажется, что даже чисто внешне они похожи на уроженцев Эллады – статные, черноволосые мужчины и женщины с гордой осанкой словно сошли с росписей античных амфор. Лаконичные декорации, непритязательные, но соответствующие эпохе костюмы также послужили тому, что максимальное внимание было уделено тексту. Не так давно здание театра в Ингушетии сгорело, подобно храму Артемиды, подожженному Геростратом. Артисты, продолжавшие работать даже в таких трудных условиях, вложили в эту древнюю историю собственные чувства, отчего она и прозвучала столь убедительно.

Что же касается самого Дагестана, то особый успех у зрителей и специалистов имел Дагестанский Кумыкский музыкально-драматический театр, участвовавший в фестивале с мюзиклом «Человек из Ламанчи» (режиссер-постановщик Ислам Казиев). Этот спектакль возник в фестивальной афише неожиданно: дело в том, что некоторые коллективы отказались от участия в фестивале буквально за несколько дней до начала, а причиной стало раздувание средствами массовой информации любого криминального эпизода в Дагестане до размеров политического события. Освободившееся место было занято Кумыкским театром – коллективом с замечательными традициями и сильной труппой. Разумеется, жанр мюзикла весьма непрост, и для его воплощения у театра порой не хватает технических возможностей, однако все возмещалось искренней и убедительной игрой исполнителей ролей Дон Кихота (И.Акаутдинов) и Санчо Пансы (П.Ихивов). Испанская романтика и благородство оказались созвучны душе Кавказа.

Завершил фестивальную программу спектакль Русского театра Махачкалы «Сосед и соседка» по пьесе В.Чодорова. Эта легкая, непритязательная комедия о взаимоотношениях мужчин и женщины поставлена режиссером Владиславом Константиновым. К сожалению, профессионализм режиссера и актеров не мог скрыть упрощенность созданных драматургом характеров.

В работе фестиваля принимала участие группа критиков из Москвы и Германии, после каждого спектакля проходили обсуждения с участием актеров и прессы. Для актеров и студентов педагогами из Москвы и Санкт-Петербурга были проведены мастер-классы по сценическому движению, речи, актерскому мастерству. Все эти события вызвали огромный интерес у театральной общественности Дагестана.

Еще одним новшеством этого фестиваля стала программа моноспектаклей, в которой приняли участие артисты из Москвы, Петербурга, Германии и Франции. Всех покорил своим блестящим чувством юмора немецкий актер Алекс Борис, представивший аристофановскую «Лисистрату». Он один изображал всех персонажей этой знаменитой комедии, и это было настолько пластически выразительно, что даже не знавшая немецкий язык публика была в восторге.

Заметным событием стал моноспектакль артиста петербургского Большого драматического театра им. Г.А.Товстоногова Михаила Морозова «Хаджи Мурат» по знаменитой повести Льва Толстого о драматических событиях истории Северного Кавказа. Сегодня она звучит как нельзя более современно и своевременно, напоминая, что понятия чести, храбрости, благородства равно дороги всем народам, что человеческая сущность куда важнее любого деления по национальному или религиозному принципу.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.