Детская радость - это абсолютная ценность/ Линар Ахметвалиев

Выпуск №4-124/2009, Лица

Детская радость - это абсолютная ценность/ Линар Ахметвалиев

 

Когда на сцену выходит актер Национального молодежного театра Республики Башкортостан им. Мустая Карима, заслуженный артист Республики Башкортостан Линар АХМЕТВАЛИЕВ, наблюдая за его игрой из глубины темного зрительного зала, улыбаясь, каждый раз невольно вспоминаешь известные слова Владимира Ивановича Немировича-Данченко: «Вышел актер на сцену, постелил коврик – вот тебе и театр». Без грима, без париков, без декораций… Есть только беспокойное сердце и живой ум артиста, его глубокое понимание и чувствование сценической правды, и мы уже видим, как зритель радуется и сопереживает тончайшим проявлениям «жизни человеческого духа». Талант это? Или мастерство? Наверное, и то и другое – талант, помноженный на многолетний труд. Сам же артист говорит: «Все это должно быть в крови. А как иначе?..».

Он работает в Молодежном театре со дня его основания. Судьба артиста и театра сложилась так, что именно спектаклем в постановке Линара Ахметвалиева по пьесе Г.Высоцкого и О.Колчинской «Кто украл трамвай?» в 1989 году был впервые открыт занавес Молодежного, тогда еще Театра юного зрителя. Чуть позже он вернулся к избранной профессии артиста, став режиссером своих ролей, но остался верным Молодежному театру настолько, что вплоть до сегодняшнего дня, не изменяя, преданно служит ему. Неслучайно в год 20-летия театра Линар Ахметвалиев отмечает свой 50-летний юбилей.

Учился Линар Ахметвалиев у замечательного педагога Лека Валиева, у него унаследовал беспокойное отношение к профессии, когда творчество становится образом жизни, когда человек постоянно думает об искусстве. Отсюда ему присуща наблюдательность. Он внимательно, философски всматривается в окружающий мир, вслушивается в разговоры прохожих, ему интересны люди и их взаимоотношения, ему любопытен человек как таковой. И из этих повседневных созерцаний у Линара Ахметвалиева складывается свое отношение к миру, свое мнение, особое чувство, которое он и передает со сцены нам, зрителям, иногда пронизанное горечью и болью, иногда радостью, порой иронией и сарказмом, но всегда живое – нервное и беспокойное.

Со сцены он всегда говорит то, что его искренне волнует. А на это способен только свободный человек, каким он и является в отличие от некоторых своих героев, например таких, как Первый Министр из спектакля «Голый Король» Е.Шварца (режиссер – лауреат Государственной республиканской молодежной премии им. Ш.Бабича М. Кульбаев). Изображая чиновника остросатирически, Линар Ахметвалиев играет человека до боли несвободного. Как жалко становится его, когда, облокотившись на тонкую трость, этот непоколебимый министр в черном костюме и в блестящих туфлях с авансцены тихо открывается нам в том, что за столько лет службы отвык говорить правду. «Не могу-у», – хрипом прорывается изнутри. В этой пьесе, где у отрицательных персонажей – королей, министров, придворных дам – нет имен, а значит, и судеб, в исповеди Линара Ахметвалиева вырисовывается горькая и трогательная судьба Человека. Так, играя рельефно, актер изредка дает полутона, что создает большой эмоциональный эффект.

По такому же контрастному принципу Л.Ахметвалиев строит роль Ильи в спектакле «Ночевала тучка золотая» по повести А.Приставкина (режиссер М.Кульбаев). В отличие от Первого Министра, одетого «с иголочки», появление нищего Ильи первоначально вызывает чувство брезгливости: нечистая майка, поверх которой нескладно висит старый, поношенный пиджак, серые брюки, сапоги на босу ногу, длинный шарф вокруг голой шеи и кепка на сальной голове. Глаза уставшие, а в уголках губ ехидная насмешка, от которой становится печально и тоскливо. Ведь его таким сделала система, в которой ему приходится не жить, а выживать. И когда он спаивает голодных мальчишек и тайком убегает, унося с собой с большим трудом доставленные ими вещи, то понимаешь, что это – борьба за жизнь в нечеловеческих обстоятельствах. Но Л.Ахметвалиев снова играет на полутонах.

Подойдя к зрителям вплотную, в двух словах Илья расскажет свою историю: родители, отправленные в ссылку, умерли, не выдержав жестоких условий Сибири, и ему пришлось с малых лет постигать азы воровства и уголовщины. Тут же в долю секунды перед мысленным взором проходит вся жизнь этой несчастной семьи… «Жизнь течет очень медленно, но на сцене с восьми сорока до одиннадцати надо показать ее всю», – когда-то писал Тенесси Уильямс… И тогда понятно, почему сейчас с одиннадцатилетними беспризорниками Илья разговаривает как со своими сверстниками, по-мужски. Потому что в свое время он тоже был беспризорником.

…Вот в устах обезумевшего от потери брата Кольки – А.Ганичева прозвучало стихотворение М.Лермонтова «Ночевала тучка золотая». Поезд уходит, и есть только один путь к спасению – уехать. Илья кричит Кольке: «Поехали!!!» – но тот только смотрит сквозь него куда-то в небытие и мотает головой. И тогда Илья, впервые в жизни почувствовав жалость к ребенку, оставляет ему свою кепку и прыгает в вагон. Пусть на мгновение, но человеческое все же просыпается в нем. Так же, как когда из встречного остановившегося поезда чеченские дети на своем языке просят пить, а военные быстро, чтобы никто не заметил, пытаются закрыть дверь «собачника», Илья, балагуря, легко, одним махом передает в руки «чечмекам» чайник с водой. Достаточно одного жеста, одного взгляда артиста, и раскрывается совсем другая сторона этого, казалось бы, темного человека.

По-своему Линар Ахметвалиев трактовал образ городничего в спектакле «Играем комедию «Ревизор» Н.Гоголя в постановке Искандера Сакаева в 1998 году. Его Городничий, уставший в одиночку бороться со сложившейся во всей России системой взяточничества, сам написал письмо о том, что в город приезжает ревизор, хватает первого попавшегося, в данном случае Хлестакова и… В итоге он понимает, что исправить это устройство невозможно. Отсюда горькая и язвительная реплика в зал: «Над кем смеетесь…».

Многие зрители, особенно любители и исследователи театра от Л.Ахметвалиева всегда ждут «больших» ролей, философских и глубокомысленных, которых в его творческой биографии, к слову сказать, было немало – это Тригорин из «Чайки» А.Чехова, упомянутый выше городничий, Адам из «Разбитого кувшина» Г.Клейста, Лауренсио из «Дурочки» Лопе де Веги, Пьер Декан из «Любовью не шутят» А.Мюссе, Пугачев из «Салавата» М.Карима… Кто-то видит его героем вестернов. А он любит простые истории, незатейливые ситуации, из которых складывается наша довольно-таки непростая жизнь. Так же, как в театре, он и в жизни остается верным полутонам, избегая громких умозаключений и психологических надрывов. Зачем задавать вопросы, ответы на которые дает сама природа? Воспринимать мир таким, каким мы привыкли видеть его в детстве – ярким, красочным, веселым, открытым, несмотря ни на что. И попробовать выразить этот мир в творчестве, через себя показать его людям, забывшим улыбаться. Ведь «детская радость – это абсолютная ценность, – как-то сказал Линар Ахметвалиев. – И я счастлив, что имею возможность выходить на эти несколько сантиметров выше от земли – сцену, а сцена – это ладонь души актера, чтоб доставить маленькому зрителю радость».

Именно поэтому Л.Ахметвалиев с удовольствием, даже с упоением играет в детских спектаклях. Его Ленивый Леня из «Таинственного Гиппопотама», Петух из «Здравствуйте, я ваша Мотя», Медведь из недавно поставленного спектакля «Про Иванушку-дурачка» М.Бартенева (реж. Ольга Мусина) и множество других героев заставляют смеяться не только детей, но и взрослых. Чего только стоит его Заяц, в частности, философский монолог о прелестях заячьего хвоста из спектакля «Страсти по Насте» М.Бартенева и А.Усачева, ставший легендой как Молодежного театра, так и российских фестивалей, в которых посчастливилось участвовать.

Как известно, признанный актер всегда с неохотой соглашается на эпизодические роли или вовсе отказывается от них, но не Л.Ахметвалиев, любящий эти маленькие роли за то, что в них очень часто заключается самое главное, о чем пишет драматург. Как, например, роль Прохожего из спектакля по пьесе М.Рощина «Валентин и Валентина». Он появляется только в конце, но в его монологе о том, что любовь – это «когда ждут без конца: и час, и год, и больше, потому что знают и верят, что человек все равно придет», – дает ответы на все вопросы, которые ставятся на протяжении всего спектакля. И снова в этом кратком, но емком монологе высвечивается интересная судьба одинокого, но счастливого человека, на долю которого выпало однажды любить.

А в спектакле по известной комедии Дж.Скарначчи и Р.Тарабузи «Моя профессия – синьор из общества» Л.Ахметвалиев играет Старика, впавшего в детство. На сцене итальянские страсти, интриги, убийства, а он сидит себе тихо в инвалидном кресле и спит. Никого не трогает, ничего не делает, а все внимание зрителей приковано именно к нему – не тут-то было, проказливый дедушка все видит и понимает, что творится вокруг, но таким образом он решил отгородиться от этого сложного и пугающего мира.

Но все же одной из самых прославленных ролей Л.Ахметвалиева является роль Тригорина в спектакле народного артиста РБ Азата Надыргулова «Чайка», поставленном в 1996 году. Удивительно, но многие сегодняшние роли артиста перекликаются именно с Тригориным. Костыли, опираясь на которые ходит Тригорин-Ахметвалиев (известный театральному кругу факт – артисту пришлось выйти на сцену на костылях, потому что повредил ногу) – это не только внешняя характеристика образа, костыли находятся в самой душе Тригорина. У него нет опоры под ногами, он несвободен. Только с Ниной, с которой он с удовольствием разговаривает, ему вдруг становится комфортно. Только с ней Тригорин-Ахметвалиев может быть искренним и открытым. Он забывает о костылях, которые с грохотом падают во время разговора с ней, а он даже не замечает того, что вдруг за много лет впервые твердо стоит на ногах. Но, как пишет исследователь Галина Вербицкая: «Тригорин побывал в классической ситуации «Русский человек на rendez voes» и повел себя, в конечном итоге, не менее классическим образом: испугался. Реальной жизни. Реального человека. Реальной ответственности». Он испугался самого себя.

…Снова открывается занавес. На сцене Линар Ахметвалиев. Долгая пауза. Зал застыл в ожидании. И только когда артист увидит глаза зрителей и почувствует их дыхание, он начнет свой рассказ. О ком он будет? О Ричарде III, о Макбете или о Карлсоне? Не важно. Важно то, что это будет рассказ о судьбе человека.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.