Забайкальский юбиляр/Краевой драматический театр (г.Чита)

Выпуск №4-124/2009, Портрет театра

Забайкальский юбиляр/Краевой драматический театр (г.Чита)

 

На открытие 70-ого сезона собрал читинцев 9 октября Забайкальский краевой драматический театр. Чтобы спустя годы любители театрального искусства могли представить, каким он был, юбиляра надо запечатлеть. Читинский театр... Какой он? Маленькое простое здание без традиционных колонн или оригинальное, со стеклянным фасадом? За много лет театр успел побывать и тем, и другим, правда, колоннады не было никогда – как-то не вписывалась она в архитектурные планы. Проект Федора Пономарева включал зал на 1100 мест, партер, ложи, балкон с отдельным гардеробом и буфетом. Да и сцена была неплохой – площадью 400м2, с поворотным кругом и оркестровой ямой. С 1911 по 1939 годы, когда в городе не было постоянной труппы, в нем играли спектакли приезжие артисты. С годами здание ремонтировалось и меняло названия: Мариинский, государственный, городской театр…

И вот 16 ноября 1939 г. у здания, расположенного недалеко от железнодорожного вокзала, появился постоянный хозяин, точнее хозяйка – труппа Читинского областного драматического. «Новый дом» обживался, появлялись архитектурные украшения, но главной достопримечательностью много лет оставалась великолепная хрустальная люстра. К большому сожалению читинцев, в 1971 году, после капитального ремонта, здание сгорело. Но пожар не оставил без крова драматический театр – он перебрался в новое здание архитектора Э.Рейха, в котором располагается до сих пор. Да, в то самое, со стеклянным фасадом-«занавесом», а после ремонта облицованное бежевой и зеленой плиткой. Конечно, неплохо было бы обновить оборудование и «подтянуть» уже устаревшую технически сцену, но сделано это будет (если вообще будет) точно не к юбилею. А жаль, хотя сейчас не об этом…

Центр города, соседство с крупнейшим кинотеатром края и небольшая площадь с фонтаном перед зданием – современное положение драматического театра Читы.

Но опять обратимся в прошлое. 1932 год. Начало кампании по стационированию театров СССР. До далекой от столицы Читы дело дошло спустя «всего» 5 лет – тогда возник Читинский театр музыкальной комедии. Правда, труппа через два года распалась из-за репертуарных несогласий с властью. Время поджимало: театральные сезоны в соседних городах давно открылись, не будет же Чита лишаться этого удовольствия! И вот в столицу Забайкалья на постоянную работу приглашен Куйбышевский (Самарский) театр имени ХХ-летия Ленинско-Сталинского комсомола. Характеристика приехавшего коллектива была противоречивой: созданный из самодеятельного заводского кружка, за 10 лет театр поставил всего 35 спектаклей. Но в то же время в середине 30-х гастролировал в Москве и стажировался у признанных мастеров сцены: Б.Щукина, А.Коопена, И.Толчанова и др. «Труппа небольшая, но обладает неплохим творческим потенциалом», - говорили о новом театре. Первый сезон не задался. Один из самых популярных в Самаре спектаклей «Аристократы» Н.Погодина, выдержавший более 200 представлений, в Чите с треском провалился. Зритель здесь другой: требовательный, упрощенность и схематизм человеческих характеров категорически не принимающий. Из 11 спектаклей хорошее впечатление произвели немногие: «Интервенция» Л.Славина показала, что труппа может работать с серьезной современной драматургией; «Сады цветут» В.Масса и Н.Куличенко не отличались глубиной содержания, но подняли настроение и зарядили энергией; последняя премьера сезона «Сказка» М.Светлова показала зрителям романтическую, светлую действительность. Остальные постановки, включая русскую и зарубежную классику, успеха театру не принесли. С такими результатами Читинский областной закрыл свой первый сезон и отправился на гастроли к берегам Амура – в Хабаровск.

Гастроли вообще заслуживают особого внимания. Читинская драма посетила за 70 лет более 35 городов России и ближнего зарубежья, есть, чем гордиться! Отрадно, что в последние годы, когда многие театры не могут позволить себе поездки, читинцы каждое лето отправляются то в Гомель, то в Одессу и Новочеркасск, то в Иркутск и Ярославль. И хотя финансовую выгоду это не приносит (один провоз декораций чего стоит!), зато наших актеров знают и любят не только дома. Помимо их мастерства и обаяния, зрителей привлекает хороший репертуар и оригинальные (порой даже эксклюзивные) постановки.

На протяжении 70-и лет театр знакомил зрителей и с классикой, и с современной драматургией. В конце 40-х он часто обращался к творчеству украинских авторов. Ситуация с репертуаром несколько изменилась с приходом нового главного - Марка Маламуда: театр сблизился со зрителем, стал с ним советоваться. Творческий подъем ощутили и молодые режиссеры. В это время на сцене появляются такие успешные постановки, как «Отелло» Шекспира, «Порт-Артур» А.Степанова и И.Попова, «Бесприданница» А.Островского, «Зыковы» и «Дети солнца» М.Горького…

Одной из самых ярких страниц в истории читинской драмы стали годы Великой Отечественной войны. Театр поддерживал дух горожан, помогал бойцам и финансово, и теплыми вещами. И, конечно, ставил спектакли: за 4 года на сцене не раз прошли «Ключи Берлина» К.Финна и М.Гусса, «Парень из нашего города» К.Симонова, «Надежда Дурова» К.Липскерова и А.Кочеткова. За каждодневный труд без выходных, выезды в госпитали и выступления в воинских частях 30 декабря 1944 года пришла телеграмма: «Прошу передать сотрудникам Читинского областного театра, собравшим 75000 рублей в фонд помощи детям фронтовиков и 2500 рублей в Фонд обороны Союза ССР, мой братский привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин».

За долгие годы военно-патриотическая тема не забыта театром. Так, с конца 90-х прошлого века зрителей ежегодно ждет премьера к годовщине победы в Великой Отечественной. Одна из них – драма А.Дударева «Вечер» - стала визитной карточкой театра и живет на сцене уже 14 лет.

Но не все было так уж хорошо. С самого основания театра больше 4-5 сезонов не продержался ни один главный режиссер. А в середине 60-х вместе с очередным главным ушли и многие артисты – «костяк» труппы распался. Повезло, что чуть раньше приехали молодые и активные режиссеры В.Ильина и С.Мазур. А через некоторое время труппа пополнилась и новыми актерами – театр не «впал в депрессию», жалея себя, а продолжал развиваться.

Резко изменил направление читинской драмы возглавивший театр в 1968 году режиссер В.Бухарин. Сделав акцент прежде всего на тонкие психологические отношения, он начал диалог об острых злободневных проблемах. А после постановки спектакля по роману местного писателя В.Балябина «Забайкальцы» о читинском театре заговорили на страницах столичных газет, высоко оценивая его работу.

Новый импульс театру дал приход в 1981 году главного режиссера А.Славутского. В это же время труппа пополнилась молодыми выпускниками театральных училищ страны. Знакомство началось с постановки комедии «Плутни Скапена» Мольера, к творчеству которого Читинская драма обратилась впервые. Уже в первом своем сезоне новый режиссер показал себя вдумчивым, требовательным, творческим и хорошо владеющим современными театральными средствами. А во втором сезоне А.Славутский решился открыть камерную сцену в помещении бывшей репетиционной. Читинцам это было в новинку: впечатление усиливалось тем, что в маленький зал нужно было пробираться по внутренним помещениям театра. Поэтому на премьере драмы А.Гельмана «Наедине со всеми» волновались не только актеры, но и зрители. К сожалению, сейчас в театре нет камерной сцены, но в последние годы стали появляться камерные спектакли! Что делать? Приходится искать в городе другие сценические площадки.

Режиссерский период с 1987 по 1990 гг. принадлежит Е.Золотареву. Это период комедий и спектаклей для детей. Только вот на запланированные заранее гастроли в Кемерово летом 1990 пришлось ехать уже без лидера – в марте главный режиссер погиб. Репертуар и подавленное настроение актеров сыграли свою роль – театр «провалился», после чего его ждал еще один удар – труппу покинули 10 артистов. И в этот печальный момент в Читу приезжает Николай Березин, выпускник ВТУ им. Щукина, успевший уже поработать и в Ленинграде, и в Уфе. Приезжает всего на «пару лет», но вот уже 19 лет он стоит у руля Читинской драмы.

Из-за бедственного положения театра свой первый сезон Н.Березин закрывает через три месяца после открытия: надо было наработать репертуар, как-то приспособиться к плачевному состоянию техники. Уже в следующем сезоне режиссеру удается сплотить коллектив и выбрать верное направление: четко выявленная гражданская позиция и вместе с тем романтическое мироощущение. Народный артист РФ Николай Березин заботится о новых кадрах: в конце прошлого века с разницей в четыре года актеров выпустила студия при театре, они пополнили труппу, позже получили и высшее театральное образование. В этом году закончили учебу студенты студии ВТУ им.Щепкина при Читинском драматическом. Не обделены вниманием и режиссеры, сейчас их трое: С.Жарков, Ж.Пономарева и А.Тебеньков.

Спектакли для юных зрителей в репертуаре стали появляться почти с момента его основания – с 1940 года. Из-за отсутствия в Чите ТЮЗа, драматический до сих пор берет воспитание подрастающего поколения на себя. И это неплохо ему удается. Для самых маленьких по воскресеньям, кроме утренней сказки, – увлекательный урок: малыши узнают, как правильно ухаживать за цветами и домашними животными, учатся хорошим манерам. Для ребят постарше ставятся спектакли по произведениям, изучающимся в рамках школьной программы. А выпускникам театр помогает поступить в университет – проводит оригинальный проект «Твой шанс».

Но главный праздник юных зрителей – осенняя Всероссийская неделя «Театр - детству и юношеству», которая проводится в Чите с момента ее организации – уже 34 года.

Новый год не за горами – сценарий представления для забайкальских ребят уже девятый год пишут артистки театра С.Алферова и Н.Нижегородцева. В последние годы их сказки идут и в других городах России.

Постепенно театр расширяет рамки творчества – в репертуаре появились музыкальные спектакли, где актеры и поют, и танцуют. Вот и в новом, юбилейном сезоне театр порадует горожан музыкальным спектаклем А.Журбина по рассказам О.Генри «Пишите сумму прописью» (кстати, это уже третья постановка на музыку известного композитора).

Вот такой он – юбиляр – Забайкальский краевой драматический театр: с богатой историей, сильный и разносторонний, настоящий друг читинцев.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.