Армавир

Выпуск №5-125/2010, В России

Армавир

 

Испания, Мадрид, XVII век. Франция, Париж, XX век. Россия, Армавир, XXI век. Пьеса Лопе де Веги «Изобретательная влюбленная» поставлена в Армавирском театре драмы и комедии. Но это - Испания и Россия, а причем тут Франция прошлого века? А при том, что костюмы и декорации явно отсылают нас в Париж начала ХХ века и определенно навеяны стилем Арт-деко. Почему главному режиссеру театра, постановщику спектакля Юрию Ковалеву понадобилось перенести действие знаменитой комедии «плаща и шпаги» в другое время?

На сцене – сложное, ассиметричное строение, увитое плющом, подсвеченное многочисленными фонариками, разбросанными по лестницам, крышам и балконам (художник Е.Куприченко). Все красиво и витиевато. Что соответствует выбранному стилю. Мужчины - подтянуты и стройны: главный герой Люсиндо (В.Лазебников), его отец капитан (П.Андрюшин) и хитроумный слуга (И.Галанцев) щеголяют в военной морской форме. А вечные спутники Герарды (И.Галкина) – Ористео (П.Бойко) и Финардо (В.Смильский) расхаживают по сцене либо в сюртуках, либо во фраках. Опять же очень красиво, особенно в лунном свете! А дамы! Голые плечи, облегающие платья, шляпы с перьями, манто и длинные черные перчатки, бриллианты - все это блестит, переливается. Красиво. Совсем необязательно, но красиво! Все это великолепие никак не мешает развитию настоящих нешуточных любовных страстей.

Сюжет несложен: Фениса (Ж.Чекурова) мечтает выйти замуж за Люсиндо. Люсиндо влюблен в яркую и ветреную Герарду и не замечает скромную девушку, зато ее заметил отец героя и решил посвататься к ней. Фениса, девушка сообразительная и предприимчивая, использует всех, кто рядом, лишь бы добиться своего. В результате не только получает в мужья любимого Люсиндо, но и матушку свою (Т.Юдина) пристраивает за отца любимого.

Тема любви - понятное дело, вечная, ей столько же лет, сколько и человечеству, так все-таки почему Арт-деко? Ведь человечество изобрело столько стилей и направлений. Конечно, ни о каких шпагах речи просто не идет. Конечно же, герои вооружены пистолетами и кортиками. Но вот чего совсем не ожидаешь, что в финале появится еще и английский пулемет «Льюис». В руках у слуги он смотрится весьма угрожающе. Вообще, финальная ночная сцена решена очень остроумно. Все герои в одинаковых светло-серых морских плащах с капюшонами, трудно разобрать, где кто, пока персонажи сами не явят себя миру. По сюжету, покинутая Герарда переодевается в мужское платье. Нетрудно догадаться, что и она появляется в костюме морского офицера и ей приходится прятаться под плащом и отстреливаться от своих же поклонников. Выстрелов в спектакле много, особенно несдержан в этом смысле капитан-отец.

Но все эти переодевания, пистолеты, пулемет и прочий гарнир, думается, совсем не главное для Юрия Ковалева. Лирические сцены - вот где основной интерес режиссера.

На улице сорить

Червонным золотом признанья?

Я сердцем собственным своим

Готов всю улицу покрыть,

Чтоб ни одно из Ваших слов

Здесь не упало в грязь!

Влюбленный Люсиндо произносит это тихо, совсем не по-испански. И сколько же затаенной неизрасходованной нежности и страсти в его голосе!

Вот, пожалуй, здесь и надо искать ответ. Если одной из отличительных черт стиля Арт-деко является совсем не обязательная красота, то как же красиво, совсем не обязательно красиво звучат эти слова. Сегодня, когда смс-связь вытесняет романтику из отношений, заменяя длинные неповторимые признания штампованными смайликами, особенно непривычно звучат красивые слова объяснения в любви. И уж конечно, чтобы мужчины выглядели подчеркнуто мужественными, женщины - утонченно-женственными, а любовь стала огромным, почти космическим чувством, и понадобились Юрию Ковалеву фраки, кители, платья для коктейля, перья и вся эта невероятная, необязательная красота. Он словно противопоставляет сегодняшним джинсам, майкам и смайликам необязательную красоту человеческих отношений. Необязательную, но все же такую необходимую.

Выбранный режиссером стиль выделяет, похоже, главную мысль спектакля - нельзя позволить Красоте исчезнуть из нашей жизни.

Люди любили 400 лет назад в Мадриде, любили век назад в Париже, любят и сейчас. Не рвется связь времен. Именно эта связь и прослеживается в цепочке: Испания, XVII век – Париж, XX – Россия, XXI.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.