Томск

Выпуск №5-125/2010, В России

Томск

 

Всем известно, с чего начинается театр - с вешалки, затем — буфет, и только после этого - спектакль. Хорошо взрослым зрителям, их вполне устраивает такой расклад. Но что делать детям, особенно если их приводят задолго до начала спектакля? «Тетя, а когда начнется театр?», - спрашивают у администраторов тоскующие малыши. Конечно, в каждом детском театре есть педагог, в задачу которого входит решение этой проблемы. Но в какие игры можно играть в фойе? Бегать нельзя, прятаться негде, мячи, куклы, машинки, кубики и прочий «реквизит» не реальны. Остается - «Ручеек» и «Море волнуется раз...». И вот неизменная тетя радостно предлагает: «Ребятки, кто хочет поиграть в замечательную игру... (смотрите выше)?» Ребяткам эти «ручейки» надоели еще в детском саду, но выхода нет, иначе придется сидеть на лавочке.
В Томском областном театре куклы и актера «Скоморох» им. Романа Виндермана тоже думали над тем, как скрасить детям ожидание в фойе. Решение нашли в самом названии театра. В «Скоморохе» детей должны встречать скоморохи! Веселый молодой актер в ярком костюме изначально интересней обыкновенной тети, и играть с ним гораздо приятней. В театре придумали новые игры, причем к каждому спектаклю. И оказалось, что можно не только развлекать детей, но и готовить их к просмотру представления. Так как в театр приходят и четырехлетние малыши, и тринадцатилетние подростки, пришлось маленькие интермедии подстраивать под разный возраст.
Самые маленькие зрители с удовольствием отгадывают загадки Скомороха, чтобы узнать, с какими героями они познакомятся во время спектакля, играют в «Скоморошьи повторялки». (Эта переделка игры «Ровным кругом...» в интерпретации театра звучит так: «Ровным кругом друг за другом, эй, ребята, не зевай, то, что Скоморох покажет, с нами вместе повторяй».) Ученики начальных классов с удовольствием отвечают на вопросы викторины, демонстрируя свои знания русских народных сказок (к спектаклям «Приключения колобка», «Русская соль», «Сибирская сказка») и волшебных (к спектаклю «Царевна-яга»). Игры в «Морру» (к спектаклю «Приключения Муми-троллей») и в «Обезьянок» (к спектаклю «Таинственный гиппопотам») особенно нравятся подвижным первоклассникам. А если отгадать смешные загадки, то можно узнать, какие герои появятся на сцене («Таинственный гиппопотам»).
Ребятам, пришедшим на сказку «Дракон и...» скоморохи не только загадывают загадки, не только играют с ними, но и рассказывают интересные истории о происхождении театра теней. Перед спектаклем «Приключение барона Мюнхгаузена» школьники узнают факты из жизни реального барона, пытаются найти правду в русских народных смехотворных небылицах («Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота, выскочила палка с бабкою в руке и давай дубасить коня на мужике, конь ел сало, а мужик овес, конь сел в сани, а мужик повез»).
Викторины, составленные к спектаклям «Русалочка» и «Конек-Горбунок» предлагают детям отгадать название сказки по ситуации. Очень забавно, когда взрослые, перекрикивая детей, спешат ответить на вопросы Скомороха. (В какой сказке у главного героя не было одной ноги? В какой сказке все проблемы начались из-за разбитого зеркала? В какой сказке героине предлагали много раз выйти замуж, но каждый раз за животных? В какой сказке главного героя сначала все презирают, а затем им восхищаются? В какой сказке работу, которую выполняют герои-обманщики, не видно?)
Учеников средних и старших классов перед спектаклем «Левша» встречают не просто скоморохи, а балаганные зазывалы. Ребята узнают историю создания сказа и пьесы, переводят на современный русский своеобразный, просторечный язык героев (двухсестная карета, египетская керамида, мелкоскоп, Противная аптека, укушетка, тугамент, публицейские, твердизамное море, курица с рысью...)
Перед спектаклем «Ночь перед Рождеством» старшеклассники вместе со Скоморохом запоминают и поют святочные колядки.
Веселый Скоморох в ярком костюме неизменно создает праздничное, театральное настроение у детей и взрослых. Масса смешных и трогательных историй случается со Скоморохом. Как-то на спектакль привезли ребят из детского сада. Они поиграли, посмотрели спектакль и уехали из театра. В следующую субботу к Скомороху подходит маленькая девочка, ведя за руку очень серьезного отца: «Здравствуй, Скоморошек. Я привела к тебе папу, научи его играть со мной, как ты, а то он говорит, что не умеет». Пришлось записывать игры.
И, как всегда бывает, одна идея влечет за собой другие. В фойе театра вывесили банер с фотографией Скомороха, который приглашает ребят принять участие в конкурсе рисунков. И дети с огромным удовольствием начали опускать в «волшебный ящик» не только рисунки, но стихи и письма Скомороху. Школьников всегда интересует, какие бывают театральные куклы, как их делают, что творится за кулисами театра. Так возник проект «В гостях у Скомороха». Практически целый день ребята провели в театре. Они посмотрели спектакль, задали вопросы режиссеру и актерам, поработали в театральных мастерских (гримерно-пастижерной, конструкторской, бутафорской, истории театральных кукол, «Закулисье театра»).
Скоморох как персонаж - явление чисто русское, а в репертуаре театра множество спектаклей по немецким, английским, французским сказкам. И сейчас мы разрабатываем интермедии, которые будут разыгрывать миннезингеры, гистрионы, жонглеры, т.е. народные площадные актеры Германии, Англии и Франции.
Идей еще очень и очень много. Какие-то уже осуществлены, над какими-то театр думает, но то, что в «Скоморохе», кроме спектаклей, есть еще масса интересного, знает, наверное, весь Томск.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.