Хабаровск

Выпуск №5-125/2010, В России

Хабаровск

 

Спектакль по пьесе Александра Володина «Две стрелы» в Театре пантомимы «Триада» возникает словно из времени, которое дышит за спиной, шелестит, струится, осыпается мелкими камешками в музыкальном инструменте в руках молодого шамана (Павел Данилкин). Костюмы участников (художник Павел Оглуздин) расписаны так же, как зрительный зал, отчего создается впечатление, будто персонажи появляются из стен. Вот троица заговорщиков: человек Боя (Олег Гринченко), Красноречивый (Сергей Листопадов), Ходок (Вадим Гончаров). А вот седой, постаревший Глава рода (Владимир Токарев). Ему неспокойно, он чувствует, что в роду наступил разлад. Куда ушло то счастливое время, когда по вечерам они все собирались у костра, Ушастый и Черепашка, человек Боя и Ходок, Долгоносик, Вдова, Красноречивый – все равные, все заслуживающие внимания…

Теперь, после убийства Длинного, все изменилось. Человек Боя интересуется, а справедливо ли, что блага в роду распределяются поровну, то есть сильные и крепкие получают наравне с немощными и стариками? Может быть, во имя великой идеи справедливости первое место у костра и самые лучшие куски мяса стоит отдавать достойнейшим, тем, кто в бою и на охоте первый, а слабых и немощных уничтожать?

Смута… Беспокойство… Сейчас задача, которая стоит перед Главой, – спасти то, что еще осталось в роду молодого и мыслящего. Но молодость так нетерпелива, так самонадеянна, она плохо слушает стариков. В сцене с Ушастым (Илья Ли) герой Токарева на первый взгляд спокоен. Он понимает, что Ушастый не убивал, слишком прямодушен и правдив. Но кто они, те люди, что затеяли преступление, воспользовавшись стрелами Ушастого? И кто тот, в чьи руки они вложили стрелы с совиными перьями?

Ведя дознание, Глава рода – Токарев о многом догадывается. Он чувствует тревогу, которая разлита в воздухе, и понимает, что время двух стрел неотвратимо, но не в силах ему противостоять. И вот уже падает, сраженный стрелами, Ушастый, убит Долгоносик (Михаил Васюков), слабый, нерешительный, но сумевший в последний момент восстать над своей трусостью. За что и поплатился… Нет, пора уходить, это чужое страшное время.

Здесь режиссер спектакля Вадим Гогольков позволяет себе «дописать» автора. Свой последний монолог Глава рода произносит так, что ясно: он не сможет уйти отсюда по своей воле, не сможет оставить этих людей – юную Черепашку (Владилена Стулова), которая нашла в его лице защиту и покровительство, женщин, Вдову… Когда-то он любил ее… Как хороша была она, когда купалась в тени деревьев… Людмила Селезнева играет женщину, которую мало интересуют войны, распри, борьба за власть, она боится только одного – одиночества. В борьбе за свое женское счастье она азартна, безудержна и напориста. Да, когда-то давно у Вдовы с Главой рода был роман, только что из того, в жизни редко бывает так, как хочется. Для нее прошлое не представляет интереса, оно как давно прочитанная страница. Но он ничего не забыл, его холодный, даже вызывающий тон, когда он говорит с Вдовой, тому подтверждение… Жаль, что линия взаимоотношений этих двоих в спектакле не получает развития, а остается лишь на уровне текста.

Смерть (вернее, убийство) Главы рода в финале спектакля закономерно вытекает из логики событий. Но театр пошел дальше: в спектакле один за другим погибают и те, кто задумал и осуществил преступление, – Красноречивый, Ходок, человек Боя. Трупы, трупы… Шекспиру такое и не снилось.

К финалу остались те, кто, безмолвствуя весь спектакль, дождались наконец своего выхода и шагнули из массовки на первый план. Главная музыкальная тема (композитор Дмитрий Голланд), которая на протяжении спектакля звучит лишь наплывами, выливается в наступательный барабанный ритм; поглощая звуки первобытного мира – все эти шорохи, шепоты, бульканье, свист, – он разрастается, заполняя пространство театра, где на авансцене, бесстрастно глядя перед собой, стоят завоеватели, невозмутимые, крепкие, твердолобые. Только они да осиротевшие женщины, растерянные, испуганные… Потом женщины нарожают детей, дети вырастут, станут взрослыми. А потом более сильные и крепкие, те, кто придет на смену, убьют их двумя стрелами в спину. История повторяется.

Гаснет свет, и из темноты мы слышим текст Володина: «Это происходило много тысяч лет до нашей эры. Люди уже существовали… Звезды висели над ними, держась неизвестно на чем. Ночные духи были опасны. Дневные духи были ненадежны. Грозы были первобытны. И все же люди уже тогда были главными из того, что существовало на земле».

Фото Степана Киянова, Дарьи Маренко, Марины Будько

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.