Желанный берег/III Международный кочевой театральный фестиваль "Желанный берег"

Выпуск №5-125/2010, Фестивали

Желанный берег/III Международный кочевой театральный фестиваль "Желанный берег"

 

В переводе с калмыцкого Элиста значит — песчаный. Город расположен посреди степи, которая во все стороны уходит за горизонт. Сегодня это — столица европейского буддизма, здесь находится самый монументальный в Европе хурул. Кажется, что город населен памятниками и скульптурами, где перемешаны буддийские мотивы и шахматная символика. Элиста не похожа на другие города, но чтобы понять – почему, нужно обязательно увидеть Мемориальный комплекс «Исход и Возвращение» – памятник жертвам сталинских репрессий. Этот мемориал заставляет вспомнить то страшное время, когда пытались уничтожить нацию – язык, культуру, традиции. Прошло чуть более полувека – генная память вернулась. И сегодня республика стремится к тому, чтобы занять достойное место на культурной карте страны. Все три театра Элисты – Национальный, Русский и Театр юного зрителя «Джангар» – хорошо известны в России – по участию в фестивалях, по активной гастрольной жизни. В этом году они сами стали хозяевами Международного театрального фестиваля «Желанный берег», который проходил с 7 по 11 октября. «Желанный берег» – фестиваль кочевой, и в столице Калмыкии он получил свое название – «Сказание Великой степи».

Как отметил заместитель Председателя Правительства Калмыкии, министр образования, культуры и науки Бадма Салаев, «название фестиваля «Сказание Великой степи» – глубоко символично. «Великая степь» связывает нас, в ней наши корни, наша память, в ней прошлое, настоящее и будущее кочевых народов. Она – хранительница традиций, легенд и сказаний».

Эстафету фестиваля Калмыкия приняла от Улан-Удэ, а те, в свою очередь, от Монголии. Идеолог фестиваля – Андрей Борисов, чей спектакль-талисман дал название фестивалю.

Афиша фестиваля в Элисте была качественно неоднородной. Здесь имена лидеров национальных театров соседствовали с молодыми режиссерами, легендарные театры – с первыми ростками национальных коллективов. На фестивале были представлены прославленный якутский спектакль «Желанный голубой берег мой…», «Юлий Цезарь» Юго-Осетинского театра им. Коста Хетагурова, адыгейский «Тартюф» и спектакли недавние – «Вишневый сад» из Республики Алтай и калмыцкие постановки «Времен серебряная цепь», «Я – сын России», «Сердце матери», «Рождение легенды», монгольский национальный спектакль-концерт.

Комедия Мольера «Тартюф», которую показали актеры Национального театра республики Адыгея, была разыграна с фарсовым изяществом. Поставленный К.Хачегогу два десятилетия назад, спектакль поразил обилием комедийных ситуаций, в которых оказывались мольеровские герои. Сегодня заглавный герой, Тартюф, которого все годы играет замечательный актер, красавец Заурбий Зехов, повзрослел. И его герой не столько ловкий ханжа, сколько умный пройдоха, которому на старости лет негде приклонить голову. Он давно стал осторожен, он постоянно озирается, но, получив очередной дар, резко молодеет.

Известно, что Пушкин не очень жаловал Мольера. В произведениях великого француза Александр Сергеевич видел схематизм и однозначность характеров: «Скупой скуп, и только». Пожалуй, адыгейские актеры согласны с нашим классиком – их герои не блещут разнообразием красок. Но Мольер прижился на адыгейской сцене – в спектакле и хорошие люди, и подлецы видны сразу. Маски и типажи мольеровского театра узнаваемы.

Здесь на извечный вопрос – почему Оргон верит Тартюфу, ответ становится ясен, как только З.Зехов появляется на сцене. В нем нет ничего броского. Разве что аскетичность, граничащая с элегантной бедностью. С Тартюфом в спектакль входит «магнитное поле». Кажется, что до его появления ничего существенного и не было. Так, игры какие-то... Тартюф З.Зехова приковывает к себе внимание. Чем? Почему? Трудно сразу разобраться... Отдельный, обособленный, выброшенный из игры маргинал как раз и «очаровывает» своей позой. Он ведь ничего не просит у Оргона – ни дома, ни дочки. Оргон – Мурат Кукан все отдает ему сам в приступе гуманизма. Магнетизм личности героя Зехова столь очевиден, что рождает мысль о скучающем дьяволе, который устал от людской глупости и неразвитости. «Ах, обмануть меня не трудно. Я сам обманываться рад»... Чтобы понять опасность соблазна, этому фарсовому Оргону нужно как минимум поумнеть.

Правда, времени для этого не остается, история играется со скомканным финалом, фарсовая ситуация сводится к простейшему моралите, где добро торжествует, а порок наказан.

Спектакль «Желанный голубой берег мой», поставленный Андреем Борисовым, живет уже 27 лет. Вообще, у спектакля интересная биография, которая складывалась в поездках и фестивалях, за кулисами и на сцене. Сегодня уже новые актеры вышли на сцену, корифеи якутской сцены передали эстафету молодому поколению. Но спектакль по-прежнему будоражит чувства, ставит извечные вопросы, открывает неизведанные горизонты.

На крыльях счастья летит Кириск навстречу стихии, он готов обнять весь мир! Возможно ли любить сильней, чем в юности! Острей, чем в детстве, ощущать таинственность мира, которой дышит черная борода звездного неба! Возможно ли мечтать и верить искренней, чем когда ты на пороге жизни?! Весь мир в твоих руках, ты рвешься к подвигам и к великому счастью, которое непременно будет, и будет необыкновенным, какого ни у кого не было. И какой сложный путь взросления должен пройти мальчик, чтобы понять, в чем счастье, понять цену глотка воды, ветра, звезд, волны.

Актеры Юго-Осетинского театра им. К.Хетагурова сегодня – желанные гости любого театрального фестиваля. С одной стороны, есть некий политический налет из-за ситуации в республике, где от здания театра остались руины. С другой – спектакль, которому уже больше десяти лет, действительно интересное осмысление классической пьесы. Тамерлан Дзудцев Шекспира сократил. Более того, действие трагедии разворачивается не в Древнем Риме, а в сумасшедшем доме, где герои бьются за право обладать властью. Один из больных нарекает себя Цезарем и, получив в руки власть, превращается в тирана. Другие обитатели палаты мечтают освободиться от власти деспота. И тогда, с подачи Кассия, рождается тайный заговор против Цезаря. Воплотить страшную идею в жизнь выпало на долю «благородному Бруту». Он вынужден стать предателем. Сторонникам Цезаря свой страшный поступок он объясняет так: «Я убил Цезаря не потому, что люблю его меньше, а потому, что люблю Рим больше». Где сегодня находится «Рим», кто Цезарь, а кто Брут, понятно даже неискушенному зрителю – это боль Южной Осетии.

Поэтическая история Валерия Хотлина «Я – сын России!» написана специально для Русского театра Элисты. Пьеса посвящена добровольному вхождению калмыцкого народа в состав России, 400-летний юбилей этого события празднует республика. Это спектакль-воспоминание. Здесь много исторических событий, временных пластов и ситуаций. Здесь реальные герои перемешаны с историческими персонажами. Поначалу сам спектакль выглядит как исторический литмонтаж – русские послы договорились с калмыками о присоединении к России, это событие сменилось историей сосланного во время войны молодого калмыка, который просит у капитана разрешения поехать учиться в институт. Но это лишь пласты, которые довольно-таки искусственно «украшают» основной сюжет – романтическую любовную историю молодой француженки, которая влюбилась в калмыка и отправилась с ним на его родину. Эта история, которая вполне могла существовать как самостоятельный спектакль (здесь есть и драки, и дуэли, и предательство, и отважные калмыцкие рыцари в духе мушкетеров, и история влюбленных), оказалась последней матрешкой в нагромождении сюжета. Главное достоинство спектакля – зримое напоминание исторических фактов, послевкусие и размышления, которые рождают глубокое уважение к калмыцкому народу.

Драматическую фантазию «Сердце матери» по пьесе А.Балакаева показывал на фестивале Калмыцкий ТЮЗ «Джангар». Режиссер Борис Манджиев последние годы тяготеет к музыкально-пластическому языку, наиболее понятному его зрителям. И эту драматическую притчу он тоже переводит на язык музыки и пластики. Специально для спектакля Гиляна Манджиева, студентка Санкт-Петербургской консерватории, написала музыку, где современные ритмы соседствуют со сложными оркестровыми вставками. Жизнь человека здесь показана от первого крика новорожденного. Первая любовь, взросление, ощущение себя личностью. Испытания, которые приходится пережить Пюрвя (Санджи Пурсяков), – испытания на мужскую прочность. Он хочет навсегда остаться с той, что сулит ему радости жизни, правда, с точки зрения общепринятой морали, весьма сомнительного свойства. Красавица Шарка (Гилян Бембеева) хочет навсегда остаться молодой, единственный способ сохранить молодость – получить сердце матери Пюрвя. Марина Кикеева в роли Матери создает образ трогательно-монументальный. Материнская любовь бескорыстна. Как и любая мать, она готова всем пожертвовать ради своего сына. И когда сын попросил ее сердце – она предостерегает его, но отдает.

Борис Манджиев никого не обличает и не поучает. Режиссер показывает красивую оболочку зла, обаяние доброты, силу любви. Но молодой зритель понимает, где истинные ценности, на что собственно и рассчитывает театр.

Мифологическую драму «Рождение легенды» Колана Баатра и драматическую фантазию «Времен серебряная цепь» поставил Б.Колаев в Калмыцком национальном театре. Оба спектакля – естественное желание обратиться к истокам, приблизиться к национальным основам, заново перечесть эпос или вспомнить родной язык.

«Времен серебряная цепь» – коллективное сочинение театра. Сюжет прост – молодой человек заступился за свою девушку, отсидел срок и выходит из тюрьмы. Это предыстория, сама история – это сон главного героя, который возвращается в отчий дом.

Как в сказке, он встречается с Ханом, Найоншей, которые волею случая принимают его за другого. Но в этом сне, где ему предстоит пройти множество сложных испытаний, он начинает ощущать свою истинную связь с предками. Путь домой оказывается дорогой к своим корням – сегодня для маленького народа калмыков это важная дорога.

Красивый спектакль «Рождение легенды» создан по мотивам древне-ойратской легенды о происхождении эпоса «Джангар». Легенда оживает, древние обычаи и обряды переплетаются с театральным действом. Согласно обычаю, умерших хоронят в степи. Но если душа не отошла в иной мир, его нужно вернуть к жизни. Очир проходит путь от смерти до воскресения, но прежде, чем вернуться на землю, он просит научить его петь песни, услышанные в подземном мире. С этими песнями, наделенный даром сказителя он и возвращается домой. Кульминацией спектакля и всего фестиваля стал праздник в честь героя. Именно он создаст эпос «Джангар», где сохраняются и воспеваются, как своего рода реликтовые отношения, лучшие времена из прошлого ойратско-калмыцкого народа. В народном сознании это «золотой век».

Элиста оказалась гостеприимным фестивальным домом. Может быть, «Желанный берег» находится в Великой степи…

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.