Страна Гончарова/III Всероссийский фестиваль "Герои Гончарова на современной сцене"

Выпуск №5-125/2010, Фестивали

Страна Гончарова/III Всероссийский фестиваль "Герои Гончарова на современной сцене"

 

Волжский Ульяновск – Симбирск – известен не только как родина В.И.Ленина, но и как город, из которого некогда отправился в Петербург, подобно своему герою Сашеньке Адуеву, юный Иван Александрович Гончаров, чтобы стать классиком русской литературы.

В Ульяновске своего знаменитого земляка помнят и знают: кроме стандартного набора памятников и единственного в России курьезного памятника букве Ё, есть здесь, например, затейливая гончаровская беседка, отсылающая к роману «Обрыв», а в конце лета центр города превращается музейщиками и театральным людом в Обломовку. По улицам дефилируют красотки в русских сарафанах и кринолинах, штольцы продают чай, соревнуясь в предприимчивости, и предлагают покупателям шары с воздухом Отечества, а за лучшую фотографию с Ильей Ильичем и Ольгой Сергеевной победителю конкурса полагается нешуточный приз. Впрочем, и шуточных призов для победителей всевозможных викторин хватает. Горожане радостно подхватывают затею организаторов и демонстрируют знание не только основных сюжетных линий, но и деталей произведений Гончарова.

Вполне логично, что именно здесь в преддверии 200-летнего юбилея писателя возник единственный в своем роде театральный фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене». Придумали его в Ульяновском драматическом театре им. И.А.Гончарова (а как же иначе?), возглавляемом одним из известнейших режиссеров российской провинции Юрием Копыловым. Кроме того, в театре работает редкостная команда администраторов во главе с директором Натальей Никоноровой, каждого члена которой отличают молодость, энтузиазм, доблестное трудолюбие и не только организаторские способности, но и гуманитарная грамотность, и творческие амбиции, то, что принято сегодня называть креативом. Фестиваль поддержало Министерство культуры РФ и, конечно же, ульяновский губернатор Сергей Морозов – театрал, который не пропускает ни одной премьеры, ни одного бенефиса, в дни рождения актеров не забывает преподнести букет каждому да и в целом делает очень много для любимого театра. (Где еще сегодня молодые артисты получают государственные квартиры?)

В этом году Гончаровский фестиваль прошел в Ульяновске в третий раз. Прежде здесь уже побывали театры из Москвы, Перми, Воронежа, Тамбова. Справедливости ради надо сказать, что Гончарова ставят не так уж часто. Поэтому ульяновский фестиваль не только приглашает существующие спектакли, но и помогает создавать новые благодаря президентскому гранту. В нынешней афише «Героев Гончарова» соседствовали композиция хозяев площадки «Трилогия страсти» (отрывки из спектаклей репертуара «Обломов», «Обрыв» и «Обыкновенная история», объединенные темой любви), недавние премьеры театров Дзержинска, Липецка и Орска. В дни фестиваля игровыми площадками, активно вовлекающими зрителей в действие, становились и фойе, и холлы театра. Параллельно большой программе в камерном зале проходили интерактивные представления, в которых уже традиционно, кроме молодых актеров и студентов, принимают участие – в качестве импровизирующих исполнителей – популярные ульяновские политики, чиновники, журналисты – тоже молодые. Они разыгрывают продолжения гончаровских историй, демонстрируя смелость и прекрасное знание текстов, – ведь темы задаются перед самым началом игры. В этом году в этой веселой off-программе вместе с ульяновцами в качестве актрисы дебютировала Анастасия Ефремова, московский критик, редактор «Страстного бульвара, 10», эксперт Гончаровского фестиваля. Облачившись в розовое пышное платье XIX века, она выступила в роли повзрослевшей Марфиньки и получила приз зрительских симпатий.

Несмотря на эпидемию гриппа и карантин, фестивальные залы были полны. Даже в день аварии на «Арсенале», когда живущие на другом берегу зрители не смогли попасть в театр: мост был перекрыт. (Зато какой переаншлаг был на следующий день, когда все доехали!)

Дзержинский театр драмы впервые в мире поставил путевые заметки Гончарова «Фрегат «Паллада» (инсценировка Аллы Зубовой, режиссер Андрей Подскребкин). С этой непростой задачей дзержинцы справились вполне успешно. Превратив сцену в палубу корабля (сценография В.Святынина) – продуваемые ветром паруса, канаты, каюта писателя слева и кают-компания справа, - театр отправился в романтическое путешествие вокруг света. Стержнем композиции стала переписка Ивана Александровича (его сдержанно, но с тонкой внутренней нюансировкой играет Игорь Тарасов) и некоей Барыни (Валентина Губкина), которая искренне тревожится о судьбе своего визави и полна любопытства. Этому отнюдь не формальному дуэту спектакль во многом обязан своей цельностью – во взаимоотношениях писателя, пустившегося в авантюру, и его корреспондентки, чем-то напоминающей бабулечку Достоевского, – теплота близких, несмотря на разницу в возрасте, людей, которая могла бы стать чем-то большим, если бы они не разминулись во времени. Спектакль не столько об экзотических странах, сколько о морском братстве, о любви военных офицеров и моряков к оставленной родине. Каждый персонаж спектакля, от адмирала (Андрей Крайнюков, который наделяет своего героя редкой значительностью обаяния) до юнги-сироты (Екатерина Рязанова – трудно поверить, что это девушка, а не резвый мальчишка), предстает как своеобразный характер со своей историей. Материалом осмысления Ивана Александровича, а вслед за ним и зрителей становятся трудовые будни военного корабля, штили и шорма, веселые байки и трагические воспоминания матросов, русские песни и случайная (и в то же время фатальная) гибель в морской пучине. Писатель читает офицерам главы из своего будущего романа «Обломов», и между ними разгораются споры о позиции героя и о качествах русского характера. В финале же, когда моряки и почувствовавший свое единство с ними писатель прощаются с фрегатом, уходящим на дно, зрители встают в патриотическом порыве и не могут сдержать слез.

Для постановки «Обыкновенной истории» Сергей Бобровский, главный режиссер Липецкого академического театра драмы им. Л.Н.Толстого, год назад приглашенный в театр после ухода из жизни легендарного Владимира Пахомова, заказал новую инсценировку (ее автор М.Смоляницкий). В результате на сцене возникла не привычная нам история противостояния деревенской наивности и столичного прагматизма, главная в канонической пьесе В.Розова, а история гибели живой души в чуждом ей бесчувственном пространстве имперского города, выморочного, холодного, символизирующего дьявольское начало. Причем жертвой «тяжелозвонкого скаканья по потрясенной мостовой» становится не только прелестный Сашенька Адуев (молодой актер Евгений Азманов рисует поистине ужасающее разрушение личности), но и его дядя (в жестком и сосредоточенно-скорбном исполнении Владимира Кравченко Адуев-старший не циничный сибарит и тем более не монстр, хотя длинные заостренные фалды его фрака выглядят весьма инфернально), и юная тетушка, поистине поначалу напоминающая ангела (Маргарита Ромнова), и маменька, сраженная изменениями, произошедшими с ее чадом (Зинаида Румянцева). Своя история разбитой любви и разрушенных надежд у разлученных против воли Евсея, комердинера Александра (Владимир Борисов), и красавицы ключницы Аграфены (Мария Колычева), которую искушает разбитной дворник-пьяница Архипыч (Максим Дмитроченков). Режиссер вместе с художником Евгением Лемешонком (Новосибирск) создали эпическое, многоплановое холодное полотно, в котором звучат мотивы других романов Гончарова, явственны темы Пушкина, Толстого, Достоевского, но при этом произведение это современное – и по театральному языку, и по актуальному высказыванию. Есть здесь и гротесковые сцены и фигуры. Рядом с юношей Адуевым (или неподалеку от него) постоянно живет своей жизнью безмолвное фантастическое существо с изломанной пластикой (в переводе на реалистический язык программки – Юродивый Петр – Александр Скачков). Изменения ли души Сашеньки Адуева, развитие его «болезни» – низменных инстинктов и страстей – символизирует оно или упрек, осуждение – так или иначе, но отвлекающее поначалу, потом оно принимается как ирреальная, но явная параллель происходящего с главным героем. Прием не нов, но в контексте фантастического города Петербурга органичен. Можно порадоваться за театр, в который пришел режиссера с твердой рукой и тонкой душой, умеющий работать с большим пространством, обладающий способностью подробно выстраивать психологический и формальный рисунок каждой роли. «Обыкновенная история» – спектакль ансамблевый и полифонический, да и просто интересный, напряженный, несмотря на немалую, несовременную продолжительность – четыре часа.

А вот «Смерть Ильи Ильича» Михаила Угарова в Орском драматическом театре им. А.С.Пушкина – постановка камерная, идет всего полтора часа на малой сцене, превращенной в тотальный диван режиссером Сергеем Тюжиным, 28-летним выпускником Леонида Хейфеца. В этом стильном и энергичном, несмотря на качества главного героя, спектакле все осмысленно и неоднозначно: бело-зеленая полоска задника – гигантской диванной спинки и разборных валиков, лежащих вдоль порталов, отсылает к банальному матрасу, но празднично облагорожена позолотой. Основные музыкальные темы – старинной русской песни и оперной «Каста Дивы» – сливаются, превращаясь в какофонию, в момент разрушения гармонии, в финале же звучит лирическая, светлая мелодия Яна Тирсена из фильма «Амели», как бы напоминая нам, что ушедший Обломов – личность удивительная, целостная, дарившая всем, кто с ней сталкивался, необычный взгляд на мир и на себя в нем. И весь спектакль необычайно гармоничен, целостен. В его центре несомненный лидер – Обломов в исполнении Сергея Чиненова, молодого артиста необыкновенно подвижной, переменчивой и вместе с тем правдивой живой природы. Этот Обломов, поначалу болезненно воспринимающий попытки вторжения в свою частную жизнь, постепенно изменяется, влюбляясь, поддаваясь искушению жизнь свою и себя изменить: все этапы преодоления внешней неловкости и внутренних борений реальности и мечты артист отыгрывает естественно и обаятельно, многообразно и детально. Его герой, интуитивист и умница, преображается из большого ребенка – в невротика, из увальня – в байронического романтика, чтобы обрести истинное счастье рядом с ямочками на локотках Агафьи Матвеевны, но, увы, погибнуть – потому что на свете счастья нет счастливым натурам. Все остальные персонажи здесь «играют короля», но не становятся служебными. Мало того, режиссер и молодые актеры (молод даже Захар, а уж доктор прямо-таки мальчишка) находят нестандартные, порой абсолютно неожиданные краски. Захар – Валерий Хамин – длинный, тощий, с бакенбардищами на бритом узком лице, так сонлив, что, кажется, в любую минуту может впасть в анабиоз. Просыпается он лишь после смерти хозяина, произнося прочувствованный финальный монолог. Доктор Аркадий – Михаил Ракитский, кажется, в любую минуту готов пуститься в салочки. Штольц Дениса Бухалова – истинно русский немец, несмотря на деловитость, он мягок, доброжелателен и щедр в душевных движениях. И безоглядно любит Ольгу. Изящна, полна внутреннего достоинства и трепета Ольга Ильинская – Екатерина Манаева, а вечно хлопочущая, но при этом павой плывущая Агафья Пшеницына – Татьяна Горелова будто сошла со старинного полотна, изображающего кружевницу или шоколадницу. Даже посыльные (а обоих играет Антон Егоров, так что вопрос Штольца, который из них больше нравится Обломову, вызывает хохот в зале) точно ведет свои партии, по-детски легко и радостно откликаясь на предложение Обломова пообщаться.

Всего четыре театра встретились на фестивальной площадке, но столько неожиданных пересечений! Бобровский из Липецка ждал Подскребкина – они однокурсники. Мне же Бобровский известен по Новосибирску, а Подскребкин – по Чите. А Дмитроченков – по Рязани. Кто-то из дзержинцев работал вместе с орцами в Нальчике. Ну и т.д., и т.п.

На время фестиваля, кажется, город Гончарова собрался в театре, который, без преувеличения, превратился в страну Гончарова. Всего четыре дня продолжался этот фестиваль, но подарил столько радостных встреч и открытий, что хочется, чтобы он продолжался и после юбилея классика. А деятельная любовь театра и города к произведениям Ивана Александровича дает такую надежду!

Фото предоставлены театрами – участниками фестиваля

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.