Нашего времени случай/"Игроки", театр драмы им. А.Н.Островского

Выпуск №5-125/2010, Премьеры Москвы

Нашего времени случай/"Игроки", театр драмы им. А.Н.Островского

 

Премьеры в честь 200-летия Н.В.Гоголя продолжают пополнять афишу столицы. Театр драмы им. А.Н.Островского, что в Кузьминках, выйдя, наконец, из коллапса, обусловленного затяжным ремонтом, выпустил свою версию «Игроков». Эпиграфом комедии сам Гоголь взял строчку из Пушкина - «Дела давно минувших дней». Но и цитата из Достоевского в названии этих заметок тоже уместна. Взаимовлияние триады гениев русской культуры слишком очевидно, чтобы выглядеть открытием. Но здесь одних догадок мало. Тем более, что зрители ждут комедию.
Режиссер Дамир Салимзянов, давно и активно работающий с труппой Театра Островского, ставит прежде всего фантасмагорию, где мистика перемешана с трагикомедией.
Герои входят в «игровую зону» сквозь белые стены, возникая и исчезая внезапно и бесшумно, к чему, как ни странно, быстро привыкаешь, как и к тому, что время от времени здесь появляются шесть девиц в алых нарядах с черным подбоем, олицетворяя не только игровой кураж, для картежников необходимый, но и безумие мечтаний. Правда, девицы возникают спонтанно и без видимой логики — про них успеваешь позабыть...
В декорации (художник Екатерина Трумекальн) есть второй ярус, где, играя, кажется, в шахматы, сидят трактирные слуги и придуманный режиссером Шарманщик (В.Шмаков) — то ли глас народа, то ли его воплощенное безмолвие. Прямого участия в игре не принимая, к событиям они внимания не теряют, больше того, постоянно сохраняют вполне объективное к ним отношение.
А сюжет движется своим чередом, подчиняясь вечному двигателю азарта. Тем же азартом объяснимо и острое внимание персонажей друг к другу, которое вдохновенный Ихарев (Ю.Фенякин) довольно быстро теряет, поскольку почти сразу искренне радуется самой возможности продемонстрировать «членам профсоюза» творческое отношение к делу и виртуозность в нем.
Этот Ихарев — человек нервозный и перед элементарным шулерством беззащитный, ведь свое дело он возвел в степень искусства. Сама эта возбудимость делает его уязвимым. Три других игрока деловой хватки не теряют, а Ихарев, напротив, сразу перемещается в иное измерение. Природная склонность к инфернальности моментально превращает его в восторженного романтика-одиночку. Даже в том, что ему говорят, он слышит лишь то, что сам хочет слышать. Он, по рецепту другого классика, и жить торопится и чувствовать спешит.
Троица опытных и беспардонных шулеров быстро ориентируется не только в ситуации, но и в том, каков психотип их «клиента».
Виртуозности Ихарева, для которого игра есть выстраданный способ наполнить жизнь высоким смыслом, Утешительный — Г.Фирсов, Кругель — А.Чанцев и Швохнев — А.Мисилин противопоставляют механику плутовства, лишь по видимости простодушного, но лукавого, надежного своей элементарностью. Команда эта сыгралась давно и работает довольно смело, не теряя в интриге ни темперамента, ни осторожности. Умение вовремя смыться тут равнозначно артистическому чутью на исчерпанность сюжета. Если Ихаревым движет вдохновение романтического плута как типа классического, то троицей — другой вечный закон: все экспромты должны быть хорошо отрепетированы.
Персонажи, оказавшиеся на положении «пристяжных», тем не менее вовсе не бесполезны. Больше того, в их поведении обнаруживается свое обаяние. И каждый из них отрабатывает свой «номер» с достаточной долей импровизационности.
Г.Христенко делает Замухрышкина дядькой хитрым и цепким, явно себе на уме, а Глов-старший в исполнении Ю.Колганова не только обезоруживающе простодушен, но и въедлив. Зато Глов-младший — С.Куликов при первом появлении существо почти инфантильное, вряд ли даже половозрелое, позже, разоблачая аферу, становится фигурой остродраматической.
Все герои этой истории, пусть по-разному, но все равно глубоко заморочены недостижимыми мечтами. В этой связи судьба романтика Ихарева особенно горька и безрадостна.
Возвышенное плутовство, осознаваемое как миссия, увы, неизбежно проигрывает «простенькому», но энергичному плутовству мелких хищников, чья элементарная сплоченность куда надежнее мировоззрения.

Фото Ларисы Ткаченко

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.