XI Международный театральный фестиваль "На берегу"
Выпуск №5-125/2010, Содружество
- Каждый год в болгарском городе Бургасе, у самого Черного моря, большой театральный праздник — Международный театральный фестиваль «На берегу». Интерес к фестивалю очень большой — его ждут зрители, деятели театров, каждый вечер переполненные залы, цветы, аплодисменты.
- Большое внимание уделяет ему и администрация города. Недавно избранный мэр Бургаса Димитр Николов перед открытием фестиваля сказал, что, как и в предыдущие годы, XI фестиваль «предлагает нам интригующие названия спектаклей, новые интересные встречи со знаменитыми режиссерами, актерами, драматургами и надежду на то, что красивые послания с театральной сцены дойдут до ума и сердец зрителей и завоюют новых друзей Бургаса...»
- Открывали фестиваль хозяева — Драматический театр им. Адрианы Будевской спектаклем «Жестокие игры» Алексея Арбузова в постановке московского режиссера Андрея Любимова.
- Эта пьеса Арбузова отличается от многих его поэтически-романтических произведений своей непривычной резкостью, отсутствием полутонов. Персонажи жестоко играют друг с другом, сами с собой и со своей судьбой.
- Три главных героя, три двадцатилетних друга с одного московского двора — Никита (Иван Григоров), Кай (Асен Лозанов) и Терентий (Евгений Будинов), устав от пустоты окружающей действительности, разочаровавшись в жизни, решили отгородиться от мира, поселившись в квартире Кая на Арбате. Но дверь этой квартиры всегда открыта. Иногда кто-то забегает к ним, как простодушно бесцеремонная девятнадцатилетняя Нелли (Полин Лалова), приехавшая из какой-то провинциальной дыры. Ее когда-то обидели близкие люди, и она тоже стала играть в жестокие игры с другими. Закрутив любовь с Никитой, она убегает от него в Тюмень, где неудачно пытается разбить семью геологов Земцовых (Асен Блатечки и Сильвия Лулчева), и в результате возвращается в Москву. Действие идет на сцене параллельно, очень органично перекидываясь из Москвы в Тюмень.
- Спектакль, пронизанный юмором, современным языком рассказывает о поиске молодых людей своего пути и своего места в жизни.
- Постановку другого российского режиссера Бориса Голубицкого «Горький хлеб» («Нахлебник») И.С.Тургенева показал Шуменский драматический театр им. Васила Друмева. Написанная в 1848 году и запрещенная царской цензурой как «оскорбление дворянского сословия», пьеса прозвучала на сцене болгарского театра насмешливо и трогательно, жестко и романтично.
- Спектакль поставлен неспешно, несуетно, скупыми сценическими средствами, без особых новаций и излишеств, с приятным музыкальным оформлением и с рядом очень хороших актерских работ.
- Прежде всего это, конечно, Кузовкин в прекрасном исполнении известного болгарского актера Илии Добрева, приглашенного на эту роль из Софии.
- Кузовкин Добрева — смешной, неловкий, но очень обаятельный, добрый и чистый. Играет его актер естественно и просто, скромно и вдумчиво, хотя целая гамма чувств отражена на его лице, даже когда он молчит.
- Есть сцена, на мой взгляд, — открытие в трактовке этого образа. За завтраком, после встречи с дочерью Ольгой (Паулиной Козовской), его пытаются насильно напоить, сделать шутом, чтобы повеселиться. Но Кузовкин-Добрев даже пьяным не стал смешным, даже в шутовском колпаке, который надевают ему на голову. И тайна всей его жизни в проникновенной исповеди выплескивается болью и отчаянием на притихших актеров и зрителей.
- В том же ключе, с глубокой сдержанной силой, играет Иванова, бедного соседа Елецких, Стефан Сотиров, который по-настоящему страдает из-за своего старого друга Кузовкина, над которым смеются и измываются окружающие.
- Заметным явлением на фестивале стал спектакль «Кожа и небо» Димитра Динева в постановке Борислава Чакринова в Центре драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина из Москвы.
- Незатейливая история встречи на войне в Сербии русского наемного солдата и молодой мусульманки рассказана актерами очень чисто и трогательно. Режиссер Борислав Чакринов смог преодолеть недостатки пьесы и заставить поверить, что любви не могут помешать ни границы, ни вероисповедание, ни выстрелы, ни смерть.
- В последние годы даже на самых престижных фестивалях в Болгарии я не раз отмечала практически полное отсутствие болгарской драматургии - как современной, так и классической. Тем отраднее было увидеть на афише нынешнего фестиваля пьесы болгарских классиков.
- «Золотое дно» известного болгарского комедиографа конца XIX - начала XX века Стефана Костова в Драматическом театре им. Ивана Димова в городе Хасково поставлено Мариусом Куркинским.
- Пьеса, написанная 90 лет назад, звучит актуально и говорит о ценностях, мнимых и истинных, о том, что золото надо искать не в глубине земли, а в глубине человеческих душ и сердец.
- Спектакль отличается цельным ансамблем, в котором трудно выделить отдельные актерские работы.
- Другое классическое произведение, «Змеиную свадьбу» Петко Тодорова, инсценировал и поставил Крум Филипов в Благоевградском драматическом театре им. Николы Вапцарова.
- Петко Тодорова, хорошо знавшего поэтику и эстетику немецкого театра, считают одним из основоположников новой болгарской интеллектуальной драмы начала ХХ века. Материал он искал в народных мифах и легендах, переводя их в сценическое действие.
- «Змеиная свадьба» - это сказочная история по мотивам народной песни, которую режиссер превратил в античную трагедию одиночества и любви, во имя которой должны быть принесены огромные жертвы. И Смерть и Любовь объединяют людей — смысл этого сложного метафорического спектакля.
- В афише фестиваля — пьесы известных зарубежных драматургов, которые не так часто ставятся на театральных сценах.
- «Хоровод» Артура Шницлера показал драматический театр из города Враца в режиссуре Борислава Чакринова.
- Пьесу австрийского драматурга «Любовный хоровод», или просто «Хоровод», написанную в 1893 году, называли в свое время самой скандальной пьесой мирового репертуара. Ее долго запрещали издавать и ставить, появиление ее в 1921 году на сценах Берлина и Вены повлекло за собой два судебных процесса, огромное количество статей, карикатур, обвинявших автора в безнравственности и порнографии.
- Артура Шницлера занимала проблема пола, проблема плотского греха, плотских соблазнов.
- Спектакль врачан состоит из пяти эпизодов, в которых пять пар предаются любовным утехам — от солдата, встретившего на вокзале проститутку, до графа, оказавшегося в финале в постели с нею же. В спектакле заняты прекрасные актеры — и очень опытные и именитые, и молодежь. Они создают яркое зрелище, дающее повод поразмышлять не только о том, что происходит на первом плане, но и о том, что скрывается за ним.
- К сложнейшей экзистенциальной драме французского писателя Альбера Камю «Калигула» обратился один из талантливейших болгарских режиссеров, известных далеко за пределами своей страны, Явор Гырдев.
- Спектакль Варненского драматического театра им. Стояна Бычварова является жестким театральным экспериментом режиссера, осмысливающего трагедию личности. Все действующие лица одеты в черные, похожие на гестаповские мундиры, длинные черные шинели и высокие черные сапоги.
- Ассоциации прямые, но не назойливые, без дешевых театральных эффектов и манипуляций, так как главным для режиссера является исследование трагедии власти и души. Гырдев заставляет зрителей неотрывно следить за ходом мысли героя.
- Калигулу великолепно играет Димо Алексиев. Он пластичен, хорош собой, отлично сложен и обаятельно порочен, ироничен, холоден и порой неожиданно искренен. Калигула у Алексиева злой гений, сверхчеловек, циничный экспериментатор, творящий немыслимые злодеяния и кровавые безумства. Иногда он изысканно сентиментален — он влюблен в Луну, переодевается Венерой и требует от всех ритуального ей поклонения.
- Современники вспоминают, что Альбер Камю любил повторять: «Существует лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема — проблема самоубийства». И его Калигула, успевший ужаснуться безысходности бытия, поняв, что добродетелей у людей нет, испытывает их пороки, истязая их, провоцируя, подводя к тому, чтобы эта серая, безликая масса решилась хоть раз в жизни совершить поступок — убить его и обрести свободу.
- О спектаклях «Фламбе» Ханоха Левина в драматическом театре им. Савы Огнянова в городе Русе, «Молли Суини» Брайна Фрила в Сливенском драматическом театре им. Стефана Кирова, «Искусство заметать мусор под ковер» Ингмара Бергмана в Пазарджикском театре им. К.Величкова «СБ, 10» писал в №1-121/2009.
- А под финал этого очень интересного театрального фестиваля мы увидели очаровательный солнечный спектакль кукольного театра из Варны «Красота спит» — сценарий, режиссура Стефана Москова по Зигмунду Фрейду и Шарлю Перро.
- Все в жизни есть сон, и каждому из нас что-то снится. Человек — это тоже сон. Все наши встречи, наши дела, мечты и чаяния, радости, страдания и сам человек — это сон.
- А действительность - это замечательный театральный праздник на берегу Черного моря, который мы и будем ожидать вновь через год.
- И его красота никогда не спит!
- Фото из буклета фестиваля
Отправить комментарий