XI Международный театральный фестиваль "На берегу"

Выпуск №5-125/2010, Содружество

XI Международный театральный фестиваль "На берегу"

 

Каждый год в болгарском городе Бургасе, у самого Черного моря, большой театральный праздник — Международный театральный фестиваль «На берегу». Интерес к фестивалю очень большой — его ждут зрители, деятели театров, каждый вечер переполненные залы, цветы, аплодисменты.
Большое внимание уделяет ему и администрация города. Недавно избранный мэр Бургаса Димитр Николов перед открытием фестиваля сказал, что, как и в предыдущие годы, XI фестиваль «предлагает нам интригующие названия спектаклей, новые интересные встречи со знаменитыми режиссерами, актерами, драматургами и надежду на то, что красивые послания с театральной сцены дойдут до ума и сердец зрителей и завоюют новых друзей Бургаса...»
Открывали фестиваль хозяева — Драматический театр им. Адрианы Будевской спектаклем «Жестокие игры» Алексея Арбузова в постановке московского режиссера Андрея Любимова.
Эта пьеса Арбузова отличается от многих его поэтически-романтических произведений своей непривычной резкостью, отсутствием полутонов. Персонажи жестоко играют друг с другом, сами с собой и со своей судьбой.
Три главных героя, три двадцатилетних друга с одного московского двора — Никита (Иван Григоров), Кай (Асен Лозанов) и Терентий (Евгений Будинов), устав от пустоты окружающей действительности, разочаровавшись в жизни, решили отгородиться от мира, поселившись в квартире Кая на Арбате. Но дверь этой квартиры всегда открыта. Иногда кто-то забегает к ним, как простодушно бесцеремонная девятнадцатилетняя Нелли (Полин Лалова), приехавшая из какой-то провинциальной дыры. Ее когда-то обидели близкие люди, и она тоже стала играть в жестокие игры с другими. Закрутив любовь с Никитой, она убегает от него в Тюмень, где неудачно пытается разбить семью геологов Земцовых (Асен Блатечки и Сильвия Лулчева), и в результате возвращается в Москву. Действие идет на сцене параллельно, очень органично перекидываясь из Москвы в Тюмень.
Спектакль, пронизанный юмором, современным языком рассказывает о поиске молодых людей своего пути и своего места в жизни.
Постановку другого российского режиссера Бориса Голубицкого «Горький хлеб» («Нахлебник») И.С.Тургенева показал Шуменский драматический театр им. Васила Друмева. Написанная в 1848 году и запрещенная царской цензурой как «оскорбление дворянского сословия», пьеса прозвучала на сцене болгарского театра насмешливо и трогательно, жестко и романтично.
Спектакль поставлен неспешно, несуетно, скупыми сценическими средствами, без особых новаций и излишеств, с приятным музыкальным оформлением и с рядом очень хороших актерских работ.
Прежде всего это, конечно, Кузовкин в прекрасном исполнении известного болгарского актера Илии Добрева, приглашенного на эту роль из Софии.
Кузовкин Добрева — смешной, неловкий, но очень обаятельный, добрый и чистый. Играет его актер естественно и просто, скромно и вдумчиво, хотя целая гамма чувств отражена на его лице, даже когда он молчит.
Есть сцена, на мой взгляд, — открытие в трактовке этого образа. За завтраком, после встречи с дочерью Ольгой (Паулиной Козовской), его пытаются насильно напоить, сделать шутом, чтобы повеселиться. Но Кузовкин-Добрев даже пьяным не стал смешным, даже в шутовском колпаке, который надевают ему на голову. И тайна всей его жизни в проникновенной исповеди выплескивается болью и отчаянием на притихших актеров и зрителей.
В том же ключе, с глубокой сдержанной силой, играет Иванова, бедного соседа Елецких, Стефан Сотиров, который по-настоящему страдает из-за своего старого друга Кузовкина, над которым смеются и измываются окружающие.
Заметным явлением на фестивале стал спектакль «Кожа и небо» Димитра Динева в постановке Борислава Чакринова в Центре драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина из Москвы.
Незатейливая история встречи на войне в Сербии русского наемного солдата и молодой мусульманки рассказана актерами очень чисто и трогательно. Режиссер Борислав Чакринов смог преодолеть недостатки пьесы и заставить поверить, что любви не могут помешать ни границы, ни вероисповедание, ни выстрелы, ни смерть.
В последние годы даже на самых престижных фестивалях в Болгарии я не раз отмечала практически полное отсутствие болгарской драматургии - как современной, так и классической. Тем отраднее было увидеть на афише нынешнего фестиваля пьесы болгарских классиков.
«Золотое дно» известного болгарского комедиографа конца XIX - начала XX века Стефана Костова в Драматическом театре им. Ивана Димова в городе Хасково поставлено Мариусом Куркинским.
Пьеса, написанная 90 лет назад, звучит актуально и говорит о ценностях, мнимых и истинных, о том, что золото надо искать не в глубине земли, а в глубине человеческих душ и сердец.
Спектакль отличается цельным ансамблем, в котором трудно выделить отдельные актерские работы.
Другое классическое произведение, «Змеиную свадьбу» Петко Тодорова, инсценировал и поставил Крум Филипов в Благоевградском драматическом театре им. Николы Вапцарова.
Петко Тодорова, хорошо знавшего поэтику и эстетику немецкого театра, считают одним из основоположников новой болгарской интеллектуальной драмы начала ХХ века. Материал он искал в народных мифах и легендах, переводя их в сценическое действие.
«Змеиная свадьба» - это сказочная история по мотивам народной песни, которую режиссер превратил в античную трагедию одиночества и любви, во имя которой должны быть принесены огромные жертвы. И Смерть и Любовь объединяют людей — смысл этого сложного метафорического спектакля.
В афише фестиваля — пьесы известных зарубежных драматургов, которые не так часто ставятся на театральных сценах.
«Хоровод» Артура Шницлера показал драматический театр из города Враца в режиссуре Борислава Чакринова.
Пьесу австрийского драматурга «Любовный хоровод», или просто «Хоровод», написанную в 1893 году, называли в свое время самой скандальной пьесой мирового репертуара. Ее долго запрещали издавать и ставить, появиление ее в 1921 году на сценах Берлина и Вены повлекло за собой два судебных процесса, огромное количество статей, карикатур, обвинявших автора в безнравственности и порнографии.
Артура Шницлера занимала проблема пола, проблема плотского греха, плотских соблазнов.
Спектакль врачан состоит из пяти эпизодов, в которых пять пар предаются любовным утехам — от солдата, встретившего на вокзале проститутку, до графа, оказавшегося в финале в постели с нею же. В спектакле заняты прекрасные актеры — и очень опытные и именитые, и молодежь. Они создают яркое зрелище, дающее повод поразмышлять не только о том, что происходит на первом плане, но и о том, что скрывается за ним.
К сложнейшей экзистенциальной драме французского писателя Альбера Камю «Калигула» обратился один из талантливейших болгарских режиссеров, известных далеко за пределами своей страны, Явор Гырдев.
Спектакль Варненского драматического театра им. Стояна Бычварова является жестким театральным экспериментом режиссера, осмысливающего трагедию личности. Все действующие лица одеты в черные, похожие на гестаповские мундиры, длинные черные шинели и высокие черные сапоги.
Ассоциации прямые, но не назойливые, без дешевых театральных эффектов и манипуляций, так как главным для режиссера является исследование трагедии власти и души. Гырдев заставляет зрителей неотрывно следить за ходом мысли героя.
Калигулу великолепно играет Димо Алексиев. Он пластичен, хорош собой, отлично сложен и обаятельно порочен, ироничен, холоден и порой неожиданно искренен. Калигула у Алексиева злой гений, сверхчеловек, циничный экспериментатор, творящий немыслимые злодеяния и кровавые безумства. Иногда он изысканно сентиментален — он влюблен в Луну, переодевается Венерой и требует от всех ритуального ей поклонения.
Современники вспоминают, что Альбер Камю любил повторять: «Существует лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема — проблема самоубийства». И его Калигула, успевший ужаснуться безысходности бытия, поняв, что добродетелей у людей нет, испытывает их пороки, истязая их, провоцируя, подводя к тому, чтобы эта серая, безликая масса решилась хоть раз в жизни совершить поступок — убить его и обрести свободу.
О спектаклях «Фламбе» Ханоха Левина в драматическом театре им. Савы Огнянова в городе Русе, «Молли Суини» Брайна Фрила в Сливенском драматическом театре им. Стефана Кирова, «Искусство заметать мусор под ковер» Ингмара Бергмана в Пазарджикском театре им. К.Величкова «СБ, 10» писал в №1-121/2009.
А под финал этого очень интересного театрального фестиваля мы увидели очаровательный солнечный спектакль кукольного театра из Варны «Красота спит» — сценарий, режиссура Стефана Москова по Зигмунду Фрейду и Шарлю Перро.
Все в жизни есть сон, и каждому из нас что-то снится. Человек — это тоже сон. Все наши встречи, наши дела, мечты и чаяния, радости, страдания и сам человек — это сон.
А действительность - это замечательный театральный праздник на берегу Черного моря, который мы и будем ожидать вновь через год.
И его красота никогда не спит!
Фото из буклета фестиваля

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.