От самых корней

Выпуск №5-125/2010, Взгляд

От самых корней

 

Судя по тому, что этно-синтез-спектакль Якутского ТЮЗа «Милосердный богатырь» попал на прошлую «Золотую Маску» в номинацию «Эксперимент», новаторские режиссерские решения в нем присутствуют. При этом он создан по мотивам древнего сказания из якутского эпоса олонхо. То есть весь авангардизм опирается на родную почву, вырастая из древних корней. Наверное, в таком синтезе старого и нового и кроется секрет его почти магического воздействия на зрителя. Дерево без корней – телеграфный столб, который может упасть и повредить мозг, но дышать озоном и наслаждаться пением птиц под ним нельзя. Сама история появления спектакля на свет – лишнее тому доказательство.
Молодой режиссер Лена Иванова, недавняя выпускница АГИКИ, ученица Андрея Борисова, и ее будущий супруг немецкий актер Гернот Гримм, известный российскому зрителю по кинофильму «Тайна Чингисхана», где он сыграл католического монаха, проводили летний отпуск в якутском селе Черкех, прямо в музее под открытым небом, в атмосфере исконной якутской старины, жили в урасе, вкушали блюда национальной кухни. В общем, припадали к корням. Но главным событием и особенно сильным впечатлением, определившим дальнейшее направление творческих поисков режиссера, стала встреча с олонхосутом Петром Решетниковым, который оказался на удивление простым и радушным человеком, без всяких уговоров растопил в балагане камелек и более часа исполнял для незваных гостей свое олонхо. Книжка о милосердном богатыре, подаренная Лене Ивановой знаменитым сказителем, и легла в основу будущей постановки.
Еще один знак, натолкнувший режиссера на идею будущего спектакля, подстерегал ее в Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия) – листая альбом с репродукциями картин Рокуэлла Кента и увидев на одной из них танцующую эскимоску, изображенную в невероятной позе, Лена внезапно поняла: вот оно! Вот он, ключ к сценическому решению эпического сказания. И почему-то в ее голове сразу возник образ актера Театра юного зрителя Петра Андреева. А посему вопрос, где ставить спектакль, решился быстро – руководители Якутского ТЮЗа Матрена и Алексей Павловы уже приглашали молодого режиссера поработать в своем театре. Надо сказать, произошло удивительно точное попадание материала в художественную среду – почти все актеры театра родом из деревни, с детства знают запах свежескошенной травы, вкус росы, тишину туманного утра на аласе. Все это есть в олонхо, нужно лишь передать эти ощущения зрителям.
По признанию режиссера, она не ставила перед собой задачу перенести на сцену якутский эпос в чистом виде, ей хотелось, используя древнее повествование как материал, поэкспериментировать с ним, стараясь не потерять дух олонхо, не оторваться от корней.
В этом ей очень помогла музыка Клавдии и Германа Хатылаевых и актеры, удивительно музыкальные, поющие.
Сценография Лены Гоголевой, где центральное место занимает сплетенный из толстых веревок ствол дерева Ааал лук Маас, уходящего корнями в Нижний мир, в котором обитают жутковатые чудища, наполнена символами, призванными будить воображение зрителя.
Во время показа спектакля на «Золотой Маске», на тихой московской улочке Малая Ордынка царило оживление – зрители самых разных возрастных категорий, что называется, от семи до семидесяти, стекались к Театру Луны, на сцене которого Якутский ТЮЗ готовился показать спектакль-олонхо «Милосердный богатырь». Особую категорию зрителей составляли московские театральные критики, коих, по некоторым данным, насчитывалось более сорока, не считая членов жюри.
Реакция зала на происходящее на сцене необычное действо была живой и непосредственной. Некоторое недоумение от поющих драматических актеров быстро прошло, и я заметил, как многие зрители снимали наушники, в которых шел синхронный перевод текста, чтобы он не мешал воспринимать аутентичное звучание древнего эпоса. Да и сама постановка смотрелась настолько просто и органично, что в переводе не нуждалась – сказочная история о богатыре, освобождающем красавицу из плена злых духов, близка и понятна каждому в любом возрасте. А появление чудищ с натуральными конскими черепами на головах сначала вызвало непроизвольные восклицания: «Кошмар! Ужас какой!», но потом публика стала их откровенно жалеть, по достоинству оценив милосердие богатыря-победителя.
Основными достоинствами спектакля, по признанию большинства зрителей и критиков, являются его наивность и простота в сочетании с лаконичным, авангардным сценографическим оформлением и эффектными костюмами Лены Гоголевой.
Лично мне показалось, что сам материал – олонхо – обладает неким внутренним сопротивлением, что в значительной мере ограничивает возможности для экспериментов, и молодому режиссеру Лене Ивановой было очень непросто найти тонкую, как лезвие бритвы, грань между древним эпосом и современным театром, чтобы перекинуть мостик из прошлого в настоящее, по которому ведомые великолепным актерским ансамблем с охотой шли зрители.
Президент фестиваля «Золотая Маска», народный артист России Георгий Тараторкин, сам бывший тюзовец, сказал после спектакля: «Это повествование дает актерам огромные возможности для самореализации. У вас чудесные актеры, они верят в эти невероятные предлагаемые обстоятельства, как могут верить только дети. Они готовы играть любые роли, для них это и забава, и театральное озорство, и очень серьезные размышления о жизни. Я очень рад, что такой спектакль у вас родился, потому что самая главная задача искусства вообще и театра в частности – не прерывать связь времен. За это он мне очень дорог и близок…».

Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.