С оглядкой на идеал

Выпуск №5-125/2010, Выставка

С оглядкой на идеал

 

Ушедший год порадовал выставочными проектами на площадках, где театральная сфера довольно редкий гость. Все самые престижные точки столицы: Государственная Третьяковская галерея, Музей личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина, Центральный Дом Художника на Крымском валу, Государственный центральный музей современной истории России, Московский музей современного искусства и даже пространство ГУМа оказались во власти театрально-декорационного искусства. Это, безусловно, радует, но одновременно и озадачивает, потому что чаще всего в этом обилии отсутствуют элементы развития.
Своеобразным камертоном качества стала выставка «Театр в творчестве художников 1920-х - 30-х годов» (Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу) – экспозиция работ крупнейших мастеров первой трети ХХ века, в чью сферу творческих интересов входил и театр (Н.Гончарова, М.Ларионов, А.Лентулов, А.Экстер, Л.Попова, Э.Лисицкий). Глядя на эскизы декорации Аристарха Лентулова к опере «Сказки Гофмана», понимаешь, почему их сравнивали с симфонической музыкой. У Александры Экстер в пластическом синтезе стилизации и новаторства при оформлении спектакля «Ромео и Джульетта» проступает «кубистичнейший кубизм в барочнейшем барокко». Важный пластический прием неопримитивизма – нарочитость деформации – у Натальи Гончаровой доведен до предела выразительности в эскизах к балету «Богатыри» в образах Ханши, Ильи Муромца и других былинных персонажей. Одновременно с авангардными поисками театрального искусства 1920–1930 годов были представлены художники, не склонные к крайнему новаторству (Б.Кустодиев, И.Билибин). Начинавшие творческую деятельность на рубеже XIX и XX столетий, они сотрудничали с театрами, сохранявшими традиционные постановочные методы.
Русская сценография в ее лучших образцах демонстрировала главное – принципиальное выравнивание театрально-декорационных работ с достигнутым уровнем станковой живописи в самой новаторской форме. Театр не был «довеском» в творчестве мастеров нового времени, он расширял пространство авангардных поисков.
К выставке на Крымском валу было приурочено и открытие нового специального раздела в постоянной экспозиции Третьяковки «Искусство ХХ века» – «Работа художника над спектаклем». Первую сменную экспозицию галерея посвятила мастеру русской сценографии первой половины ХХ столетия Федору Федоровскому (1883–1955), показав его эскизы к спектаклю Большого театра «Нюрнбергские мейстерзингеры». В 1907 году выиграв конкурс эскизов декораций и костюмов к «Кармен» Ж.Бизе для Частной оперы С.Зимина, ученик М.Врубеля и К.Коровина был награжден премией в четыреста рублей, поездкой на два месяца в Испанию и дебютом в знаменитом московском театре, где позднее он оформил более десяти спектаклей, в том числе «Демона» А.Рубинштейна (1909), «Чародейку» П.Чайковского (1913), «Жизнь за царя» М.Глинки (1914). 1913-1914 годы – время работы над спектаклями дягилевской антрепризы в Париже («Хованщина» М.Мусоргского) и в Лондоне («Майская ночь» Н.Римского-Корсакова).
Первая сценографическая работа Федоровского в Большом театре – «Севильский цирюльник» Д.Россини (1922), в том же году художник создает декорации и костюмы к «Богеме» Д.Пуччини, «Риголетто» Д.Верди… Разрабатывая пластику сценического планшета в театре, художник создавал яркие монументальные театральные зрелища, во многом определявшие его тягу и желание ставить оперные произведения композиторов «Могучей кучки». По его эскизам выполнен знаменитый золотисто-алый занавес исторической сцены Большого театра. А в 1936 году именно Федоровским были сделаны рисунки и модели рубиновых звезд, установленных на вершинах башен Московского Кремля, которые до сих пор – символ величия страны.
Присоединение творчества сценографа, который работал в союзе со сталинской властью, к ряду великих имен, отвергших для себя содружество с режимом, исторически оправданно и справедливо. Сейчас время собирать камни, а не снова и снова фиксировать несогласие левого и правого крыла в нашем искусстве.
В 1960–1980 годы в сфере театрально-декорационного искусства работал и Таир Теймур-оглы Салахов (1928). На выставке «Таир Салахов: Живопись. Графика. К 80-летию художника» (Фонд культуры «Екатерина») были представлены, помимо его станковых работ, портретов деятелей искусства («Портрет Анастасии Вертинской», 1987; бумага, уголь; собственность автора, Москва), и эскизы декорации к постановке «Антоний и Клеопатра» (1964; Азербайджанский государственный музей искусства; картон, темпера, гуашь). Серо-белый занавес, пирамида, ступени лестницы, барка, на которой Клеопатра плыла по Нилу, вместили условность авангарда, «треугольный» конструктивизм, передав дух эпохи. Удивляет, как органично художник сурового стиля, автор классических полотен о нефтяниках Каспия, вошел в прихотливый мир египетской «готики». Эскиз декорации «Корабль Помпеи» с фрагментом глаз в виде ленты Мебиуса с уреем вместо ресниц – охранный знак. На эскизе декорации «Гробница» в пространстве серых ступеней и вертикальных параллелепипедов на одной из стен висит все тот же знак – зрачок. На протяжении всей жизни Салахов верен поиску, любви к формальному языку, отмеченному изощренным концертным мастерством, где в долгой штудии сохраняется сила наброска.
Об этом приоритете качества над идейными установками практически свидетельствует большинство показанных экспозиций.
На выставке «Татьяна Сельвинская: Игра в классики» (Московский музей современного искусства. Галерея «Зураб») художница, поместив деятелей российской культуры и искусства в мир художественных аллюзий и ведя диалог с мастерами прошлого, добилась выразительного впечатления от игры смыслов, оставаясь в рамках театра. Зато «Инсталляции» Ирины Кориной - «Urangst», «Камуфляж», «Смайлы», «Ночной тариф», «29 трансформаций», «Позитивные вибрации» (Московский музей современного искусства) уже не отражают поиски в театрально-декорационном искусстве. Музейная публика лишь фиксирует ее пространственное мышление и творческую приверженность к крупным объемам. Многозначные работы Кориной порой завораживают, порой настораживают и даже пугают, но отдадим должное ее постоянному обновлению.
В классическом ключе позиционировал свои работы главный художник Московского театра «Сфера» Владимир Солдатов (1952) на выставке «Вне суеты»: Творческое объединение «ВНЕ..» (Центральный Дом Художника на Крымском Валу). Станковые работы (графические работы карандашом, поиски пространственных решений в архитектурных фантазиях с лестницами и интерьерами) соседствовали с театрально-декорационной живописью – эскизами к спектаклям «Король-олень» (1996), «Дон Хуан» (2003), «Мурли» (2007). А в постановке по П.Мериме «Небо и ад» (2005), изучив мир Босха и модернизировав средневековое мировоззрение, сценограф сумел включить прошлое в современный контекст.
В Музее личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина проходила выставка театральной графики, костюмов, фотографий и афиш из собрания Валентина Соляникова «Художник в зеркале сцены». Частная театральная коллекция В.Соляникова – одна из крупнейших в России (около 2 тыс. предметов), ядро ее составляют материалы конца XIX – середины ХХ века. В экспозиции оказалось более 100 экспонатов. По утверждению коллекционера, концепцию зрелищного искусства определил А.Н.Островский: «Театр – это совершенствование нации».
Когда-то в маленьком антикварном магазине Соляников увидел чуть пожелтевший рисунок 1920-х годов, которым открывается экспозиция, – эскиз эстрадного костюма, созданный Борисом Эрдманом для Веры Друцкой. В коллекции соседствует и ряд «первых лиц» (более 50 эскизов М.Добужинского, более 30 работ Ф.Федоровского, 11 афиш ГОСТИМа…), и популярные дореволюционные фотооткрытки танцовщиц Императорских театров.
История отечественного театра на выставке вместила три внимательных взгляда «художника в зеркала сцен» – это работы объединения «Мир искусства», театральное творчество авангардистов начала ХХ века и художников 1930-1950 годов. Серебряный век в экспозиции доминирует – встречаешь имена Сергея Судейкина, Николая Сапунова, Константина Коровина, Александра Бенуа... В подготовке спектакля «Дама с камелиями» (1923) участвовала и Сара Бернар, не дожившая до премьеры. Послереволюционный авангард с его абстракцией, внутренней энергетикой, эффектом напряженных линий хорош у Александры Экстер в эскизе костюма шекспировского Ромео. Некое противоречие вызывает традиционный костюм Августа из «Двенадцати месяцев» у Владимира Татлина. Хронологически «продвигаясь» по экспозиции к середине ХХ века, обращаешь внимание на размашистость красочных эскизов Федора Федоровского, работы Петра Вильямса и акварели Александра Тышлера.
«Жемчужным» выставочным раритетом стала серия фотографий – участники постановки комедии М.Кузмина «Венецианские безумцы» в доме Носовых, которая была сыграна один раз в 1914 году членами семей Рябушинских, Носовых. Сценография Судейкина раньше была известна только по его эскизам костюмов. На снимках же можно увидеть не только актеров, но рассмотреть саму сцену, занавес, декорации…
В рамках юбилейной программы, посвященной 45-летию Московского театра драмы и комедии на Таганке, прошло несколько выставок. На выставке-инсталляции «Пространство и время Таганки» (Арт-галерея «ДРЕВО») зритель познакомился с предметами, отражающими историю: костюмы и фотографии В.Высоцкого, А.Демидовой, В.Шаповалова, Б.Хмельницкого из знаменитых спектаклей Юрия Любимова: «Павшие и живые», «Послушайте!», «Пугачев», «Тартюф», «А зори здесь тихие», «Гамлет», «Деревянные кони», «Товарищ, верь!», «Борис Годунов». Центральным в экспозиции стал портрет Юрия Любимого, написанный кураторами галереи – художниками Ириной и Валерием Нагий.
Знакомство зрителей с мастерством фотожурналиста А.С.Гаранина (1912–1990) началось с проекта «Анатолий Гаранин. Фототеатр Таганка» (Государственный центральный музей современной истории России), на котором экспонировались его фотоснимки из собрания РИА Новости. Выставочный проект был посвящен театру, который Гаранин снимал с 1964 по 1990 год. В экспозицию вошли 80 авторских фоторабот – сцены из спектаклей, репетиции, закулисная театральная жизнь сквозь призму гаранинского объектива. Публика познакомилась не просто с фотодокументами; герои снимков - Юрий Любимов, Владимир Высоцкий, Борис Хмельницкий, Леонид Филатов, Марина Влади, Алла Демидова, Валерий Золотухин, Вениамин Смехов, Зинаида Славина и многие другие – переводили репортажный фоторяд в значимое театральное фотоискусство.
Завершая небольшой обзор, пройдем мысленно по длинному пассажу ГУМа.
Выставка-коллекция картин, фотопанно, костюмов, платков и предметов интерьера «Впечатление художников. XXI век» Анна Нежная, Анатолий Нежный для проекта «Русские сезоны – XXI век» (ГУМ. Красная Площадь) экспонировалась в рамках IX Международного Открытого Фестиваля Искусств «Черешневый Лес 2009». Первой театральной работой Анны Нежной и Анатолия Нежного стало «восстановление» декораций и костюмов балетов «Русских сезонов» Сергея Дягилева. С предложением реконструкции к молодым художникам обратился Андрис Лиепа. Премьера состоялась в 1993 году на сценах Большого и Мариинского театров.
По выставке видно, главный творческий принцип сценографов – в уважении к первоисточнику. Так костюмы к балету «Тамар» создавались по афише и черно-белым фотографиям, а цветовая гамма была взята из эскиза декораций Льва Бакста. Фрагменты его подлинных эскизов легли и в основу создания рапорта для специально изготовленных тканей и для воплощения костюмов к балету «Синий Бог». Сам Бакст стал «автором» по росписи костюмов в новом спектакле – техника печати на текстиле сохранила свободный декоративный стиль письма художника (включая все, даже порой случайные затеки краски и неровности). В работе над декорациями и костюмами А.Бенуа к обновленному балету «Болеро» сценографы заимствовали манеру Ф.Гойи в качестве первоисточника, скопировав штрихи его гравюр и нанеся их на эскизы. Эту идею Нежных проиллюстрировал монохромный эскиз с добавленными персонажами из «Капричос». Но выставка скорее оказалась интересна не изобилием цитат знаменитых картин, эскизов и архивных фотографий, не коллажами и орнаментальными разработками художников Нежных, а уровнем технологий, способных скрупулезно передать и технически повторить любые художественные работы мастеров предыдущих столетий.
Подводя итог пестрых и противоречивых впечатлений можно уверенно констатировать, что сквозь творчество наших современников настойчиво просвечивает идеальный мир образцов начала прошлого века, и эта оглядка на вершины отзывается в современной сценографии весьма благотворно.
Фотоматериалы предоставлены Владимиром Солдатовым, Евгением Люлюкиным, использованы с сайтов Московского музея современного искусства (Галерея «Зураб») и Арт-Галереи «ДРЕВО»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.