Восстановленное дыхание
Выпуск №5-125/2010, Проблема

-
Тринадцать премьер в сезон? Рекорд! И личный – такого еще не бывало в истории Центра драматургии и режиссуры, и абсолютный: ни один из столичных театров, даже те, у кого есть малая (а то еще, как у МХТ, и Новая) сцена, не в состоянии даже близко подойти к схожей цифре. Тем более в тумане кризиса, когда «культурные» власти тайком советуют руководителям не выпускать новых спектаклей, обходясь старым репертуаром. Еще для сравнения: «Практика» при своем рождении обещала выпуск 10 премьер в год, но в прошедшем сезоне «практичные» новинки можно счесть на пальцах одной руки.
-
А в ЦДР фонтан фантазии и гейзер энергии.
-
Тем более удивительный, что Центр еще до трагического ухода своего лидера Алексея Казанцева ощущал некоторую растерянность, с трудом нащупывал дальнейший оригинальный путь. А невосполнимая утрата, казалось, и вовсе затруднит, если не остановит, деятельность одного из своеобразнейших столичных театров. В позапрошлом сезоне впервые за все время существования ЦДР число постановок классики превысило количество премьер по современным пьесам, да и в качестве режиссеров по большей части выступали лица уже знакомые. В прошлом сезоне привычное соотношение неизвестной и апробированной драматургии было восстановлено: всего две работы основаны на классических текстах («На волне Ф.М.» по Достоевскому и «Бедный Уильямс» по мотивам «Прекрасного воскресенья для пикника» Т.Уильямса), еще одна - из разряда «советской» классики («С любимыми не расставайтесь» А.Володина), остальные - свежие пьесы, наши и зарубежные. Центр вновь можно рассматривать как полигон современной драмы. С режиссурой то же – ни один другой театр не может похвастать таким выходом в свет неизвестных имен, их около десятка.
-
Остается лишь восхищенно поздравить администрацию Центра и позавидовать ее мобильности, оперативности и вообще высокому классу: даже в обычных труппах тяжело планировать репертуар, когда актеры работают на стороне или много снимаются, а здесь ведь нет штатных артистов. Да и с площадками чехарда: помещение на Соколе (по идее - основное) не приведено в порядок, спектакли идут на трех (!) далеко разбросанных сценах - на Беговой, где работает только один зал; в Центре Высоцкого, получившем известность именно благодаря спектаклям ЦДР; в Театре.doc, где за предоставленную возможность аренды подчас требуют обозначить премьеру как совместную. И при этом Центр начал еще и привозить близкие по духу спектакли из-за рубежа (не боясь сравнений), например, норвежский «Пластилин». А кроме того, ЦДР старается сохранить-восстановить старые постановки. Директор Людмила Цишковская со своей командой явно заслужила титул «кризисного менеджера», «продюсера изобилия», «театрального МЧС» или что-то в этом роде, особенно если учесть, что лишь на несколько премьер удалось найти поддержку, подавляющее их большинство (9) создано своими силами. Цветы и аплодисменты?
-
Широкая палитра дает и возможность выявить новые черты в обеих сферах, стоящих в названии Центра. В режиссуре: только две постановки подписаны знакомыми фамилиями – Вадима Данцигера («Бедный Уильямс») и Михаила Угарова («Жизнь удалась» Павла Пряжко, совместно с Театром.doc), да и то последний – в содружестве с начинающим Маратом Гацаловым - надо понимать, в знак поощрения со стороны мэтра «новой драмы». Впрочем, тут отдельная интрига: начиналась работа в «Практике», потом постановщик, разойдясь с руководством, перенес работу под другую марку и в иное пространство. Автор пьесы Павел Пряжко – одна из наиболее оригинальных фигур «новой драмы»: в предыдущей его постановке на сцене ЦДР – «Трусы» (тоже совместно с Театром.doc) ощутимы были переклички нарочито бытового, приземленного донельзя, с космическим, бытийным. В новом зрелище постановщики попытались придать истории побольше театральности: как, не претендуя на скромность, пишет в программке Угаров, сделать «оперу в концертном исполнении». Для чего действо должно отразить все этапы работы: начав с чтения по ролям, завершиться полноценным спектаклем. В реальности опыт обернулся невнятицей: сперва исполнители и впрямь держат в руках листки с отмеченными ярким фломастером репликами, позднее их (листки, не реплики) откладывают; но смотрится это недоученным текстом (и впрямь его затвердить нелегко). Поскольку декорация (ее фактически нет: десяток стульев, сиденьями к зрительному залу) не меняется, костюмы остаются теми же («в чем сегодня пришли, в том и играют» - радостно восклицает программка) и даже реквизит отсутствует, а кому-то из актеров досталось несколько персонажей, от шофера до старушки, то утверждение о полноценном представлении более чем спорно. Зрелище остается забавой для узкого круга, что не исключает, разумеется, мгновений удачи или актерского обаяния.
-
Похоже, вычурными приемами с чтением ремарок режиссеры пытались прикрыть ординарность пьесы, которая очевидно уступает предыдущим работам драматурга. Фабула: один из братьев любит школьницу выпускного класса, не ведая, что с ней живет второй. Сама героиня, понимая, что от бой-френда предложения руки и сердца не дождешься, выходит-таки замуж за влюбленного, но сбегает с собственной свадьбы, оставив жениха в туалете со спущенными штанами. Пьеса все более смахивает на киносценарий: новоиспеченные муж и свояк составляют компанию улизнувшей героине и ее подруге, едут в запоздалой маршрутке, ругаются с водителем, тот высаживает всех на дороге. Уже проголодавшаяся четверка подкрепляется увезенными со свадебного стола припасами, затем любовник удаляется за новобрачной в ближайший двор, исполняет там супружеские обязанности за брата. В финале все вновь оказываются в том самом туалете, где молодой супруг по-прежнему пребывает в обрисованной выше позиции с обнаженным крупом, - то ли возвращение на круги своя, то ли побег обернулся сном или пьяной грезой. С монтажа эпизодов начиналась десять лет назад «новая драма», там и застряла.
-
Еще заметнее кружение на одном месте, когда за постановку кого-то из «новых» берется менее опытный режиссер. «Поросенок и карасенок» упорно продвигаемого в восходящие звезды Юрия Клавдиева (лауреат последних «Действующих лиц») и Анастасии Москаленко подвергся, похоже, существенной переработке: среди авторов «сценической версии пьесы» (что бы значило сакраментальное выражение? что оригинальная версия вовсе не подходит для сцены?) числятся и постановщик Сергей Сатин, и исполнитель одной из заглавных ролей Донатас Грудович, и кто-то еще, но спасти убогий текст им не удалось. Спектакль не то тут же был снят с репертуара, не то вообще официально не был выпущен. Остается радоваться, что хотя бы младшие поколения (а пьесу представляли сказкой, предназначали соответственно) остались без легковесного воздействия.
-
Михаил Дурненков, едва ль не самый чуткий из авторов этого круга, явно осознал тупик и ищет выход: его «Экспонаты» - полноформатная пьеса, написанная с соблюдением классических канонов (по крайней мере, автор хотел бы их соблюсти). Тут внятная история - в угасающий городок приезжают крутые москвичи, чтобы сделать там исторически-туристический комплекс: больно уж хорошо сохранились черты начала ХХ столетия. Жителям (мало похожим на современников Серебряного века) предлагается тоже превратиться в соответствующие объекты: надеть старинные костюмы и вести себя как их дальние предки (вроде обитателей резервации для любопытствующих иностранцев). Замысел драматурга роскошен: диссонанс между повседневной борьбой за выживание, в которую превратилась сегодняшняя жизнь провинции, и гламурной оболочкой скрежещущ, широк простор как для драматичных эпизодов, так и для комедийных; контраст манер способен родить и смех, и жалость, и прочие струны, на которых пристало играть автору; а столкновение столичных визитеров с аборигенами обещает развертывание национальных характеров во всем их диапазоне. Увы! Родимые язвы «новой драмы» дали себя знать: среди персонажей появились не живые лица, но стандартные типы - алкоголик, бандит и пр., свести их друг с другом «мирным путем» автор не сумел, почему действие сползло в криминальный сериал с кульминацией разборки. Постановщик Андрей Жиряков в фантастически неподходящих условиях Театра.doc (копродукция!) совершил прямо-таки героические усилия, пытаясь вместить масштабное полотно в давящий подвал и перевести типажи в разряд жизненных типов.
-
И многое ему удалось: периодически в метре от публики возникали лица, которые сохранили, несмотря на обстановку, способность не только к физиологическим, но человеческим реакциям. В пестрой веренице образов встречались и абсолютно завершенные создания, вроде молодой героини в исполнении Анны Егоровой, нового цветка ЦДР, которой – тьфу, не сглазить бы! – предстоит роскошный расцвет. Равно как и в мозаике сцен попадались безукоризненные по атмосфере, настроению, тонкости игры (как ни странно, это эпизоды не только в помещениях, но и на вольном воздухе, ощущения которого так трудно достичь в подземелье). Постановщику удалось – пусть лишь временами – показать для «новой драмы» нетипичное: за повседневностью существования проследить мощный поток времени, из частных подробностей сложить пазл индивидуальных судеб и общей судьбы. Легкими мазками, не требуя от публики однозначной реакции, не нагнетая ужасов, молодой режиссер сочетает быт и просвечивающее сквозь него бытие. В персонажах вдруг прозреваешь близких – и в матери, что выбилась из сил, растя детей без отца, и во владельце магазинчика, который после крушения нашел в себе силу вновь приняться за дело, и в парнишке, который на пороге взросления должен решать, оставаться ли ему дома, наблюдая за деградацией родных и рискуя опуститься самому, или бросить их на произвол судьбы, бежать, устраивая собственную жизнь. Характеры рассмотрены крупным планом, у каждого своя боль и своя надежда, которые сливаются в единый поток, захватывая публику. Если бы не провалы в драматургии…
-
Впрочем, хотя основные причины неуспеха связаны с пьесой и трудным пространством, есть и собственные промахи постановщика. В основном они вызваны близостью публики к исполнителям – в таких условиях надо особенно тщательно измерять масштаб актерских приемов – и (опять-таки в силу крупного плана) реквизитом, который принято именовать исходящим, т.е. едой и питьем. Публика, даже самая неискушенная, чутка к воспроизведению на сцене процессов с сильной физиологической составляющей – она тут же оценит, холодно герою или жарко, действительно ли он голоден, не выспался, пьян ли, болен и т.п. Именно на утрировании физиологии держится дурная эстрада, от «Аншлага» до «Комеди-клаба», приемы которых режиссеры трюка постоянно пытаются привести и на драматические подмостки. Обратная сторона (менее заметная, но опасная банальностью) – бытоподобие, лишенное театральности, когда персонажи ведут себя «как в жизни», вызывая тем самым жуткое рассогласование, прорехи в театральной ткани, вроде как пресловутый настоящий нос на живописном портрете. В извинение Андрею можно заметить, что и у опытных мастеров встречается та же ошибка, но, если он всерьез думает о профессии, подобных казусов стоит избегать уже теперь.
-
На «Экспонатах» видна не только узость подхода Центра к драматургии (как сообщалось на пресс-конференции, главный «рекомендатель» пьес – все тот же Угаров), но и проблемы, связанные со второй сферой – режиссурой. То самое распутье, что наметилось несколько сезонов назад, теперь обозначилось конкретно. На одной дороге знак вековой с лишним давности гласит: «нужны новые формы», а они, как принято считать, подвластны молодым, чей взор еще не зашорен. Над другой висит лозунг театра как увеселения, а последняя, наиболее заросшая, бежит под символом продолжения традиций.
-
Первый путь, разумеется, самый соблазнительный и кажется естественным: кому и говорить о сегодняшней жизни и сегодняшним языком, как не самой активной, дерзкой (поскольку не изведали пока ожогов опыта) части населения, - так было и так будет. Беда лишь в том, что открывать новое можно, лишь овладев тем гигантским арсеналом, который выработала режиссура за полтора века своего существования, - а со знаниями и умением у молодых не очень ладно. Сегодня в театральных вузах преподают многие режиссеры, в работах которых можно заметить огромное число заимствованных, но не ставших для них органичными приемов. Немудрено, что постановки режиссеров-дебютантов отмечены отсутствием выучки - тому немало примеров в минувшем сезоне.
-
В ЦДР, хотя общая волна любительщины его тоже затронула, есть, по счастью, пример противоположный: во «Внеклассном чтении», спектакле, сложенном из инсценировок современных писателей, сделанных разными режиссерами (где такое можно еще увидеть?), несколько новелл поставлено Олесей Невмержицкой – и они, особенно те, которыми начинается и завершается представление, заставляют говорить об их авторе как о человеке технически оснащенном, а вдобавок и обладающем собственной темой. Невмержицкая умеет не иллюстрировать слово рассказчика, но делать зримым то, что стоит за ним, свободно пользуясь при этом всеми режиссерскими средствами: атмосферой и ритмом, картинкой и звуком, мизансценой и светом. Недаром ей было сделано приглашение от менеджера с хорошим нюхом – Олега Табакова, но… дебют Олеси на сцене «Табакерки» оказался слабее, чем хотелось. Тем не менее, Центр может записать себе в актив пригретые им студенческие постановки, которые на его сценах выглядят вполне профессиональными.
-
Второй – увеселительный – путь тоже отчасти сцеплен с хилостью профмускулов, но для слабодушных привлекательнее, поскольку на него толкают официально: от рекламных призывов «Бери от жизни…» до включения самого института театра в разряд развлечений. К чести ЦДР сторонников такого выбора в нем немного – разве что бездумный механистичный драйв, в который опущена пьеса Володина, рождает грусть. Гораздо чаще установка на забаву прорывается подсознательно, как в «God is a DJ» по пьесе немца Ф.Рихтера (отчего и поддержка Гете-центра; почему еще и поддержка «Открытой сцены» - понять сложнее). По слову постановщика Михаила Морскова, данный «стереоспектакль» (?) призван дать сплав театральной и клубной культур, сиречь привлечь тех, для кого дискотека – привычная часть жизни, а подмостки – величина неизвестная. Задача в принципе благородная, хотя заявления «К нам ходит молодой (вариант – продвинутый) зритель!» раздаются из самых отстойных закоулков театральной Москвы и никто еще не подсчитал, сколько новичков, увидев впервые в жизни зрелище в том же Театрe.doc, навсегда отвернулись от драматической сцены. Для смешения культуры и субкультуры нужен особый вкус и такт – в противном случае получится мало удобоваримый коктейль.
-
Если в начале представления парень бросит откуда-то сверху клич, а сидящая среди зрителей девчонка на него отзовется, - это походит на искомое, но после ее выхода на сцену останется привкус подсадной утки, поскольку зрелище замыкается по ту сторону рампы. На нынешнем Чеховском фестивале было несколько постановок, где с театром пытался породниться цирк - и не всегда порывы оправдывались, хотя у них больше совпадающих черт: зритель и там и там остается на месте. В клубе же иные отношения между посетителем и увеселителем, первый не обязан дожидаться финала. Режиссер, чтобы удержать зрительский интерес, прибегает ко все новым и новым фокусам: то один из исполнителей держит камеру, снимая партнера, - результат на экране, то на том же экране возникает несколько изображений, то на нем демонстрируется происходящее за кулисами... Беспрерывный калейдоскоп истончает самое ценное - историю взаимоотношений, которую ребята неплохо начали разыгрывать. Символична сцена, когда артисты пытаются уйти с подмостков, а постановщик силой возвращает их назад, - то же насилие совершается и над публикой.
-
Традиционный третий путь тоже не столь прям, каким мог показаться. За десятилетие с лишним своего существования ЦДР наработал собственные традиции, от которых жалко отказываться - они в немалой степени формируют неординарный облик Центра. Но они же (в области актерства поменьше, режиссуры - больше) успели обрасти мхом, утеряли блеск. Собственно, вериги «новых традиций» помешали режиссерам-«старикам», Угарову и Вадиму Данцигеру, и они же (вериги, не старики) сковывают инициативу молодых. Порой кажется, что стены всех сцен ЦДР так впитали в себя некогда поражавшие свежестью приемы, что даже люди иных культур испытывают на себе воздействие излучений. По крайней мере «Кожа и небо» болгарина Димитра Динева, живущего в Германии, в постановке болгарина Борислава Чакринова, живущего в Болгарии (отчего и поддержка Министерства культуры Болгарии и Болгарского культурного центра в Москве), мало чем отлична от рядовой (увы — заурядной) постановки Центра. Обстановка: война с восточным уклоном, персонажи: Она и Он - сразу дают унылое предзнание: разумеется, между сегодняшними Ромео и Джульеттой вспыхнет симпатия, которая преодолеет преграды воспитания и опыта, а кончится история обязательно грустно. От стандарта не спасает ни криминал (Она мародерствует, набирая нужную сумму для побега из объятой пламенем родной страны), ни третий персонаж (по контрасту с матерым воином — наивный новобранец).
-
Впрочем, клишированность режиссуры много сильнее: неужели брат-славянин, который, кстати, не первый раз ставит в столице, не знает элементарных вещей? Например, что нельзя – категорически! – заставлять актеров играть трупы: не только из соображений высоких (профессия и в самом деле опасная, создать новый образ – не соперничество ли с Творцом?), но и из самых прагматичных: ни один самый наивный зритель не поверит, что кого-то и в самом деле убили, если тот будет валяться перед глазами (да еще и заметно дышать), пока героиня произнесет пламенный монолог.
-
Едва ли не ординарнее сценография, автором которой выступил постановщик: видообразующий задник изображает собой огромный штрих-код. Значение его каждый способен трактовать по-своему, важен штамп приобщения к современности.
-
Хотя эксперимент с зарубежным гостем не привел к завидному результату, это направление ЦДР может стать перспективным: приглашение начинающих режиссеров-иностранцев – со своими представлениями о подмостках и отобранными ими текстами для постановок – способно придать новый импульс Центру, перевести его в интернациональный регистр.
-
Тогда к майке лидера в сфере организации, возможно, добавится и кубок эстетического состязания: ведь прочие необходимые составляющие у Центра в наличии. Особенно актерская поросль, которая уже формирует собственную – новую – театральную общность. Чем и славен ЦДР.
-
Фото Иван Мурзин, Татьяна Азова, Ольга Булавина, Владимир Луповской
Фотогалерея






Отправить комментарий