Омск

Выпуск № 6-126/2010, В России

Омск

 

Истории любви – какими разными они могут быть! Городской драматический театр «Студия» Любови Ермолаевой рассказал нам историю, похожую на жгучее танго, на детектив с захватывающей интригой, на метеосводку о природном катаклизме. Если это и мелодрама, то очень жесткая и беспощадная. С горьким привкусом запоздалого прозрения.

«Тектоника чувств» Эрика-Эммануэля Шмитта в постановке художественного руководителя театра Любови Ермолаевой – длинный спектакль в три с лишним часа - «проглатывается» на одном дыхании.

Французский писатель и драматург Э-Э.Шмитт сегодня довольно популярен. В своих произведениях он часто исследует отношения между мужчиной и женщиной, но главное – духовную патологию, возникающую иногда в их чувствах. Ту самую тектонику – деформацию и катастрофическое смещение. Первой пьесой, принесшей Шмитту популярность, была пьеса «Посетитель», где звучал диалог Зигмунда Фрейда и Бога. С тех пор фрейдизм присутствует почти во всех произведениях автора. Что же касается «Тектоники чувств», тут «отдыхает» не только Фрейд, но даже Тарантино с его «Убить Билла». Я имею в виду не кровавый юмор первой части, а неожиданно умную, тонкую и болезненно-щемящую часть вторую. Смертельно любить и смертельно ненавидеть одновременно. Любя, продолжать методично уничтожать самое для тебя дорогое… К счастью, далеко не всем знакомы сии мазохистские страсти. Иначе человечество давно бы вымерло.

Спектакль начинается с идиллии. Государственная дама Диана и богатый филантроп Ришар любят друг друга. Но Диане хочется еще более подогреть чувства партнера, и она придумывает ему (или им обоим?) испытание. И получает неожиданный результат. А не этого ли она хотела? Сиропно-сахарная любовь была ей скучна, а вот ненависть – дело другое. Это горячо, надежно и прочно. Привыкшая драться в парламенте, она и возлюбленного нокаутирует безжалостно, не гнушаясь запрещенных приемов. Метаморфозы, происходящие с героиней Алены Устиновой, поразительны. Суметь сыграть их – высший актерский пилотаж. Зазывный пеньюар и грация ленивой кошки сменяются на деловой костюм и резкую пластику бизнес-вумен. А к финалу, одетая в брюки и кожаный пиджак, Диана становится вообще похожей на мужчину, что с горечью констатирует ее мать (роль мадам Помрей, «женщины-птички», живущей прошлым очарованием, для Тамары Анохиной стала поистине бенефисной). Карьера, соперничество с коллегами противоположного пола, издание законов, призванных сделать счастливыми тысячи людей. Но на собственное счастье нет уже ни времени, ни способности к его обретению.

Как всегда, у Шмитта очень много текста, в котором актеры почти захлебываются. И пластические перебивки здесь очень кстати. Участники миманса изображают то посетителей кафе, то мужчин, ищущих легких развлечений, то депутатов парламента. По ходу танцевальных номеров они легко и изящно меняют немногочисленный реквизит. Треугольный экран, висящий над сценой, транслирует шедевры Лувра. Прекрасные лица с вечных полотен, парящие где-то над обыденностью, так контрастируют с искореженными человеческими чувствами внизу.

«Тектоника чувств» - спектакль тонкий и сложный, богатый совершенно неожиданными сюжетными поворотами, которые швыряют зрительские эмоции вверх и вниз не хуже американских горок. Спектакль держит в постоянном напряжении, сохраняя интригу, загадку, вызывая в антракте горячие споры о том, что же будет дальше. Понять мотивы поступков Дианы пытаются зрители, пытаются Ришар и две девушки из социальных низов, ставшие орудием и жертвами ее интриг. Казалось бы, все очень просто, когда женщина мстит оставившему ее мужчине. Но ведь «бросила» она себя сама, добровольно искалечив свою жизнь и болезненно затронув жизни окружающих. Любовью не шутят. Это как у Мюссе, которого часто цитируют в спектакле. Какой опустошенной оказывается Диана в финале, когда душа ее умерла. Есть ли жизнь после мести – вопрос не праздный и ответ на него очевиден. Особенно, если выясняется, что мстить было некому и не за что. Надо было просто уметь любить.

Ришар у Виталия Романова такой по-французски изящный, тонкий и романтичный! Однако ему приходится стать неубиваемым ванькой-встанькой в развернувшихся против него военных действиях. Приходится закалиться в этой борьбе и даже приобрести немного цинизма. Очень хороша Ольга Серман в роли Родики. Разбитная девица, зарабатывающая своим телом, она привыкла верить в порок, в расчет и корысть. Но именно сейчас, когда ее покупают для очередной гнусности, что-то внутри восстает против. Может быть, виной тому – присутствие рядом более молодой и наивной Анки (Ольга Чиченкова), на которую настроена вся интрига, чувство ответственности за ее судьбу. Вдруг оказывается, что грубоватая и вульгарная Родика на самом деле добра и сентиментальна, и ей знакомо чувство порядочности, граница, через которую нельзя переступать даже девушке ее профессии. Но через эту границу легко переступает респектабельная Диана.

И все-таки любовь в спектакле торжествует. Выкристаллизовавшаяся в ходе чудовищного психологического эксперимента, разделенная пополам и больше уже не умножающаяся на два. Шмитт не был бы Шмиттом, если бы не дал понять, что все, что мы видели, был именно эксперимент. В домашних условиях не повторять!

Фото Бориса Метцгера, Игоря Васецкого

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.